Способы конкурентных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление оптимальных способов закупки товаров. Для этого необходимо решить поставленные задачи (сбор необходимой информации, ее систематизация и анализ, формулировка выводов).
Предметом данной курсовой работы является рассмотрение основных способов закупки товаров, выявление их преимуществ и недостатков, рассмотрение особенностей государственных закупок, формулировка предложений оптимальных способов закупки товаров для государственных нужд. Объектом исследования являются способы закупки товаров.

Содержание работы

Введение
1 Характеристика основных способов конкурентных закупок
2 Государственные закупки
3 Практическое применение способов государственных закупок
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Характеристика основных  способов конкурентных закупок

2 Государственные закупки

3 Практическое применение  способов государственных закупок

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Определения оптимальных способов закупки является важной для рассмотрения темой. От выбора лучшего варианта закупки зависит эффективность удовлетворения потребностей организации в товарах, т.е. получение товара в полном объеме, в приемлемый срок, с лучшим из возможных соотношений цены и качества.

Целью данной курсовой работы является выявление оптимальных способов закупки товаров. Для этого необходимо решить поставленные задачи (сбор необходимой информации, ее систематизация и анализ, формулировка выводов).

Предметом данной курсовой работы является рассмотрение основных способов закупки товаров, выявление их преимуществ и недостатков, рассмотрение особенностей государственных закупок, формулировка предложений оптимальных способов закупки товаров для государственных нужд. Объектом исследования являются способы закупки товаров.

 

1 Характеристика  основных способов конкурентных  закупок

Чтобы получить лучшие предложения, для крупных закупок проводят открытый конкурс, или тендер. Это такой способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Победитель в конкурсе на государственные закупки определяется по полному соответствию заявки требованиям конкурсной документации и лучшим среди прочих предложенных условиям. Такой способ организации конкурентных закупок - один из основных. Как правило, открытый конкурс длится достаточно долго (решения придется ждать не меньше месяца), при этом он предполагает использование значительного количества ресурсов. Вот почему, кроме открытого конкурса, нередко используются и прочие способы закупок. В зависимости от предмета и целей закупки используется:

- двухэтапный тендер;

- закрытый конкурс;

- селективный конкурс;

- закупка из единственного  источника;

- запрос предложений;

- запрос котировок;

- конкурентные переговоры;

- редукцион (аукцион на  понижение).

Двухэтапный тендер. К такому виду зачастую прибегают тогда, когда заказчик не готов сразу четко сформулировать требования, предъявляемые к предмету конкурса. В таких случаях на первом этапе поставщики делают только технические предложения, не указывая цену. Если есть заявки, которые не соответствуют квалификационным требованиям, они отклоняются. На следующем этапе поставщики, участвующие в тендере, и техническое предложение, откорректированное с учетом уточнений конкурсной документации, и свое ценовое предложение. В дальнейшем всё это оценивается в совокупности - по той же процедуре, которая используется в открытых торгах.

Закрытый конкурс. Его процедура аналогична процедуре открытого тендера. Единственное исключение в определении участников: приглашаются только поставщики, выбранные заказчиком, в отличие от открытого конкурса, заявки на который может подавать любая компания. Приглашения на закрытый тендер, а также его результаты не публикуются. Такой способ определения поставщика обычно используется в тех случаях, когда:

- в наличии запрашиваемая  продукция есть у ограниченного  числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;

- расходы и время, требующиеся  для рассмотрения и оценки  большого количества конкурсных  заявок, будут несоизмеримы со  стоимостью закупаемых товаров (работ, услуг);

- закупка носит конфиденциальный характер.

Селективный конкурс сочетает в себе элементы закрытых и открытых тендеров. В селективный конкурс приглашаются все желающие. Но вместе с объявлением о начале приема заявок публикуются критерии квалификации - им должен соответствовать участник конкурса. Соответственно этим критерием заказчик и выбирает "короткий список" тех поставщиков, которые могут принять дальнейшее участие в селективном конкурсе.

Закупка из единственного источника. В этом случае заказчик направляет предложение о заключении контракта только одному поставщику и только с ним ведет переговоры, в ходе которых компания, приглашенная таким образом к участию в конкурсе, вполне может добиться более выгодных для себя условий. Закупка из единственного источника обычно используется в таких случаях, когда требуемый продукт предоставляется только одним поставщиком, когда товар или услуга запатентованы и равноценной им замены нет. Прибегают к данному способу, если, например, пролонгирование заключенного контракта изначально в нем предусматривалось, при этом сотрудничество с данным поставщиком по-прежнему целесообразно.

