Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:43, курсовая работа
Целью работы является совершенствование механизма управления товарными запасами на ООО «Эльдорадо», обеспечивающего минимизацию издержек при достижении требуемого уровня обслуживания потребителей материальных ресурсов.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
уточнить содержание, выявить и обобщить особенности, структуру и виды базовых процессов и категорий теории управления товарными запасами, определить основные подходы к их содержанию, сущности, провести их сравнение и систематизировать факторы, влияющие на них;
исследовать существующие подходы к разработке систем управления товарными запасами и обосновать необходимость интеграции технологических процессов управления в виде механизма интегрированного управления, комплексирующего различные виды запасов, адекватных этапам поставок и процессам их обеспечения, которые необходимо учитывать как важные факторы оптимизации процесса управления запасами на предприятии;
Положительно следует расценивать тенденцию увеличения числа предприятий розничной торговли, которые широко используют для связи с поставщиками в целях автоматизации процессов размещения заказов сеть Интернет. Обращает на себя тенденция сокращения товарных запасов предприятий розничной торговли, которую следует рассматривать в контексте расширения ими масштабов применения логистического подхода к организации своей деятельности (рис.3.5).
Рис.2.5 Товарные запасы ООО «Эльдорадо» (в днях торговли)
Среди факторов, ограничивающие деловую активность ООО «Эльдорадо», доминирует недостаточный платежеспособный спрос (табл.3.6). Это обстоятельство во многом обусловливает ценовой характер конкуренции в этой отрасли. Одним из самых быстро растущих ее сегментов является сетевая розничная торговля товарами массового спроса, которая имеет разные форматы. Доля этого сегмента в крупных городах достигла 50%, причем тенденции его развития являются определяющими для всей отрасли.
Сетевая розничная торговля сегодня находится на стадии логистической консолидации, обусловленной следующими тенденциями: приближение покупательского спроса к своему пределу; повышение требований покупателей к их обслуживанию; обострение конкуренции между розничными торговыми сетями; дефицит коммерческих площадей и др. В качестве отдельного фактора здесь необходимо выделить развертывание в России зарубежных розничных торговых сетей, которые внедряют новые логистические технологии и стандарты.
Таблица 2.6 Факторы, ограничивающие деловую активность розничной торговли
Рейтинговая оценка |
Факторы |
1 |
Недостаточный платежеспособный спрос |
2 |
Высокий уровень налогов |
3 |
Недостаток собственных финансовых средств |
4 |
Высокая арендная плата |
5 |
Высокие транспортные расходы |
6 |
Высокий процент коммерческого кредита |
7 |
Недостаточный ассортимент |
8 |
Недостаток торговых, складских помещений |
Стратегические перспективы развития отечественных розничных торговых сетей сегодня связаны с их объединением, региональной экспансией и расширением на основе франчайзинга. Реализация этих направлений предусматривает ряд мер, к числу которых относятся: оптимизация ассортимента, продвижение товаров под товарным знаком сети, концентрация на издержках и др. Все это делает актуальным реорганизацию логистических систем этих сетей, в результате которой роль в них распределительных центров будет усиливаться.
Принципиальные подходы к регламентации границ организации закупок этими центрами строятся, в том числе, в интересах обеспечения надежности поставок с учетом его основных направлений: разделение заказов на поставку однотипных товаров среди поставщиков; использование взаимозаменяемых товаров, т.е. субститутов; разработка норм страховых товарных запасов; установление с поставщиками длительных хозяйственных связей с развитием отношений с ними до партнерского уровня и др. Обоснование этих направлений способствует разработке распределительным центром условий поставок и позволяет перейти к бюджетированию закупок, которое должно производиться с учетом:
- оптимизации размера заказа, на основе выбранной модели управления запасами;
- обеспечения необходимого баланса между кредиторской и дебиторской задолженностью путем оптимизации величины «связанного» капитала в товарных запасах.
Бюджетирование закупок определяет ритмичность поставок (сроки и размеры поставок, предусмотренные договорными обязательствами поставщиков) и их равномерность, т.е. поступление товаров равными партиями через равные промежутки времени. Т.е, обосновывается учет в рамках этого бюджетирования особых случаев закупок: групповой заказ, т.е. заказ на многономенклатурные и комплектные поставки одним поставщиком; размещение заказа на поставки с учетом ценовых скидок, инфляции и роста закупочных цен.
Качество коммерческо-хозяйственных показателей розничной торговой сети находятся в прямой зависимости от формирования ассортимента товаров и обеспечения его относительной устойчивости. Ассортиментные требования во многом детерминируют организацию закупок розничными торговыми сетями по линии обеспечения их распределительными центрами поддержания товарных запасов обязательного ассортимента, т.е. ассортиментного минимума. Сложность этого обеспечения заключается в том, что необходимо систематически определять коэффициент устойчивости ассортимента, выражающийся отношением фактического ассортимента к обязательному, и по мере необходимости корректировать процесс закупок.
В ООО «Эльдорадо» обобщаются методические подходы к управлению товарным ассортиментом в розничных торговых сетях, дается им критическая оценка и обосновывается целесообразность дополнительного учета при их реализации фактора многономенклатурных и комплектных поставок, который непосредственно связан с обеспечением требуемой ассортиментной структуры товарных запасов в распределительных центрах.
Особое внимание уделяется управлению поставщиками в системе поставок для розничной торговой сети. Одна из его отличительных черт определяется тем, что эти сети обладают большей рыночной и переговорной силой, чем многие поставщики. При этом часто между ними возникает конфликт логистических интересов. В частности его причиной становится дискриминационная политика розничных торговых сетей по отношению к поставщикам, которая выражается в требовании от них платы за вход или их участия в продвижении их товара, выполнение которого для поставщиков является не всегда приемлемым. Альтернативным примером подобного конфликта является поведение поставщика, обладающего широко известным торговым знаком, по отношению к розничным торговым сетям, который не изыскивает резервов для снижения отпускной цены, игнорируя платежеспособность конечных потребителей.
Разрешение подобных логистических конфликтов требует проведения переговоров, специфика ведения которых раскрывается с позиции достижения сторонами, т.е. поставщиками и распределительными центрами, экономических компромиссов, основанных на констатации ими для себя выгод за счет использования логистического подхода к организации межфирменного сотрудничества. Особое внимание при этом уделяется методическому обоснованию градации функциональных зон управления поставщиками розничной торговой сети и их предметного содержания.
Заключение
Основные тенденции развития российского рынка бытовой техники и электроники следующие:
1. Рост рынка до осени 2009 года был стабилен, и его темпы сохранялись на уровне 12-15% в год. Компании Торговой Сети «Эльдорадо» ожидают прирост рынка на уровне 5-10%. Рост рынка обусловлен следующими факторами:
Рынок находится в фазе “накопления” (пока еще не все семьи располагают базовым набором бытовой техники и электроники).
Компания располагает собственным банком, потребительское кредитование в котором предоставляется под конкретный товар и по приемлемым ставкам.
Потребительское кредитование по-прежнему доступно (процентные ставки потребительского кредитования повышены, но возможность взять кредит у физ. лиц есть).
Начался процесс замены техники, приобретенной в середине и конце 90-х годов (средний срок эксплуатации бытовой техники и электроники составляет около 7-ми лет).
2. Торговля бытовой техникой и электроникой постепенно приобретает цивилизованные формы:
Торговля на рынках постепенно замещается сетевыми магазинами;
Идет процесс вытеснения небольших региональных сетей крупными федеральными сетями, к которым относятся МИР, М-Видео, Эльдорадо и Эльдорадо. Ежегодно увеличивается доля рынка, занимаемого федеральными сетями;
Растет доля рынка электроники, занимаемого крупными гипермаркетами (Метро, Ашан и другие).
Снижение доли мелких розничных региональных сетей(не в состоянии снижать издержки за счет снижения себестоимости бытовой техники и электроники).
3. В целом по рынку, ввиду усиливающейся конкуренции происходит постепенное снижение торговой наценки и, как следствие, рентабельности продаж.
Наиболее существенными факторами, оказывающим наибольшее влияние на состояние отрасли торговли бытовой техникой и электроникой являются:
Общая экономическая ситуация в России. В течение анализируемого периода в России наблюдается устойчивый экономический рост, темпы роста ВВП составили в 2004г. - 7.0%, в 2005г. – 7.1%, в 2006 г. – 5,8%, в 2008 г. – 6,7%, в 2009 г. – 8,1%.Рост ВВП в 2009 году составил поданным МЭРТ РФ 5,6 %, что соответствует уровню ВВП 2006 года. Соответственно ожидается снижение доходов населения на 10-20%. В свою очередь компании Торговой Сети «Эльдорадо» сократили издержки более чем на 30%. Сокращение затрат позволит сохранить положительные экономические показатели деятельности Торговой сети «Эльдорадо». Рост экономики сопровождается ростом реальных располагаемых доходов населения, что, в свою очередь, обеспечивает рост розничной торговли.
