Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:04, доклад
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя: плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов; правила исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:
транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
покупателю транспортных услуг - определение своих расходов по оплате транспортных услуг и выбор экономичного способа транспортировки.
Автотранспортные компании, выполняющие межрегиональные перевозки грузов укрупненными партиями при полном использовании грузоподъемности собственных автомобилей, предварительно консолидируют грузы на пунктах сбора и разукрупняют их в местах распределения, доставляя мелкими партиями до получателей.
Основное преимущество такого способа сбора и распределения грузов - это возможность приспособления каналов материально-технического снабжения к потребностям заказчика, так как автотранспортные компании способны контролировать работу автомобилей, эксплуатирующихся по системе “Точно в срок”. Кроме того, эти компании не применяют жестких тарифов и не заключают традиционных контрактов, обеспечивая тем самым высокую гибкость в отношениях с заказчиками. ^
Недостаток данного способа сбора и распределения грузов - сравнительно небольшие размеры автотранспортных компаний (не более 50 автомобилей, часто менее 20 единиц), из-за чего они попадают в зависимость от крупных заказчиков. Негативной стороной автотранспортных компаний является также то, что они редко предлагают свои услуги в масштабе всей страны, а сосредоточивают свою деятельность, как правило, на обслуживании одного- двух регионов, чтобы иметь сбалансированные потоки грузов на основных магистралях.
Новые логистические системы сбора и распределения грузов получили широкое распространение в развитых странах с рыночной экономикой, став альтернативой прежним системам транспортного сервиса.
Выбор перевозчика фирмой
В современных условиях выбор эффективного
перевозчика оказывает все
Результаты исследований показали низкую эффективность деятельности фирм по выбору перевозчика (экспедитора). Выяснилось, что сотрудники фирмы недостаточно хорошо владеют информацией о перевозчиках, об уровне тарифов на перевозки, стоимости и видах предоставляемых различными перевозчиками услуг. Они не владеют информацией о конъюнктуре на рынке услуг транспорта. Выбор перевозчика представляет для них сложную проблему, поскольку стоимость услуги одного и того же вида, наименования и качества у перевозчиков может быть различен. Методы изучения рынка, которыми пользуются работники отдела, носят общий характер и не удовлетворяют их потребности в оптимальном выборе перевозчика.
В условиях жесткой рыночной конкуренции наблюдается тенденция дифференциации услуг перевозчиков, т.е. потребителям предлагается широкий спектр уровней качества любой услуги и в любой момент. Это для потребителя означает ощутимые преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется,
а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. 8 то же время расширение номенклатуры услуг может достигнуть такого уровня, что потребитель начнет путаться, выбор станет трудным и покупки будут отнимать много времени. Таким образом, возникает не менее сложная проблема выбора услуг (производителя услуг).
Эта проблема с особой остротой встает на рынке смешанной междугородной и международной доставки товаров, где услуги, например перевозчика или складского терминала по отдельности, не представляют ценности для фирм. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя. Таким образом, экспедиторы по сути дела занимаются перепродажей услуг перевозчиков, складских терминалов и т.п.
Выбор перевозчика (экспедитора) производственной или торговой фирмой заключается в поиске и отборе потенциальных перевозчиков сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и др.; оценивании перевозчика (экспедитора) с точки зрения обеспечения доставки товаров с требуемым уровнем качества (в нужные сроки, по приемлемой цене и др. критериев) как на стадии поиска, так и в процессе работы с уже отобранным перевозчиком (экспедитором). Если фирма решила, что производить перевозку собственными силами нецелесообразно, то поиск перевозчика начинается с объявления конкурса, изучения соответствующих фирменных каталогов, анализа рекламных объявлений в печати, посещения выставок, ярмарок и т.п. В результате формируется перечень потенциальных перевозчиков, по которому ведется дальнейшая работа. Параметры отбора могут быть различные (обычно их два-три, но в отдельных случаях их может быть несколько десятков) в различных отраслях экономики, однако независимо от специфики отрасли важнейшими являются надежность обслуживания и его приемлемая цена.
К другим параметрам относятся сроки выполнения текущих и срочных перевозок, наличие резервных мощностей у перевозчика, организация управления качеством обслуживания у перевозчика, кредитоспособность и финансовое положение перевозчика и др.
Надежность обслуживания понимается как соблюдение перевозчиком обязательств по срокам доставки, соответствие условиям договора доставки. Надежность обслуживания есть гарантированность обслуживания потребителя. В целях повышения уровня объективности оценки потенциального поставщика фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, одна из функций которых - подготовка справок о перевозчиках, в том числе с использованием неформальных каналов. В этих справках дается, в частности, оценка финансового положения перевозчика по следующим показателям: отношение ликвидности перевозчика к сумме долговых обязательств; отношение объема продаж услуг к дебиторской задолженности; отношение чистой прибыли к объему продаж; движение денежной наличности и др. По условиям конфиденциальности такая справка предназначена для использования исключительно заказчиком и не подлежит передаче другим фирмам.
