Транспортно-логистическая система железнодорожного транспорта Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

На сегодняшний день состояние транспортной отрасли Республики Беларусь как одного из элементов логистической инфраструктуры можно охарактеризовать следующими основными тенденциями:
Объёмы перевозок на всех видах транспорта уменьшаются;
Железнодорожный транспорт испытывает нехватку подвижного состава, его отличают слабое использование и нерациональная структура транспортного парка;
Значительная часть перевозок переключается с железнодорожного транспорта на автомобильный;
Темпы роста расходов на транспорте опережают темпы роста доходов
Снижается эффективность использования транспортных средств и т.д.[1]

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика железнодорожного транспорта Республики Беларусь…………………………………………………………………………………4
Перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь………………………………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………………………...10

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_RESPUBLIKI_BELARUS.docx

— 29.40 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

 

 Кафедра логистики  и ценовой политики

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине: Транспортная логистика

 

на тему: Транспортно-логистическая система железнодорожного транспорта Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФМК, 4 курс, ЗМЛ:  

 

 

Преподаватель, к.э.н.,

доцент:    В.А.Рехтин            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Общая характеристика железнодорожного транспорта Республики Беларусь…………………………………………………………………………………4

Перспективы развития транспортно-логистической  системы Республики Беларусь………………………………………………………………………………7

Заключение………………………………………………………………………...9

Список использованной литературы…………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход страны к рыночным отношениям и интеграция в мировую  рыночную систему диктуют необходимость качественного и полного удовлетворения потребностей экономики в транспортном обслуживании на логистических принципах, т.е. своевременной и надёжной доставки грузов с минимальными издержками и потерями. Для этого требуется согласованное развитие всего транспортного комплекса республики, рациональное распределение объёмов перевозок между видами транспорта, соблюдение оптимальных пропорций между ними и отраслями народного хозяйства, а также координация работы видов транспорта.

На сегодняшний день состояние  транспортной отрасли Республики Беларусь как одного из элементов логистической инфраструктуры можно охарактеризовать следующими основными тенденциями:

  1. Объёмы перевозок на всех видах транспорта уменьшаются;
  2. Железнодорожный транспорт испытывает нехватку подвижного состава, его отличают слабое использование и нерациональная структура транспортного парка;
  3. Значительная часть перевозок переключается с железнодорожного транспорта на автомобильный;
  4. Темпы роста расходов на транспорте опережают темпы роста доходов
  5. Снижается эффективность использования транспортных средств и т.д.[1]

Но, несмотря на все вышеперечисленные тенденции, основную часть перевозочной работы в республике (более 70% общего грузооборота) выполняет железнодорожный транспорт, который представлен Белорусской железной дорогой (магистральные перевозки)  и ППО «Белпромжелдортранс», обслуживающим подъездные железнодорожные пути предприятий.

Именно особенности транспортно-логистической  системы железнодорожного транспорта будут более подробно рассмотрены в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика железнодорожного транспорта Республики Беларусь

Выгодное геополитическое  расположение Республики Беларусь предопределило роль ее железной дороги как транспортного перекрестка на пути из стран Западной и Центральной Европы в Россию и государства Азии, из Скандинавских стран на Украину, Молдову, Балканы, Турцию и страны Ближнего Востока.

Железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:

-возможность сооружения железнодорожных путей (магистральных и подъездных) на любой сухопутной территории для обеспечения связи с большим количеством промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий;

-высокая провозная и пропускная способность;

-осуществление массовых перевозок в сочетании с относительно невысокой себестоимостью перевозок грузов;

-регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года, суток;

-сравнительно высокая скорость движения и более короткие сроки доставки.

Белорусская железная дорога является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Железнодорожный транспорт  республики является частью евроазиатского железнодорожного комплекса. Таким образом, он обслуживает макрологистическую систему внешней торговли. Белорусская железная дорога граничит с Октябрьской и Московской железными дорогами России, с Юго-Западной и Львовской дорогами Украины, с железными дорогами Литвы, Латвии и Польши. По территории Республики Беларусь проложены следующие международные магистрали: «Брест-Минск-Орша» (главная ось транспортного коридора «Лондон-Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва) и «Гомель-Бобруйск-Минск-Молодечно-Лунинец-Барановичи-Лида» (соединяет Украину со странами Балтии). Через республику проходит транзитный грузопоток из Центральной России в Калининградскую область.

Общая протяжённость железнодорожных  путей страны в однопутном исчислении составляет 8,5 тыс. км, в том числе 5,6 тыс. км – дороги общего пользования. Плотность белорусских железных дорог достигает 27 км на 1000 км2 территории, уступая в странах СНГ только Украине, Молдове и Армении, что предполагает возможность обеспечивать достаточно эффективное функционирование экономики страны. Однако она меньше в 1,4-3 раза плотности железных дорог как логистической инфраструктуры в Болгарии, Литве, Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3-4 раза – в Венгрии, Турции, Германии и в 7 раз – в США. [3, c.304]

Разветвлённость железнодорожной  сети повышает доступность железнодорожных станций для 40% населённых пунктов республики. Вместе с тем слабая обеспеченность материалами(рельсами, шпалами и др.) этой подотрасли транспорта является причиной того, что средняя техническая скорость поездов (менее 50 км/ч) остаётся на уровне 1995 года и в конечном счёте отражается на продолжительности доставки грузов.

В структуре дороги 6 отделений  — Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское. Наиболее значимые железнодорожные узлы — Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест, Гомель, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Осиповичи, Кричев, Витебск, Полоцк, которые обслуживают соответствующие центры республики, работая на 2—6 направлениях.Минск является крупнейшим железнодорожным центром Беларуси. В его пределах расположены ж/д станции: Минск-Пассажирский, Минск-Южный, Минск-Восточный, Минск-Северный, Колядичи, Озерище, Степянка. Кроме того, имеется еще десяток остановочных пунктов.Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 5511 км, в т.ч. электрифицированных — 989 км.

Благоприятные условия для  перевозки грузов и пассажиров создает  двухпутейная электрифицированная  железнодорожная линия Брест - Минск - граница России протяженностью 615 км, которая обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских - до 140 км/ч.

Белорусской железной дорогой  осуществляются грузовые операции по переработке различных грузов, перевозимых  в крытых вагонах, полувагонах, зерновозах, рефрижераторном подвижном составе  и в контейнерах. На Белорусской железной дороге имеется 16 контейнерных терминалов по переработке большегрузных 20-футовых контейнеров, из которых Брест-Северный, Колядичи (Минск), Витебск, Орша, Барановичи, Лида, Пинск имеют возможность перерабатывать 20-ти и 40-футовые контейнеры, а также 19 станций, перерабатывающих среднетоннажные контейнеры массой брутто 3 и 5 тонн. На сегодняшний день перевозку грузов через территорию Беларуси осуществляют около 10 контейнерных ускоренных поездов. Основными статьями железнодорожных грузоперевозок являются нефтепродукты, каменный уголь, минеральные удобрения, зерно, строительные грузы, промышленные и продовольственные товары.

Большое значение придается  оснащению дороги автоматикой и  электроникой. Автоматической блокировкой оборудовано 65,1%, а диспетчерской централизацией — 52,5% эксплуатационной длины путей, 98,1% стрелок управляется дистанционно с помощью новейших систем электрической централизации. Современными видами тяги — электрической и тепловозной обеспечивается 21,2% и 78,8% грузооборота дороги. В техническом отношении произошел переход на наиболее совершенные виды тяги — более мощные тепловозы и электровозы. Центры управления перевозочным процессом отделений дороги оборудованы устройствами быстродействующей электроники.

Однако рентабельность Белорусской железной дороги поддерживают главным образом международные и транзитные грузоперевозки, в то время как внутренние по-прежнему остаются убыточными, окупаясь лишь наполовину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективы развития транспортно-логистической системы  железнодорожного транспорта Республики Беларусь

Согласно утвержденной Государственной  программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 гг., основными задачами развития железнодорожного транспорта на ближайшие пять лет являются:

-обеспечение безопасности движения поездов;

-обновление тягового и моторовагонного подвижного состава;

-модернизация железнодорожной инфраструктуры;

-создание новых и совершенствование действующих технологий перевозок грузов и пассажиров;

-снижение энергоемкости перевозок.

Для достижения поставленных целей предусмотрена реализация ряда стратегически важных инвестиционных проектов:

- приобретение тягового  и моторвагонного подвижного  состава: 30 электровозов для грузового  движения, 24 электровозов и 8 тепловозов  для пассажирского движения, 6 маневровых  тепловозов, 29 электропоездов, 20 дизель-поездов, 182 пассажирских вагона, 10 тыс. грузовых  вагонов;

- электрификация железнодорожных  линий на участках Осиповичи  — Жлобин, Жлобин - Гомель, Молодечно  — Гудогай - Государственная граница Беларуси, Жлобин - Калинковичи, Колодищи — Шабаны и Гатово — Михановичи. Общий объем электрификации железнодорожных линий в период с 2011 по 2015 гг. должен составить 387 км;

- развитие скоростного  межрегионального пассажирского  сообщения. Реализация проекта  позволит сократить продолжительность  нахождения пассажира в пути между Минском и областными центрами;

- реконструкция вокзальных  комплексов в Бресте, Гродно, Барановичах.

Реализация мероприятий  госпрограммы должна обеспечить к 2015 г. рост основных показателей развития железнодорожного транспорта. Темп роста  объемов перевозок грузов должен составить в 2015 г. 121,3% к уровню 2010 г., в том числе прирост транзита прогнозируется на уровне 135%, ввоза  — 129%, вывоза - 118,8%. Темп роста объема пассажирских  перевозок по всем видам сообщений запланирован на уровне 104,3%. Энергоемкость ВВП на железнодорожном транспорте должна снизиться на 29,5%. Темп роста валового внутреннего продукта отрасли составит в 2015 г. 168%, объема инвестиций в основной капитал - 199,2%, сальдо внешней торговли - 253,4%, продукции промышленности — 168,5%, производительности труда— 175,7%. [2]

Кроме того, железные дороги России, Казахстана и Беларуси заключили соглашение о развитии транспортно-логистической системы Единого экономического пространства (ЕЭП). Документ подписан в рамках VII Международного бизнес-форума в Сочи 31 мая 2012 года. Основными целями развития транспортно-логистической системы должны стать стабильное ценообразование за счет согласованной политики в области установления "сквозных" тарифов, выработка единых стандартов услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день железнодорожный  транспорт в нашей республике выполняет основную роль в перевозке грузов. Однако, существует целый ряд проблем в этом виде транспортно-логистической системы, который обусловлен недостаточной модернизацией и оптимизацией структуры транспортного парка и качеством самих дорог, несовершенством системы транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов и убыточностью внутриреспубликанских перевозок.

Однако согласно утвержденной Государственной программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 гг. планируется существенно улучшить качество железнодорожных перевозок, что в значительной мере положительно повлияет на развитие транспортно-логистической системы железнодорожного транспорта Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Виноградова С.Н., Петухова Н.Г. Транспортное обслуживание: Учеб.пособие. Мн.: Вышэйш. Шк.,2003.
  2. Государственная программа развития железнодорожного транспорта Беларуси на 2011–2015 годы.
  3. Логистика: учеб. пособие / И.М. Баско, В.А. Бороденя, О.И. Карпенко; под ред. И.И. Полещук.-Минск: БГЭУ, 2007. – 431 с.
  4. Материалы сайта www.sta-logistic.by

 


Информация о работе Транспортно-логистическая система железнодорожного транспорта Республики Беларусь