Несовершенство таможенного законодательства, которое все еще позволяет недобросовестным участникам рынка (мелким компаниям–импортерам) ввозить товар по «серым» схемам и реализовывать его на рынках по демпинговым ценам.
Результаты деятельности Торговой сети оцениваются как положительные. Торговая сеть «Эльдорадо» входит в тройку лидеров российского рынка ритейла электроники и является одной из самых быстрорастущих розничных сетей в своём сегменте рынка.
Это результат по проведению следующих мероприятий:
активная маркетинговая политика;
создание отлаженной системы логистики, обеспечивающей круглосуточную работу центральных складов и бесперебойность поставок товаров в розничные магазины;
выбор надежных контрагентов;
ценовая политика, ориентированна на широкий круг потребителей с доходами различного уровня, широкий выбор программ потребительского кредитования.
По результатам работы можно сделать вывод, что основная цель заключалась в разработке рационального механизма управления товарными запасами и состояла в следующем:
проведение адаптации экономических категорий теории управления запасами (управление товарными запасами, товарные запасы) с точки зрения интегрированного управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связывающие функциональные подсистемы предприятия;
предложения критериев группировки товарных запасов по степени уникальности и актуальности для технологического процесса при выделении групп запасов по степени оперативности ввода в технологическую цепочку в разрезе функций управления, категории запасов и класса задач интегрированного управления;
формирования функциональной матрицы характеристик этапов процесса управления по уровням, условиям и ограничениям на параметры и обоснован механизм интегрированного управления (интегрированная цепочка поставок) товарными запасами в КПК;
обоснования показателей, характеризующих общую эффективность интегрированной цепочки поставок (рентабельность и уровень обслуживания) и адаптирована методика оценки эффективности управления товарными запасами, учитывающая элементы технологической цепочки поставок и уровень их затрат;
формирование обобщенной модели рационального управления товарными запасами с учетом взаимосвязей между стратегическими и оперативными задачами для материальных потоков КПК;
разработки механизма рационального управления товарными запасами, ориентированный на различные группы задач и функций управления запасами.
В результате получены следующие выводы и предложения:
1. В работе определены основные подходы к содержанию товарных запасов, систематизированы факторы, влияющие на них, уточнено содержание базовых процессов и элементов теории управления товарными запасами.
2. В ходе проведенного исследования проанализированы подходы к разработке систем управления товарными запасами и обоснована необходимость интеграции технологических процессов управления в виде механизма интегрированного управления запасами, позволяющего сформировать рациональные материалопотоки для различных целей, функций, потребителей.
3. Проведена систематизация и анализ существующих технологий управления товарными запасами, определены области их применения, преимущества и недостатки.
4. Для анализа эффективности управления товарными запасами исследованы существующие показатели и методы оценки, для обеспечения полноты и достоверности оценки сформирована система показателей по функциям управления в интегрированной цепи поставок.
5. Проанализирована эффективность системы управления товарными запасами на ООО «Эльдорадо», выявлены принципы и особенности существующей на предприятии технологии управления товарными запасами, проведена оценка эффективности системы в разрезе выполняемых функций.
6. Для построения эффективной системы управления товарными запасами разработана обобщенная модель рационального управления товарными запасами, выявлены требования, условия и ограничения по целям и функциям интегрированной цепи управления запасами.
7. Для практической реализации предложенной модели разработан механизм рационального управления товарными запасами и проведена оценка его эффективности.
Таким образом, определена актуальность совершенствования механизма управления товарными запасами и необходимость решения этой задачи комплексно, что нашло отражение в разработке модели и механизма рационального управления товарными запасами и методик совершенствования управления.
Список использованных источников
«Положение по велению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетное™ в Российской Федерации». Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н с последующими изменениями и дополнениями.
Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. Практическое руководство с документами и комментариями. - М.: Менатеп-Информ, 2004. - 575 с.
Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Составление бухгалтерской отчетности на предприятии //Бухгалтерский учет&Аудит. – 2004. - №11. – С.12-16.
Барецкова И. В. Учет реализации готовой продукции на предприятиях оптовой торговли. //Бухгалтерский учет. - 2005. -№ 4. - С. 19-24.
Информация о работе Запасы в экономической системе предприятия