Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 14:46, реферат
В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя.
Введение
В настоящее время
Процессы управления
Ни одно
современное производство не
может обойтись без функций
хранения сырья и материалов,
полуфабрикатов и
Многие
результирующие показатели
Возникновение
запасов обусловлено
Запасы
представляют собой
Самая большая и постоянная
забота по поводу запасов
Объективная необходимость
Наиболее
типичными целями создания
При наличии дефицита запасов предприятие может столкнуться с такими основными проблемами, как: задержка с отправкой уже заказанного товара потребителям или невыполнение данного заказа. Это влечет за собой дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов; потеря клиента, когда при отклонении заказа поставщиком постоянный заказчик обращается с заказом в какую-либо другую фирму. В данном случае возникают издержки, связанные со стоимостью упущенной выгоды, то есть выручки или прибыли, потерянной из-за неосуществления данной сделки; потеря сбыта, когда отсутствие запаса оборачивается не только потерей конкретной торговой сделки, но и тем, что заказчик переходит на другой источник снабжения.
В стоимость дефицита запасов, помимо стоимости упущенных сделок или нереализованных заказов, входят также потери времени и финансовых средств на изготовление дополнительного объема продукции, на переналадку оборудования, а также потери времени из-за перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.
В литературе имеется большое количество вариантов классификации запасов, в основу которых кладутся различные критерии:
1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду запасы:
- материальных ресурсов;
- незавершенного производства;
- готовой продукции;
- тары;
- возвратных отходов.
2. По отношению к базисным логистическим функциям запасы:
- совокупные;
- в снабжении;
- производственные
- сбытовые (товарные).
3. По отношению к комплексным логистическим функциям запасы:
- складские;
- транспортные (в пути, транзитные);
- грузопереработки.
4. По функциональному назначению запасы:
- текущие (регулярные);
- страховые (гарантийные);
- подготовительные;
- сезонные;
- продвижения;
- спекулятивные;
- устаревшие (неликвидные).
5. По отношению к звеньям
логистической системы или
- у поставщиков;
- у потребителей;
- у торговых посредников;
- у посредников в физическом распределении.
По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду укрупненно можно выделить запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, тары и возвратных отходов.
По отношению к базисным логистическим активностям запасы подразделяются на запасы в снабжении, производственные запасы, сбытовые (товарные) запасы в системе дистрибьюции и совокупные товарно-материальные запасы.
Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до материальных складов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.
Производственные
запасы – это запасы сырья, материалов
и незавершенного производства, предназначенные
для обеспечения производственной программы
в пределах производственно-
Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи).
Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиции общих издержек.
По отношению к комплексным логистическим функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.
Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного из них.
К специфическим складским запасам относятся запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.)
По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.
Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.
Страховая, или
гарантийная, часть запасов производственных
и сбытовых предназначена для сведения
к минимуму логистических и финансовых
рисков, связанных с непредвиденными колебаниями
спроса на выпускаемые товары, невыполнением
договорных обязательств по поставкам
сырья и материалов (нарушением сроков,
объемов поставок, качества поставляемых
ресурсов и т.п.), сбоями в производственно-
Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.д.) к потреблению.
Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.
Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.
Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.
Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов.
При управлении запасами в логистике к формированию и поддержанию запасов предъявляются следующие требования:
Управление запасами в логистике включает достижение следующих основных целей:
- рационального размещения запасов в сфере производства и потребления;
- формирования оптимального объема, структуры и уровня запасов;
- оперативного учета и контроля над состоянием запасов;
- оперативного регулирования запасов в различных звеньях логистической цепи.
Следовательно, проблема оптимизации запасов в логистике заключается в нахождении компромисса между двумя разноплановыми требованиями: сокращением размеров запасов, недопущение дефицита и бесперебойным товароснабжением.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
Информация о работе Управление запасами в логистической системе