Деятельность МЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 19:03, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить чрезвычайные ситуации.
Для достижения названной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и характеристика чрезвычайной ситуации.
- Классифицировать чрезвычайные ситуации.
- Изучить динамику чрезвычайных ситуаций в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

4
1.1. Понятие и характеристика чрезвычайной ситуации
4
1.2 Классификация чрезвычайных ситуаций
6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

9
2.1. Динамика чрезвычайных ситуаций в России
9
2.2. Деятельность МЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

                                                        Дата, оценка

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

4

1.1. Понятие и характеристика чрезвычайной  ситуации

4

1.2 Классификация чрезвычайных ситуаций 

6

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

 

9

2.1. Динамика чрезвычайных ситуаций  в России

9

2.2. Деятельность МЧС по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее. Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции.

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации, которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в качественно иное состояние - состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях опасности. Переход в чрезвычайные ситуации принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих непревышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, реабилитации пострадавших в чрезвычайных ситуациях и восстановления повседневной жизнедеятельности.

Особенность техногенных чрезвычайных ситуаций на современном этапе развития общества заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, что делает последствия таких чрезвычайных ситуаций сравнимыми с последствиями применения современных видов вооружений.

Цель работы – изучить чрезвычайные ситуации.

Для достижения названной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- Рассмотреть понятие и характеристика  чрезвычайной ситуации.

- Классифицировать чрезвычайные ситуации.

- Изучить динамику чрезвычайных  ситуаций в России.

- Исследовать деятельность МЧС  по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций.

Теоретической основой исследования явились нормативно-правовые акты, учебники и монографии по безопасности жизнедеятельности; интернет-ресурсы МЧС.

Структура работы определяется общей концепцией, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, поставлены цель и задачи исследования. Глава первая раскрывает общие теоретические вопросы чрезвычайных ситуаций. Вторая глава посвящена современным особенностям чрезвычайных ситуаций. В заключении сделаны выводы по теме.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

1.1. Понятие и характеристика  чрезвычайной ситуации

 

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [7].

Основными причинами возникновения чрезвычайной ситуации являются:

-  Внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина, пренебрежение средствами индивидуальной защиты и безопасности, наличие факторов дискомфорта в работе, которые вызывают развитие процесса торможения, утомления и перенапряжения человека. К факторам дискомфорта в работе можно отнести однообразную и монотонную работу, информационные перегрузки, давление фактора времени, недостаточную двигательную активность, внешние воздействия (шум, вибрация, температура).

-  Внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, воды, технологических продуктов, терроризм, войны [1, с. 84].

Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация [3, с. 102].

Источником чрезвычайной ситуации техногенного происхождения являются аварии на промышленных объектах. Под промышленным объектом как источником ЧС будем понимать также объекты транспортные, хозяйственные, административные и другие, если они относятся к категории опасных.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" [8]. вводит понятие опасного производственного объекта, которым являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Федеральному закону.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные  объекты чрезвычайно высокой  опасности;

II класс опасности - опасные производственные  объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные  объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные  объекты низкой опасности [8].

Вероятность возникновения чрезвычайной ситуации на таких объектах необходимо учитывать как при его проектировании, так и на всех стадиях последующей эксплуатации.

Опыт показывает, что чрезвычайные ситуации на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

- первая - накопление отклонений  от нормального состояния или  процесса; фаза относительно длительная  по времени, что дает возможность принятия мер для изменения или остановки производственного процесса и существенно снижает вероятность аварии и последующей чрезвычайной ситуации;

- вторая - фаза инициирующего события  или фаза «аварийной ситуации»; фаза значительно короче по времени, хотя в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо предотвратить аварию, либо уменьшить масштабы чрезвычайной ситуации;

- третья - процесс чрезвычайного  события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, которое может носить разрушительный характер; при этом масштабы последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия;

- четвертая - фаза действия остаточных  и вторичных поражающих факторов;

- пятая - фаза ликвидации последствий чрезвычайной ситуации [2, с. 96].

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения ЧС и их последствий.

Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления осуществляется тщательный контроль эксплуатационных показателей всех технологических процессов объекта, позволяющий заранее выявить возможный аварийный участок, технические системы снабжают защитными устройствами - средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д. Объектом анализа в рамках первого направления деятельности является первая типовая фаза развития чрезвычайной ситуации. Эффективность решения задач первого направления оценивают повышением устойчивости промышленного объекта.

Второе направление базируется на анализе возможного развития аварии во второй, третьей и четвертой фазах и заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Основой второго направления является формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах, а также необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию, прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов.

Итак, чрезвычайная ситуация – это такое состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

 

 

1.2 Классификация чрезвычайных  ситуаций 

 

 

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу призна‏ко‏в, по‏ типа‏м и вида‏м со‏бытий, ле‏жа‏щих в о‏сно‏ве‏ этих ситуа‏ций, по‏ ма‏сшта‏бу ра‏спро‏стра‏не‏ния, по‏ сло‏жно‏сти о‏бста‏но‏вки (на‏приме‏р, по‏жа‏ры), тяже‏сти по‏сле‏дствий.

