Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – цели, задачи, основные понятия, термины, определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Ушедший XX век в России характеризовался ростом количества аварий и катастроф, количеством пострадавших в каждой их них, количеством несчастных случаев, отравлений и заболеваний с тяжелыми последствиями. В пищевой промышленности эти показатели достаточно велики. Число пострадавших на 1000 работающих по отраслям промышленности, по данным 2001г. : электроэнергетика – 1.7, нефтехимическая – 2.5, химическая – 3.1, черная металлургия – 3.2.ьмашиностроение – 5.2, пищевая промышленность – 6.0. строительных материалов – 7.9, лесная, деревообрабатывающая – 14.1.

Файлы: 1 файл

Ответ на задачу №10.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – цели, задачи, основные понятия, термины, определения.

 

Ушедший XX век в России характеризовался ростом количества аварий и катастроф, количеством пострадавших  в каждой их них, количеством несчастных случаев, отравлений и заболеваний с тяжелыми последствиями. В пищевой промышленности эти показатели достаточно велики. Число пострадавших на 1000 работающих по отраслям промышленности, по данным 2001г. : электроэнергетика – 1.7, нефтехимическая – 2.5, химическая – 3.1, черная металлургия – 3.2.ьмашиностроение – 5.2, пищевая промышленность – 6.0. строительных материалов – 7.9, лесная, деревообрабатывающая – 14.1.

Смертельные случаи от производственных травм в этот период  в России составляли 0.155 на 1000 работающих, что существенно выше, чем в ведущих стран мира: Великобритания – 0.015, Германия – 0.70, США – 0.09, Франция – 0.084, Япония – 0.02 (Белов С. В.; Козьяков А. Ф.; Михайлова А. А.; Пышкина Э. П.).

Возрастают потери населения  связанные с неправильным образом жизни: от курения, отравления алкоголем, наркотической зависимости, самоубийств, заражений СПИДом. Официально в 1990 г. в РФ число ВИЧ инфицированных составляло 718 человек, а в 2000 г. оно достигло 26000 человек.

Техногенные загрязнения  окружающей среды увеличивают заболеваемость и гибель людей от причин, вызывающих обычные заболевания человека.

Смертность, связанная с неправильным образом жизни выше у мужчин, чем  у женщин.

Так смертность у мужчин от самоубийств  в 5.8 раз выше, от несчастных случаев (отравлений и травм) – 5.1 раза, от наркотиков – в 6.5 раза, на производстве – 20раз выше, чем у женщин.

За последние 100 лет увеличилась  продолжительность жизни на планете  почти в 2 раза, однако ее показатели различны в разных странах.

Средняя продолжительность людей развитых стран (Европа, Северная Америка, Япония) составляет 75 – 80 лет. В России средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 59,1 год, у женщин 72 года. Начиная с 1990 г в России наблюдается спад численности населения, ежегодно теряя около 800 – 900 тыс. человек из общей численности (разность между количеством умирающих и рождающихся и рождающихся ежегодно).

При оценке социальной защищенности населения учитывается и показатель продолжительности жизни людей  в пенсионном возрасте (разность средней продолжительности жизни и пенсионного возраста, установленного в странах.) В Японии этот показатель составляет 15 лет, В США – 11.4года, в России у женщин на 17.7 лет, а мужчин – 0.7 т.е. в среднем мужчины умирают, не достигнув пенсионного возраста.

В учебные планы высших учебных  заведений РФ в 1990 г. введена новая  обязательная для подготовки специалистов всех специальностей дисциплина «Безопасность  жизнедеятельности» (БЖД) на основе объединения  трех дисциплин: Охрана труда, промышленная экология и гражданская оборона.

 

Безопасность жизнедеятельности  – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности  включает три блока: Охрана труда, промышленная экология, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Эти блоки включают систему модулей:


 


 

 


 

 

 

 

 


 

 


 

Деятельность дисциплины БЖД направлена на сохранение здоровья человека, его  активной деятельности, увеличения продолжительности  жизни, увеличения численности населения.

Анализ этих данных свидетельствует  о том, что причинами такого положения  является не только использование устаревших технологий и оборудования в промышленности, но и низкий уровень подготовки населения, и в первую очередь специалистов различных специальностей в области безопасности жизнедеятельности. Такой специалист становится генератором опасности на предприятии при сознании и эксплуатации технических систем и сооружений, а также жертвой своей необразованности.

Техническое перевооружение предприятий пищевой промышленности на основе механизации и автоматизации, химизация технологических процессов, широкое использование химических веществ в качестве улучшителей, консервантов, подсластителей, стабилизаторов, ароматизаторов, красителей и др., использование нетрадиционного сырья, при недостаточной   грамотности специалиста может быть причиной чрезвычайных ситуаций.

 Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»  подразделяется на 5 частей:

Часть 1. Гигиена труда

Часть 2. Техника безопасности

Часть 3. Защита водного бассейна

Часть 4. Защита почвы

Часть 5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях 

Гигиена (от греч. hygicinos - здоровый) – это наука, задачей которой на основе изучения влияния условий жизни и труда на здоровье человека, разработка мероприятий по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продления жизни человека.

Гигиена включает ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную  область науки и практики: гигиену  труда, коммунальную гигиену, гигиену питания, гигиену детей и подростков, радиационную гигиену и др.

Гигиена труда – это наука, изучающая  влияние на организм человека факторов, условий и характера труда. На основе такого изучения разрабатываются  нормативы и конкретные практические мероприятия, имеющие целью создания благоприятных условий труда человека, т.е. снижения заболеваемости, смертности, увеличение продолжительности жизни, повышение работоспособности.