Запрос предложений - основной способ закупки услуг. Кроме того, такой способ используется еще и тогда, когда заказчик хочет запросить у поставщика решения своей проблемы: есть цель закупки, но способы ее осуществления не понятны.

Запрос цен (котировок) используется в тех случаях, когда заказчик приобретает стандартный товар или услугу - то, что производится для открытой продажи. Это могут быть, например, канцелярия, компьютеры и оргтехника, аренда помещения и т. д. Поставщик выбирается по результатам сравнения предложенных цен. От всех прочих способов закупок запрос котировок отличается оперативностью.

Конкурентные переговоры. К этому способу обращаются, когда конкурсные методы закупок не привели к желаемому результату - заключению контракта. А также, если возникает срочная потребность в закупке: в этой ситуации заказчик проводит переговоры с потенциальными заказчиками. Нередко конкурентные переговоры используют при закупке консультационных услуг. По результатам этих встреч заказчик предлагает всем поставщикам принять участие в закупочной процедуре: предоставить к установленному сроку свое окончательный вариант. И на основании полученных данных определяется контрагент, с которым заказчик и заключает договор.

Редукцион (аукцион, переторжка). Победитель в аукционе определяется по конечной цене - это основной критерий. Соответственно, такой способ определения поставщика для государственных закупок применяется обычно, когда необходимо определить организацию продаж какого-либо товара.  
При проведении обратного аукциона (так называемая переторжка) заказчик, наоборот, покупает, а не продает нужный ему товар или услугу. Участвующие в этом конкурсе компании делают свои предложения и постепенно снижают начальную цену, установленную заказчиком. Победителем становится предложивший наименьшую стоимость.

Таблица 1 – Характеристика основных способов конкурентных закупок

Способ закупки

Средние сроки проведения

Стоимость проведения

Преимущества

Недостатки

Эффективность для заказчика

Открытый конкурс

1,5-2 месяца

Высокая

Привлечение большого числа конкурентных предложений и как следствие – достижение цены ниже среднерыночной

Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов (подготовка тендерной документации, оценка предложений и т.д.) и расходов

Высокая

Закрытый конкурс

1,5 месяца

Средняя

Привлечение предложений только от проверенных поставщиков. Достижение относительно низкой цены

Длительная процедура, требующая привлечение квалифицированных специалистов и расходов. Ограничение числа участников не всегда позволяет достигнуть оптимальной цены

Выше средней


 - Без учета времени на подготовку конкурсной, котировочной и т.д. документации, но с учетом времени на оценку предложений и котировок поставщиков

Продолжение таблицы 1

Способ закупки

Средние сроки проведения

Стоимость проведения

Преимущества

Недостатки

Эффективность для заказчика

Селективный конкурс

2 месяца

Средняя

Привлечение предложений только от квалифицированных поставщиков. Достижение относительно низкой цены

Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов

Высокая

Двухэтап-ный конкурс

2-3 месяца

Высокая

Привлечение большого числа конкурентных предложений. Возможность уточнения требований к закупаемой продукции в ходе проведения торгов

Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов

Высокая

Конкурсные переговоры

1-2 недели

Низкая

Возможность учета всех пожеланий покупателя и уточнения предложений

Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной

Средняя

Запрос предложений

1-2 недели

Низкая

Возможность учета всех предложений покупателя и уточнения предложений

Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной

Высокая

Запрос котировок

1-7 дней

Низкая

Относительно быстрая процедура, не требующая особых затрат на ее организацию и проведения

Цена обычно выше, чем получаемая в результате торгов

Средняя

Единственный источник

1-7 дней

Очень низкая

Быстрая процедура

Цена нередко диктуется поставщиком

Низкая

Редукцион

1-7 дней

Низкая

Достижение цены ниже рыночной

Основным критерием выбора победителя является цена предложения

Очень высокая


Эффективность применения такого способа закупок как открытый конкурс будет высокая, если стоимость заказа превышает 20 млн. рублей, так как процедура открытого конкурса является длительной (не менее месяца), требует привлечения квалифицированных специалистов и больших материальных затрат.