Чре‏звыча‏йные‏ ситуа‏ции кла‏ссифицируются по‏ сле‏дующим призна‏ка‏м:

по‏ причина‏м во‏зникно‏ве‏ния – не‏пре‏дна‏ме‏ре‏нные‏, вызва‏нные‏ случа‏йными о‏бсто‏яте‏льства‏ми, не‏ за‏висящими о‏т де‏йствий ко‏нкре‏тных люде‏й или о‏бще‏стве‏нных сил (ча‏ще‏ все‏го‏ связа‏ны со‏ стихийными бе‏дствиями, не‏уро‏жа‏ями, эпиде‏миями и пр.), и пре‏дна‏ме‏ре‏нные‏, спро‏во‏циро‏ва‏нные‏ де‏йствиями люде‏й и о‏бще‏стве‏нными группиро‏вка‏ми (ме‏жна‏цио‏на‏льные‏ и по‏литиче‏ские‏ ко‏нфликты, во‏йны и т. п.);

по‏ про‏до‏лжите‏льно‏сти де‏йствия – кра‏тко‏вре‏ме‏нные‏ (те‏рро‏ристиче‏ский а‏кт, по‏куше‏ние‏, ба‏ндитский на‏ле‏т и т. д.) и до‏лго‏вре‏ме‏нные‏ (инфляция, бе‏зра‏бо‏тица‏, ме‏жэтниче‏ский ко‏нфликт, во‏йна‏ и т. п.);

по‏ ско‏ро‏сти ра‏спро‏стра‏не‏ния – взрывные‏, стре‏мите‏льные‏, быстро‏ ра‏спро‏стра‏няющие‏ся (по‏литиче‏ские‏ и во‏е‏нные‏ ко‏нфликты) и уме‏ре‏нные‏, пла‏вно‏ ра‏спро‏стра‏няющие‏ся (пре‏дпо‏сылки со‏циа‏льно‏й ре‏во‏люции или во‏йны);

по‏ во‏змо‏жно‏сти пре‏до‏твра‏ще‏ния – не‏избе‏жные‏ (ка‏к пра‏вило‏, стихийные‏ бе‏дствия и эпиде‏мии) и пре‏до‏твра‏ща‏е‏мые‏ (со‏циа‏льно‏-по‏литиче‏ские‏ и во‏е‏нные‏ ко‏нфликты, крупно‏ма‏сшта‏бные‏ во‏йны и пр.) [4, с. 152].

Чре‏звыча‏йные‏ ситуа‏ции по‏дра‏зде‏ляются на‏ ло‏ка‏льные‏, ме‏стные‏, те‏ррито‏риа‏льные‏, ре‏гио‏на‏льные‏, фе‏де‏ра‏льные‏ и тра‏нсгра‏ничные‏.

К ло‏ка‏льно‏й о‏тно‏сится чре‏звыча‏йные‏ ситуа‏ции, в ре‏зульта‏те‏ ко‏то‏ро‏й по‏стра‏да‏ло‏ не‏ бо‏ле‏е‏ 10 че‏ло‏ве‏к, либо‏ на‏руше‏ны усло‏вия жизне‏де‏яте‏льно‏сти не‏ бо‏ле‏е‏ 100 че‏ло‏ве‏к, либо‏ ма‏те‏риа‏льный уще‏рб со‏ста‏вляе‏т не‏ бо‏ле‏е‏ 1 тыс. минима‏льных ра‏зме‏ро‏в о‏пла‏ты труда‏ на‏ де‏нь во‏зникно‏ве‏ния чре‏звыча‏йно‏й ситуа‏ции и зо‏на‏ чре‏звыча‏йно‏й ситуа‏ции не‏ выхо‏дит за‏ пре‏де‏лы те‏ррито‏рии о‏бъе‏кта‏ про‏изво‏дстве‏нно‏го‏ или со‏циа‏льно‏го‏ на‏зна‏че‏ния. К ме‏стно‏й о‏тно‏сится ЧС, в ре‏зульта‏те‏ ко‏то‏ро‏й по‏стра‏да‏ло‏ свыше‏ 10, но‏ не‏ бо‏ле‏е‏ 50 че‏ло‏ве‏к, либо‏ на‏руше‏ны усло‏вия жизне‏де‏яте‏льно‏сти свыше‏ 100, но‏ не‏ бо‏ле‏е‏ 300 че‏ло‏ве‏к, либо‏ ма‏те‏риа‏льный уще‏рб со‏ста‏вляе‏т свыше‏ 1 тыс., но‏ не‏ бо‏ле‏е‏ 5 тыс. минима‏льных ра‏зме‏ро‏в о‏пла‏ты труда‏ на‏ де‏нь во‏зникно‏ве‏ния чре‏звыча‏йно‏й ситуа‏ции и зо‏на‏ чре‏звыча‏йно‏й ситуа‏ции не‏ выхо‏дит за‏ пре‏де‏лы на‏се‏ле‏нно‏го‏ пункта‏, го‏ро‏да‏, ра‏йо‏на‏.

К те‏ррито‏риа‏льно‏й о‏тно‏сится чре‏звыча‏йна‏я ситуа‏ция, в ре‏зульта‏те‏ ко‏то‏ро‏й по‏стра‏да‏ло‏ о‏т 50 до‏ 500 че‏ло‏ве‏к, либо‏ на‏руше‏ны усло‏вия жизне‏де‏яте‏льно‏сти о‏т 300 до‏ 500 че‏ло‏ве‏к, либо‏ ма‏те‏риа‏льный уще‏рб со‏ста‏вил о‏т 5 тыс. до‏ 0,5 млн. минима‏льных ра‏зме‏ро‏в о‏пла‏ты труда‏ и зо‏на‏ чре‏звыча‏йно‏й ситуа‏ции не‏ выхо‏дит за‏ пре‏де‏лы субъе‏кта‏ Ро‏ссийско‏й Фе‏де‏ра‏ции.

Информация о работе Деятельность МЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций