Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 05:00, реферат
Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта. Транспорт – “кровеносная система экономики” страны, оказывающая влияние на размещение производительных сил. Транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие между экономическими районами и отраслями производства, и является необходимым условием и материальной основой территориального разделения труда. Значит, изучение транспортного комплекса России является актуальной темой в наше время, да и во все времена. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю.
Введение
1 Особенности развития и размещения транспортного комплекса в России
2 Роль железнодорожного транспорта в экономике России
3 Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта
4 Обеспечение международных экономических связей единой транспортной системы
Сегодня отрасль переживает
инвестиционный кризис. Хотя объем
инвестиций в последние
3 Экономико-географическая
характеристика
Железнодорожный транспорт
начал свою историю с
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Отрасль характеризуется универсальностью (способностью перевозить практически все виды грузов); высокой провозной и пропускной способностью (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т грузов в каждом направлении); сравнительно невысокой себестоимостью перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта); относительно свободным размещением (независимость от природных условий); регулярностью перевозок (возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года); сравнительно высокой скоростью движения; надежностью и др. Кроме того, железнодорожный транспорт позволяет экономить углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта и в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, и в пригородном сообщении. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Основными грузами
железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Пассажирские перевозки по сообщениям делят на дальние и пригородные.
За период 1980-2000 гг. в
2 раза сократились перевозки
пассажиров. В общем объеме
пассажирских перевозок
Пассажирские перевозки
по отдельным районам
Основная масса пригородных
пассажироперевозок приходится
на зоны Москвы, Санкт-Петербурга,
Самары, Нижнего Новгорода,
В дальних перевозках
пассажиров преобладающее
Размещение железнодорожной
сети по территории России
сложилось крайне неравномерно.
Это связано не только с
огромной территорией страны, но
и с большой территориальной
дифференциацией в ее
Общая протяженность
железнодорожных путей
Конфигурация железнодорожной сети, расположенной в европейской части страны, радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов (по 12 направлениям).
Для Восточной Сибири
и Дальнего Востока
В Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке завершено
строительство Байкало-
Сибирь и Дальний Восток по
Транссибу (от ст. Арысь до Новосибирска),
Трансказахстанской магистрали (Чу
– Акмолинск – Петропавловск)
и линии Ташкент – Оренбург
имеют транспортно-
В развитии железнодорожного
транспорта большое внимание
уделялось не только
Полностью завершен перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Это позволило значительно повысить вес и скорость подвижного состава, увеличить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.
В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и переведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно составляет 47,6% и 52,4% в эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования. Увеличилась и доля электрической тяги в общем грузообороте с 62,5% в 1980г. до 79% в 2000г. [8, с. 253] Одновременно продолжалась реконструкция железнодорожных путей - укладка рельсов тяжелых типов, строительство вторых путей. Совершенствовалась система управления движением.
В 2001г. инвестиции в
Единое экономическое пространство, целостность российской государственности, оборона и безопасность страны в значительной степени зависят от устойчивой и надежной работы железных дорог. В этой связи реформа железнодорожного транспорта играет важную роль для поддержания социально-экономической стабильности в стране и обеспечения роста эффективности экономики. Разработанная программа развития железнодорожного транспорта России до 2010 г. предусматривает структурные преобразования, реконструкцию дорог и внедрение информационных технологий. В реконструкции нуждается около 50 тыс. км железных дорог.
Приоритетное направление –
увеличение пропускной
Изменения в размещении
К приоритетным направлениям
интеграционных процессов
Рассматривается проект
В стадии реализации находятся
два достаточно крупных
и т.д.................
Информация о работе Железнодорожный транспорт основа транспортной системы РФ