Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:11, контрольная работа
В рыночных условиях успех предприятия зависит не только от качества выпускаемой продукции, но и от объема и качества оказываемых услуг, в том числе и по доставке произведенной продукции.
Для современного этапа развития Республики Беларусь, как страны с частично свободными экономическими отношениями, характерно изменение сложившихся традиционных взглядов на инфраструктуру.
ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях успех предприятия зависит не только от качества выпускаемой продукции, но и от объема и качества оказываемых услуг, в том числе и по доставке произведенной продукции.
Для современного этапа развития Республики Беларусь, как страны с частично свободными экономическими отношениями, характерно изменение сложившихся традиционных взглядов на инфраструктуру. Переход к рыночным отношениям, включение в механизм принятия решений маркетингового подхода требуют повышения роли и значения инфраструктурной составляющей экономической системы.
Инфраструктура является составной частью производительных сил общества. Большинство из ее отраслей непосредственно участвуют в материальном производстве. Живой труд, затраченный в инфраструктуре, способствует увеличению национального дохода, хотя и не изменяет материальной формы потребительской стоимости.
С развитием рыночной экономики и ее инфраструктуры возрастает объем транспортных услуг. С внедрением логистического подхода к товародвижению транспорту отводится ключевая роль. Поэтому к числу первоочередных следует также отнести задачу повышения эффективности использования подвижного состава, улучшения его структуры и организации четкого взаимодействия видов транспорта в смешанных перевозках.
Основную часть перевозочной работы в республике – более 70% общего грузооборота выполняет железнодорожный транспорт, который представлен Белорусской железной дорогой (магистральные перевозки) и промышленно-производственным объединением «Белпромжелдортранс», обслуживающим подъездные железнодорожные пути предприятий.
Логистическая характеристика железнодорожного транспорта
Перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном сообщениях осуществляют следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной и морской), трубопроводный и воздушный, составляющие транспортный комплекс Республики Беларусь.
Роль каждого из названных видов транспорта оценивают удельным весом в общем объеме перевозок в тоннах и в транспортной работе – грузообороте в тонно-километрах, являющимися основными измерителями транспортной продукции. В таблице 1.1. приведено распределение объема перевозок и грузооборота по видам транспорта.
Таблица 1.1. Удельный вес видов транспорта в транспортном комплексе Республики Беларусь
Вид транспорта |
Доля вида транспорта в % от общего | |
Объема перевозок, т |
Грузооборота, ткм | |
железнодорожный |
23,3 |
77,1 |
автомобильный |
76,0 |
22,6 |
речной и воздушный |
0,7 |
0,3 |
Как видно из таблицы, железнодорожный транспорт в транспортном комплексе Беларуси является основным.
Общая протяженность железнодорожных путей в Беларуси в однопутном исчислении составляет 8,5 тыс. км., в т.ч. 5,6 тыс. км – дороги общего пользования.
Железнодорожный транспорт
Республики Беларусь является
частью Евроазиатского
Через нашу республику проходит транзитный грузопоток из Центральной России в Калининградскую область. Доля российских грузов в общем объеме грузовых перевозок по Белоруской Железной Дороге составляет около 90%.
При общей протяженности в однопутном исчислении 5,6 тыс. км., плотность железных дорог в республике составляет 27 км на 1000 кв. км. территории, что позволяет обеспечить достаточно эффективное функционирование экономики страны. Следует, однако, отметить, что это в 1,4 – 3 раза меньше, чем плотность железных дорог как логистической инфраструктуры в Болгарии, Украине, Литве, Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3 – 4 раза меньше, чем в Венгрии, Турции, Германии и в 7 раз меньше, чем в США. Разветвленность железнодорожной сети позволяет обеспечить доступ к железнодорожным станциям около 40% всех населенных пунктов республики.
Слабая обеспеченность материалами (рельсы, шпалы и др.) этой под отрасли транспорта привели к тому, что средняя техническая скорость движения грузовых поездов в настоящее время находится на уровне 1995г. (менее 50 км/ч), что в конечном счете отражается на продолжительности доставки грузов.
К достоинствам этого вида транспорта относятся: высокая провозная (по количеству грузов) и пропускная (по количеству транспортных средств) способность; достаточно быстрая доставка грузов на большие расстояния; возможность выполнять перевозки практически в любых погодно-климатических условиях и в любое время года, суток, регулярность перевозок, способность перевозить большие партии грузов – маршрутные отправки весом состава до 4 тыс. тонн; широкая номенклатура перевозимых грузов, возможность обслуживать предприятия, имеющие подъездные железнодорожные пути по схеме «склад отправителя – склад получателя», большая грузоподъемность прицепного подвижного состава – вагонов различного назначения и их широкая номенклатура; относительно низкая себестоимость перевозок и провозная плата. Этот вид транспорта используется для перевозок массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, угля, металлов и металлопродукции, леса, строительных и др. преимущественно на дальние и средние расстояния.
