Выбор наиболее рационального поставщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:07, контрольная работа

Описание работы

Произвести выбор наиболее рационального поставщика на основе критериев с помощью экспертного метода по парных сравнений.
Решения задачи:
1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены).
Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цен (T,i) на поставляемые им товары

Содержание работы

Задача № 7…………………………………………………………………………3
Теоретический вопрос…………………………………………………………….7
Список используемой литературы……………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Логистика.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Задача № 7…………………………………………………………………………3

Теоретический вопрос…………………………………………………………….7

Список используемой литературы……………………………………………...17

Задача № 7

Выбор наиболее рационального  поставщика

Произвести выбор наиболее рационального  поставщика на основе критериев с помощью экспертного метода по парных сравнений.

Решения задачи:

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены).

Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цен (T,i) на поставляемые им товары: 

где

Тці – темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;

d– доля первой разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

n – количество  поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста  цены на i-ю разновидность поставляемого  товара рассчитывается по формуле: 

где

Р, і – цена i-й разновидности товара в текущем периоде,

Pю - цена i-й разновидности товара в предшествующем периоде.

Доля i-й разновидности  товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле: 

где

S– сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности товара в текущем периоде, грн.

В качестве примера выполним расчет средневзвешенного темпа  роста цен для первого поставщика.

Темп роста цен для  этого поставщика по товару А составил:

ТцА = ,

по товару В:

ТцВ =.

Доля товара А в  общем объеме поставок текущего периода:

dА =.

Доля товара В в  общем объеме поставок текущего периода:

dВ =.

Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составит:

Tц = 50*0,32 +80*0,68= 70,4%.

Полученные значения Тц заносятся в итоговую таблицу для расчета рейтинга поставщика.

2. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества).

Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего  качества (Т н.к.) по каждому поставщику:

н.к. = (dн.к1/ dн.к0) * 100, где

н.к1 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода;

н.к0 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предшествующего  периода.

Расчет доли товаров  ненадлежащего качества в общем  объеме поставок

Квартал

Поставщик

Общая поставка, ед./мес.

Долю товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, %

I

№1

5000

2,5

II

№1

4500

3,1


В нашем примере для первого поставщика темп роста поставок товаров ненадлежащего качества составит:

Тн.к. =x100 = 124,4%.

3. Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки).

Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т.е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл. 1.4).

Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле:

Тн.к. =(Оср1 / Оср0) x 100, где

Оср1 — среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

Оср0 — среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.

Далее рассчитаем темп роста среднего опоздания для поставщика № 1:

Тн.к. = () х 100 = 92,7 %.

Полученный результат внесем в табл. 1.8.

4. Расчёт рейтинга поставщиков.

Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес. Сумма произведений по гр. 5 (табл. 1.8) даст нам рейтинг поставщика № 1, по гр. 6 — поставщика № 2.

Следует помнить, что поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

Таблица 1.8

Расчет рейтинга поставщиков

Показатель

Вес показателя

Оценка поставщика по данному показателю

Произведение оценки на вес

поставщик №1

поставщик №2

поставщик №3

поставщик №1

поставщик №2

поставщик №3

1

2

3

4

5

6

7

8

Цена

0,5

70,3

114,6

102,1

35,1

57,3

51,0

Качество

0,3

124,4

114,6

108,8

37,3

34,4

32,6

Надежность

0,2

92,7

158,1

57,9

18,5

31,6

11,6

Рейтинг поставщика

91,0

123,3

95,3


Выводы. Предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику №1, рейтинг которого, рассчитанный по данной методике, самый низкий.

Теоретический вопрос

Факторы, обусловившие развитие логистики в сфере экономики. Основные аспекты логистики как экономической категории. Использование логистики в России и за рубежом.

Объективное развитие рыночных экономических систем в XX веке привело  к необходимости появления логистического подхода к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики.

До начала 60-х годов XX века страны с развитой рыночной экономикой имели  быстрорастущий рынок который повлиял  на развитие логистики. Например, в США он характеризовался внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики, что не могло не сказаться на развитии логистики. Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции. Хоть это и не была рыночная экономика в современном понимании, но это тоже подстегивало развитие логистики. Ведь покупателям требовалось найти продавца, а без развития логистики это было сложно.

Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление, производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом, поэтому развитие логистика было предопределено. Поэтому производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, послереализационное обслуживание, рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

Но к началу 60-х годов начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ, в том числе и развития логистики.

Предприниматели стали уделять  все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки, стратегии развития логистики на своем предприятии. Улучшение работы в сфере распределения товаров не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс и проводить постоянное развитие логистики.

Таким образом, поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации распределения товаров за счет развития логистики, добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе. Таким образом развитие логистики привело к возникновению еще одного фактора конкурентного преимущества - скорость доставки.

Повышение требований к качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта, конечной целью стало развитие логистики. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д, в общем проводилось всестроннее развитие логистики.

Повышение стоимости энергоносителей  вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления МП на предприятиях.

К важнейшим достижениям НТП  в области средств связи и  информатики, позволившим реализовать  идеи логистического управления на практике, относятся:

1) компьютеризации управления логистическими  процессами, а именно:

- создание и массовое использование  ЭВМ;

- создание прикладных  программных систем, автоматизирующих  процессы планирования, прогнозирования,  принятия решений, ведения баз  данных, решение оптимизационных  задач и т.п.;

2) развитие средств  передачи данных:

- разработка стандартов  передачи информации;

- создание средств  передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными,  компьютерные сети и т.д.), в  том числе и быстродействующих  (спутниковые телекоммуникационные  системы и т.п.).

Это дало возможность  отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:

· автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска  ГП, состояния производственных запасов, объемов поставок МР, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;

· оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);

· осуществления мониторинга  и управления в режиме реального  времени всеми фазами движения продукта – от первичного источника сырья  через промежуточные производственные, складские и ранспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

· оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;

· использования «безбумажных»  технологий: электронной подписи, электронных  платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;

· создания систем электронной  коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления МП на принципиально новый уровень, освоить новый этап развития логистики. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия в разрезе развития логистики.

Теория систем позволила  с научной точки зрения рассматривать  проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы учавствующие в существовании и развитии логистики. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ, которые занимаются в том числе и развитием логистики.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие  общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб  деятельности отдельных подразделений  фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса в разрезе развития логистики.

За рубежом специалисты, ученые и предприниматели по мере накопления опыта и появления новой информации продолжают активно обсуждать проблемы логистики.

Помимо обобщения и оценки логистических подходов к хозяйственным ситуациям в крупных системах управления, большое внимание продолжают уделять понятийной стороне и практическому значению логистики.

Информация о работе Выбор наиболее рационального поставщика