Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:40, контрольная работа
Важнейшим направлением повышения эффективности и конкурентоспособности транспортного комплекса стало в настоящее время применение принципов логистики. А одним из элементов международной логистической системы являются транспортные коридоры, под которыми понимается совокупность путей сообщения и средств различных видов транспорта, обеспечивающих значительные перевозки грузов и пассажиров на направлениях их наибольшей концентрации.
Транспортные коридоры
Важнейшим направлением
повышения эффективности и
В условиях расширения международного сотрудничества и углубления интеграционных процессов формированию международных транспортных коридоров (МТК) принадлежит ведущая роль в решении транспортных проблем, связанных с обеспечением межгосударственных экономических, культурных и иных связей, а также с целесообразностью создания международной транспортной инфраструктуры, имеющей согласованные технические параметры и обеспечивающей применение совместных технологий перевозок, как основы интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.
Группа экспертов КВТ ЕЭК ООН (Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН) приняла следующее определение МТК:
«это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок».
МТК, проходящие в границах России:
Средним
и основным звеном этого коридора
является мощная, двухпутная, электрифицированная
Транссибирская магистраль.
Восточным – морское плечо на страны Азиатско-Тихоокеанского
региона, а также выход на северо-восточные
провинции Китая и Корейский полуостров.
Западным выходом Транссиба»
является широкий распределенный выход
на сухопутную границу России с европейскими
государствами.
Важным
для России в условиях мировой конкуренции,
является выход непосредственно на балтийское
побережье. Он дает возможность прямой
торговли с балтийскими государствами,
а также обеспечивает выход в Мировой
океана.
Основными МТК связывающими Европу и Азию и не проходящими через Россию, являются:
При становлении и развитие ТК следует учитывать некоторые особенности их функционирования:
Экономический эффект создания ТК
Являясь мощными полимагистралями, соответствующими требованиям международных стандартов, работающими по единым технологическим, организационным, правовым нормам и условиям, транспортные коридоры позволяют добиться значительного снижения сроков и стоимости перевозок, соответственно увеличению финансовых возможностей для модернизации и развития элементов совместно используемой инфраструктуры, повышения качества и надёжности перевозок.
Активное участие России в создании системы МТК является одним из значимых элементов стимулирования подъема российской экономики и важной предпосылкой для привлечения внутренних и зарубежных инвестиций. Развитие российских участков МТК обеспечит рост объемов и эффективности осуществления внешнеторговых перевозок грузов, привлечение на отечественные транспортные коммуникации транзитных грузов третьих стран, повышение эффективности пассажирских перевозок, будет способствовать росту перевозок грузов во внутреннем сообщении.
Активная
интеграция в систему МТК создает
дополнительные возможности для
развития российской транспортной системы
и дальнейшего
Основные типы транспортный сетей
Сети путей сообщения
Разумеется, транспортные сети большинства стран и районов нельзя относить только к одному из конфигурационных типов в чистом виде. Чаще всего в начертании сети сочетаются элементы двух или нескольких типов, с более или менее резким преобладанием одного из них.
Например, железнодорожная сеть Франции в основном относится к одноцентровому радиальному типу почти все основные магистрали расходятся из Парижа и соединяются линиями второстепепного значения. Но эту радиальную сеть дополняют несколько чрезвычайно важных рокадных магистралей, проходящих параллельно сухопутным границам страны и вдоль побережья Средиземного моря. Рокадные магистрали образуют большое полукольцо Лилль — Страсбург — Марсель — Тулуза — Бордо. Р
Радиальная, расходящаяся от
Лондона железнодорожная сеть Южной
Англии переходит в центральных
и северных частях страны в систему
почти параллельных магистралей, связанных
между собой немногими
В железнодорожной сети США преобладают магистрали широтного направления, но несколько важных магистралей, близких к меридиональному направлению, проходят вдоль побережий Атлантического и Тихого океанов и в долине р. Миссисипи.
Древовидный тип железнодорожной сети ясно выражен в ряде стран Латинской Америки и Африки. Он отражает господство иностранного капитала в этих странах в период строительства железных дорог, которые прокладывались главным образом для подвоза сырья к портам на экспорт и для доставки в глубинные районы страны импортных промышленных товаров. При этом конкурировавшие иностранные железнодорожные компании не стремились соединять железными дорогами разные части страны, каждая из древовидных сетей развивалась обособленно.
Речная система (река с судоходными притоками) образует естественную (бассейновую) древовидную по конфигурации сеть водных путей. Объединение речных систем в региональную сеть достигается с помощью каналов.
Существуют два основных конфигурационных типа таких сетей:
Характеристики развития транспортных сетей
Основными характеристиками территории, влияющими на пространственную организацию транспортных систем, являются:
50% территории
России имеет либо низкий
Наиболее сложную
В Европейской части страны районы с максимальным уровнем транспортного освоения образуют 4 ядра:
Несколько ядер с максимальным урвонем транспортной освоенности территории выделяются и в Сибири. Все они характерны для районов с интенсивным сельским хозяйством (земледелием).
В транспортной освоенности
остальной территории четко проявляется
следующая закономерность. Чем дальше
территория расположена от указанных
ядер, тем ниже уровень ее транспортной
освоенности: районы с самым высоким
уровнем транспортной освоенности
обрамляются районами с высоким
уровнем; те, в свою очередь, обрамлены
районами с уровнем выше среднего
и т.д. В районах пионерного освоения
эта закономерность выражена менее
четко. Там, на фоне территории с полным
отсутствием путей сообщения
может сформироваться крупный горнопромышленный
район с разветвленной
По мере уменьшения плотности населения сложность транспортных систем уменьшается. Самые примитивные транспортные сети характерны для районов Севера, а наименьшая обеспеченность населения транспортом фиксируется на крайнем севере Европейской части страны и в Якутии. Причина этого – огромные размеры территории с большим количеством сельских населенных пунктов, население которых занято преимущественно в сельском хозяйстве, из-за чего постройка дорог к каждому из этих населенных пунктов экономически невыгодна.