К недостаткам относятся:
высокая материалоемкость инфраструктуры
и энергоемкость
Общая классификация грузовых перевозок
Грузовые перевозки в зависимости от видов транспорта, принимающих в них участие, и от региона выполнения делятся на следующие виды: интермодальные, мультимодальные, юнимодальные, внутриобластные, городские, местные.
1.Интермодальные перевозки- доставка грузов в международном со-общении несколькими видами транспорта по единому перевозному документу с передачей груза с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца. Груз следует с таможенной пломбой на транспортном средстве, в качестве которого может выступать контейнер международного стандарта JSO, контейнеры других конструкций, трейлеры, сменные кузова, пакеты. Перечисленные средства должны отвечать международным стандартам.
2.Мультимодальные перевозки- прямые смешанные перевозки двумя и более видами транспорта внутри страны. При интермодальных и мультимодальных перевозках договор на доставку с грузоотправителем от имени всех перевозчиков, принимающих участие в их выполнении, заключает первый перевозчик.
3.Юнимодальные перевозки- прямые перевозки одним видом транс-порта.
4.Внутриобластные и городские перевозки- выполняются как универсальным, так и специализированными транспортными средствами.
5.В приведенной иерархической пирамиде на нижней ступени по технологии и значимости находятся местные перевозки, выполняемые специальными предпринимателями и собственным транспортом производственных предприятий и коммерческих структур.
Классификация перевозок
1. Перевозки в местном
сообщении — в пределах одной дороги.
2. Перевозки в прямом
внутреннем железнодорожном сообщении — с участием двух и более дорог.
3. Перевозки в прямом
смешанном сообщении — с участием различных видов
транспорта по единому транспортному
документу, составляемому на весь маршрут
следования груза.
4. Перевозки в непрямом
смешанном сообщении — осуществляемые несколькими
видами транспорта по отдельным перевозочным
документам на транспорте каждого вида.
5. Перевозки в международном
сообщении — с участием дорог двух и более
государств. Такое сообщение может быть
прямым, то есть осуществляемым по одному
транспортному документу на весь путь
следования, и непрямым, когда перевозка
на территории каждой страны осуществляется
на основе самостоятельного договора
перевозки и, соответственно, нескольких
транспортных документов.
6. Перевозки в прямом
смешанном международном железнодорожно-водном
сообщении — с участием железнодорожного
и водного транспорта двух и более государств.
7. Специальные железнодорожные
перевозки предназначены для удовлетворения
особо важных государственных и оборонных
нужд, а также перевозки осуждённых и лиц,
содержащихся под стражей.
8. Воинские железнодорожные
перевозки — перевозки воинских частей
и подразделений, воинских грузов, воинских
команд и отдельных лиц, проходящих воинскую
службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, сотрудников органов федеральной
государственной службы и службы безопасности.
9. Комбинированные
(контрейлерные) перевозки — перевозки грузов с транспортированием
гружёных большегрузных автомобилей и
полуприцепов на специальных платформах.
Партия груза,
предъявленная к перевозке по одному перевозочному
документу, называется отправкой. Различают
следующие виды отправок:
1.Мелкие - считается партия груза массой не более 5 -10 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырёхосного вагона;
2.Малотоннажной отправкой при перевозке в четырехосных вагонах считается партия груза по одной накладной массой 10 – 20т. и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона. К перевозке малотоннажными отправками допускаются все тарные и штучные грузы, кроме скоропортящихся. полувагона или площадки четырехосной платформы;
3.Повагонные (контейнерные)- партия груза, обеспечивающая полную загрузку вагона (контейнера), Контейнеры предназначены для бестарной перевозки, поэтому целый ряд грузов производственно-технического назначения и товаров народного потребления может перевозиться в контейнерах в первичной (бумажной) упаковке, а в отдельных случаях совсем без упаковки.
4.Групповые - количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньше маршрута.
5.Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме поезда.
Также они могут перевозиться в:
1.крытых вагонах- наиболее ценные грузы;
2.полувагонах- штучные и навалочные грузы;
3.на платформах, в рефрижераторных вагонах- скоропортящиеся грузы;
4.цистернах- наливные грузы;
5.специализированных вагонах- для цемента, зерна и др.
Грузы могут перевозиться
грузовой (малой) и большой скоростью.
Вид скорости выбирает и указывает в перевозочном
документе отправитель.
В зависимости от срочности
доставки грузы перевозятся:
- грузовой скоростью
(в обычных грузовых поездах);
- большой скоростью
(в ускоренных грузовых поездах, курсирующих
по маршрутам, установленным ОАО «РЖД»
и Министерством транспорта РФ).
Вид скорости определяет и указывает в
перевозочном документе отправитель.
Сроки доставки грузов по железной дороге
Типы скоростей и виды отправки |
Скорость, км/сут. |
1.Грузовая скорость | |
Маршрутные отправки |
550 |
Повагонные отправки |
330 |
Мелкие отправки |
180 |
2. Перевозка большой скоростью | |
Все виды |
660-500 |
Список использованных источников
И.И.Полещук.-Минск. БГЭУ, 2007. – 431с.