При решении задачи выбора и оценки перевозчика используются методы исследования операций. Окончательный выбор перевозчика является в той или иной степени волевым актом принимающего решение лица. Для решения задачи выбора перевозчика и оценивания качества обслуживания применяются различного рода автоматизированные системы, возможно применение экспертных систем. Фирмы, работающие по системе Канбан, обычно пользуются услугами одного перевозчика, западноевропейские фирмы, кроме основного перевозчика, имеют, как правило, резерв перевозчиков-дублеров.
Оценка уровня качества обслуживания уже отобранного перевозчика (экспедитора) проводится п0 итогам его деятельности за год, полугодие и т.д. с участием различных заинтересованных подразделений фирмы - снабженческих, технолС’гичеС|<их> маркетинговых и т.п. Оценка может проводиться, например, по заранее разработанной шкале оценок качества обслуживания с учетом различных параметров вычислением рейтинга перевозчика. Если рейтинг перевозчика ниже допустимой величины, то договор на обслуживание подлежит расторжению.
Методы выбора перевозчика
Метод Feddin J.H.
В методе, предложенном Feddin J.H.при анализе затрат и результатов доставки груза оценка прибыли производится как стохастическая случайная переменная. Эта оценка используется для вероятностного утверждения относительно ожидаемы* прибылей и позволяет выявить причины снижения прибылей и определить пути ее повышения.
Метод матриц
В методе решение задачи выбора перевозчика связывается с анализом конъюнктуры рынка (Степень дефицитности и стоимость услуг, наличие альтернативных каналов приобретения, частота предложения и т.п.). Для формализации процедур выбора перевозчиков по критерию минимума расходов при оценке стоимости приобретения услуг перевозчиков применяется матрица, по строкам которой указываются объемы заказа и условия поставки (партионность, частота, гарантированные периоды, транспортные средства и упаковка, оказываемые услуги и т.п.), по столбцам - производители одноименных услуг (перевозчики), а на пересечении строк и столбцов - стоимость услуг и тарифы. Определяя наименьшие затраты по столбцам, покупатель может выбирать потенциального перевозчика. Окончательный выбор производится с учетом характеристик уровня качества обслуживания, которые могут быть оценены по балльной системе. Недостатком данного метода являются сложности формализации.
Метод стоимостной оценки
Суть метода заключается в том.
что выбор перевозчика
где Р - прибыль;
Р - рыночная цена товара;
(О, А) - стоимость перевозки единицы товара (функция количества перевозимого товара и времени перевозки);
О - функция стоимости производства товара;
А - число дней пере803ки;
I- процентная ставка за день;
ехр - множитель, учитывающий то, что прибыль получается по истечении определенного количества дней, позволяет определить размер прибыли в данный момент;
к - рынок;
J - перевозчик.
Метод, учитывающий технологические параметры
Выбор перевозчика при данном методе основан на связях между физическими параметрами груза (масса, объем, способность портиться, отношение его стоимости к весу) и системы перевозки (скорость, частота перевозок и т.п.), т.е. выбор определяется технологическими параметрами. Отбор параметров осуществляется исходя из эмпирических соображений. Наиболее часто используемыми параметрами являются масса отправления груза, расстояние перевозки, стоимость за тонну, вид предмета торговли, годовой тоннаж перевозимого предмета торговли, тариф за перевозку, время перевозки, степень надежности. Многие из этих параметров относятся больше к товару, чем к эффективности деятельности фирмы. В этом заключается отличие этого метода от предыдущих, фиксирующих внимание на прибыли фирмы. Ни один из вышеперечисленных параметров, взятых по отдельности, не помогает вскрыть источник прибыли. Таким образом, концепция первичной связи выбора перевозчика с товаром как предметом перевозки является здесь центральной. Метод не рассматривает, в отличие от метода стоимостной оценки, тариф на перевозку как параметр, помогающий грузоотправителю осуществлять стоимостной анализ. Для метода это всего лишь один из параметров, описывающих процесс перевозки. Это доказывает, что тариф перевозчика не является определяющим параметром при выборе.
Метод элиминирования по параметрам
В рассмотренных методах выбора перевозчика предполагается, что каждый потребитель рассматривает все альтернативы и каждый параметр, описывающий эти альтернативы, прежде чем сделать выбор. Однако на практике это допущение является нереалистичным, особенно в относительно сложных ситуациях выбора, когда потребитель может попытаться упростить задачу выбора, исключая многие альтернативы и (или) параметры из рассмотрения. Одним из методов, допускающих исключение параметров, является метод элиминирования по параметрам. Вместо одновременного рассмотрения всех параметров перевозчика для его оценки потребитель проводит поиск параметров последовательным образом, исходя из тех параметров, которые считаются самыми значимыми.
В качестве параметров, описывающих перевозчиков, рассматриваются время перевозки, надежность времени прибытия в пункт назначения, частота перевозки, тариф на перевозку, исключение повреждений (порчи) и потерь (кражи), удобство времени отправления.
Информация о работе Транспортные тарифы, правила их применения; методы выбора перевозчика