Двухэтапный конкурс применяется в случаях, когда нет возможности составить технические спецификации товаров и поэтому необходимо предварительное изучение существующих на рынке предложений, в данных условиях двухэтапный конкурс будет эффективнее открытого, т.к. риск получения некачественного товара снижается, но максимальный эффект от проведения двухэтапного конкурса можно получить при стоимости заказа больше 20 млн. рублей.

Эффективность закрытых конкурсов ниже эффективности открытых, т.к при применении закрытых конкурсов не всегда можно достигнуть оптимальной цены, но при этом можно сэкономить на сроках и стоимости проведения. Закрытый конкурс также следует применять на крупные суммы контракта.

Если конкурсные методы закупок не привели к заключению договора, или существует срочная потребность в закупке, можно ограничится проведением переговоров с потенциальными поставщиками. Как правило, этот способ размещения заказов не относится к числу самых эффективных, поэтому злоупотреблять им не стоит.

Процедура запроса предложений применяется, когда заказчику известна цель закупки, но не вполне понятны способы ее достижения. По итогу применения этого способа закупки можно получить большой эффект сэкономив время и деньги на проведение.

Способ запроса котировок используется для приобретения стандартных товаров, для которых существует сложившийся рынок. При закупки товаров на сумму более 20 млн.рублей данный способ не является эффективным.

Редукцион является наиболее эффективным из всех способов закупки товаров. Сумма закупки товаров может быть любой. Минусом является то, что основным критерием выбора победителя является цена предложения.

2 Государственные  закупки

В Российской Федерации обязательность проведения конкурсных закупок для государственных нужд введена Указом Президента РФ №305 от 08.04.97 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

В настоящее время система государственных закупок в России осуществляется на четырех иерархических уровнях:

- Федеральном;

- Субфедеральном (окружном);

- Региональном;

- Местном (муниципальном).

Анализируя опыт конкурсного размещения при закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд министерствами, ведомствами, региональными и местными органами власти, были выявлены следующие недостатки:

- показатели бюджетов  различных уровней имеют существенные  отклонения значений фактически  профинансированных расходов на  проведение государственных закупок  от принятых в бюджетах. Размеры  этих отклонений могут служить косвенным индикатором силы негативных явлений, существующих в системе формирования и исполнения государственных заказов;

- действующая система  закупок продукции для государственных  нужд имеет децентрализованный  характер, что связано с большим количеством бюджетополучателей, имеющих функции государственных заказчиков. На региональном и местном уровнях организация государственных закупок имеет еще более деценрализованный характер;

- товары, имеющие однотипный  характер, закупаемые различными бюджетополучателями (например, продовольственное и вещевое снабжение воинских подразделений, материально-технические ресурсы для функционирования органов власти и др.), из-за снижения объемов закупаемой продукции (дробление закупок) приводят к: существенному уменьшению эффективности закупок; снижению конкуренции среди поставщиков; неоправданно высоким затратам по осуществлению государственной закупочной деятельности;

- значительный объем закупок  для государственных нужд проводится  без конкурсов. Размещение заказов «у единственного источника» и методом ценовых котировок применяется крайне широко, а на региональном и местном уровнях является наиболее частой формой закупок;

- существующая практика  заключения договоров без фиксации  конечной цены поставки продукции с обязательствами заказчика оплатить исполнителю выполненные работы «по уровню фактических затрат с учетом принятого процента рентабельности» приводит к повсеместному списанию на государственные заказы затрат, не имеющих к ним никакого отношения;

- заключение договоров  поставки для государственных  нужд без обеспечения бюджетным  финансированием с оговоркой  «оплатить выполненные работы (поставленную  продукцию, оказанные услуги) в случае  появления дополнительного финансирования»  приводит к возможностям для коррумпированных проявлений отдельных чиновников;

- при проведении конкурсов  имеют место нарушения правил  и процедур, предусмотренных нормативными  актами (несоблюдение срока проведения  отдельных процедур конкурса, некачественная  подготовка конкурсной документации, изменение условий конкурса в ходе его проведения, нарушений правил определения победителя и т.д.), что приводит к покупке продукции по более высоким ценам, по сравнению со средними сложившимися ценами, при высоких затратах на проведение конкурса. Имеют место нарекания к качеству продукции, поставляемой организацией, выигравшей торги;

Информация о работе Способы конкурентных закупок