Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:48, контрольная работа
Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к её изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Введение
Понятие материального потока
Виды материальных потоков
Логистические операции
Заключение
Использованная литература
Уральский международный институт туризма
Контрольная работа по дисциплине
«ЛОГИСТИКА»
на тему: «Структура материальных потоков»
Руководитель:
К.т.н. Сипер А.В.
Студентка 5 курса З/О
Неволина Светлана Владимировна
Группа 502
Екатеринбург
2012
Содержание
№ п/п |
№ страницы | |
Введение |
3 | |
1. |
Понятие материального потока |
4 |
2. |
Виды материальных потоков |
9 |
3. |
Логистические операции |
12 |
Заключение |
14 | |
Использованная литература |
16 |
Введение
Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к её изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области
Управление материальными
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют своё прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет её методами.
1. Понятие материального потока
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьём, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберём конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы.
В качестве примера выбран склад, как наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю.
Рис.1.1. Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы
На рис. 1.1. приведена принципиальная схема материального потока на складе. Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приёмку. В выходные дни прибывший груз размещают в приёмочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар, в конце концов, сосредоточивается на участке хранения. Большое количество однородного товара после разгрузки, очевидно, будет направлено сразу на хранение. На участок приёмки поступит лишь небольшая выборочная партия.
Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 1.1. изображено 4 варианта:
а) участок хранения – участок погрузки;
б) участок хранения – отправочная экспедиция – участок погрузки;
в) участок хранения – участок комплектования – отправочная экспедиция – участок погрузки;
г) участок хранения – участок комплектования – участок погрузки.
По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это, так называемые, логистические операции. Объём работ по отдельной операции, рассчитанный за определённый промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых оптовых баз складской площадью 5 тыс. кв. м по проекту составляет 4 383 т.
Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения материального потока внутри склада, издержки можно минимизировать.
На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объёмы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.
В табл. 1.1. приведён пример расчёта годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов той же базы. Его величина, так же по проекту, равна 9 740 т/год.
Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки (рис. 1.1.). Это означает отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями.
Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учёта издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значимых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических операций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.
Таблица 1.1. Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. кв. м
№ п/п |
Наименование логистической операции |
Величина материального потока, т/год |
1. |
Разгрузка вагона и укладка товаров на поддоны |
4 383 |
2 |
Разгрузка вагона и укладка товаров на электротележку |
487 |
3 |
Перемещение сформированного пакета
а) на участок приемки б) в экспедицию в) до зоны хранения |
2 922 730 1 218 |
Итого |
9 740 |
Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на её отдельных участках. Расчёт совокупного материального потока для нашего примера представлен в табл. 1.2.
Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различные логистические операции и отнесённые к временному интервалу.
Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:
- увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;
- проектировать этот процесс с учётом потребностей рынка.
Размерность материального
потока представляет собой дробь, в
числителе которой указана
При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.
Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути».
На предприятиях оптовой торговли материальный поток называют, как правило, грузовым потоком.
Таблица 1.2. Расчет совокупного материального потока для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. кв. м
п/п |
Наименование технологического участка, на котором осуществляется группа логистических операций или название самой группы |
Материальный поток, т/год |
1.
|
Участок разгрузки железнодорожных вагонов |
9 740 |
2. |
Участок разгрузки железнодорожных контейнеров |
4 870 |
3. |
Участок разгрузки автомобильного транспорта |
4 870 |
4. |
Участок приемки |
7 305 |
5. |
Размещение товаров на хранение |
17 435 |
6. |
Пополнение запасов на нижних ярусах стеллажей, осуществляемое при хранении товаров |
1 461 |
7. |
Отборка товаров |
9 740 |
8. |
Перемещение товаров к участку комплектования |
6 818 |
9. |
Участок комплектования товаров |
6 682 |
10. |
Перемещение в отправочную экспедицию |
5 844 |
11. |
Перемещение в зону погрузки |
9 470 |
12. |
Участок погрузки |
9 740 |
Итого |
93 975 |
2. Виды материальных потоков
Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо чётко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач – например, при организации внутрискладского логистического процесса, детально изучается каждая операция.
Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:
- отношению к логистической системе;
- натурально-вещественному составу потока;
- количеству образующих поток грузов;
- удельному весу образующего поток груза;
- степени совместимости грузов;
- консистенции грузов.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.
Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:
Разгрузка железнодорожных вагонов |
4 870 |
Выгрузка контейнеров |
2 435 |
Разгрузка автомобильного транспорта |
2 435 |
ИТОГО входной материальный поток |
9 740 |
Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примере величина выходного материального потока определится следующим образом, т/год:
Погрузка автотранспорта |
8 279 |
Погрузка контейнеров |
974 |
Погрузка железнодорожных контейнеров |
487 |
ИТОГО выходной материальный поток |
9 740 |