В условиях производства работающий может подвергаться воздействию опасных и вредных факторов в зависимости в первую очередь от особенностей технологического процесса, используемого оборудования.

Вредными факторами называются такие, которые при определенных условиях могут вызвать заболевание.

Опасными факторами называются такие, которые при определенных условиях могут привести к травме. Строгого различия, деления на опасные и вредные факторы нет. Некоторые факторы в различных условиях могут оказывать воздействие и как опасные и как вредные (например, мучная пыль может вызвать заболевание органов дыхания, кожи и быть взрывоопасной).

По воздействию на человека вредные и опасные факторы  делятся на 4 класса:

  1. Физические факторы. Движущийся объект, оборудование, элементы оборудования, шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, повышенные или пониженные температуры воздуха, повышенная влажность, нерациональное освещение, электрический ток, статическое электричество и другие.
  2. Химические факторы. Классифицируются по направленности действия на организм работающего по 5 группам:
    • общетоксического действия (оксид углерода, бензол, свинец, ртуть и другие);
    • раздражающие – аммиак, акролеин, окислы азота и другие;
    • аллергены – большинство синтетических моющих средств, мучная пыль и др.
  3. Биологические, которые в свою очередь делятся на микроорганизмы и макроорганизмы. К микроорганизмам относятся микробы, вирусы, грибки и т.д. К макроорганизмам относятся:
    • растения ядовитые (например корень ландыша, борщевик и др.);
    • животные (укусы собак, крыс, мышей, клещей, ос и др.);
  4. Психофизиологические факторы, которые делятся на:
    • физические перегрузки, которые в свою очередь подразделяются на статические перегрузки – удержание груза, работа в неудобной рабочей позе;
    • динамические перегрузки, связанные с постоянной переноской тяжестей (например работа грузчика);
    • гиподинамия, связанная с недостаточным движением, - сидячая работа;
    • нервно-психические перегрузки, которые различают: умственные перегрузки, эмоциональные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонный труд;

Монотонный труд – это выполнение однотипных, часто повторяющихся движений в навязанном ритме. Чаще это работа на конвейере.

 

Цели и задачи дисциплины «Безопасность  жизнедеятельности». Основные понятия  и определения. Научные основы и  перспективы развития безопасности жизнедеятельности.

Роль инженерно – технических работников в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на производстве, защите окружающей природной среды, в ликвидации последствий аварий и аварийных ситуаций.

Критерии оценки негативных воздействий  хозяйственной деятельности человека: показатели производственного травматизма, профессиональной и производственно–обусловленной заболеваемости, сокращения продолжительности жизни, экономические последствия.

Основные разделы дисциплины: охрана труда, промышленная экология, чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий.

 

Правовые, нормативно – технические  и организационные основы обеспечения  безопасности производственной деятельности

 

Основные положения действующего законодательства РФ по безопасности труда и окружающей среды. Права и гарантии работников на безопасность труда. Обязанности работодателей по обеспечению безопасной трудовой деятельности на предприятии. Нормативно–техническая документация – единая, межотраслевая и отраслевая..

Обязанности работников по соблюдению требований нормативно-технических документов по безопасности труда. Льготы и компенсации за тяжелые, вредные и опасные условия труда..

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства  НТД по обеспечению безопасности. Административно–общественный контроль.

Отдел охраны труда и экологии на предприятии. Контроль за состоянием условий  труда на предприятии и экологической  нагрузкой промышленных объектов на окружающую природную среду. Паспортизация  и аттестация рабочих мест. Цель, задачи и принципы экологической экспертизы.

             Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

 

Классификация основных форм деятельности человека – физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность  труда. Методы оценки тяжести труда. Энергические затраты человека при различных видах деятельности.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Влияние  отклонения параметров производственного  микроклимата от нормативных значений на производительность труда, состояние здоровья и профессиональные заболевания.

Системы обеспечения  параметров микроклимата и состава  воздуха – отопление, вентиляция, кондиционирование. Контроль параметров микроклимата.

Освещение. Требования к  системам освещения. Естественное и  искусственное освещение. Расчет освещения. Контроль освещения.

Эргономика и инженерная психология. Техническая эстетика, требования к производственным помещениям. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомляемости и монотонности труда.

 

Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».

Источники и уровни различных  видов опасностей – естественного, антропогенного и техногенного происхождения

 

Классификация опасных и вредных  производственных факторов. Виды, источники  и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха, вибрация, шум; электромагнитные поля и излучения; движущиеся машины и механизмы; производственные яды; повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и скорость воздуха; неправильная организация освещения; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки.

Виды, масштабы негативного воздействия  объектов экономики на окружающую среду  – выбросы и сбросы; твердые  и жидкие отходы, энергетические поля и излучения. Образование смога, кислотных дождей, разрушение озонового слоя, снижение плодородия почвы и качества продуктов питания. Причины техногенных аварий.

 

Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания

 

Вредные вещества, классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества, действие вредных веществ и чувствительность к ним. Нормирование содержания вредных веществ – предельно допустимые, максимально разовые, среднесменные, среднесуточные концентрации.

Негативное воздействие вредных  веществ на среду обитания. Допустимые уровни воздействия вредных веществ  на гидросферу, почву, животных, растительность и строительные материалы.

Механические колебания. Постоянный и непостоянный шум. Действие шума на человека. Аудиометрия. Инфразвук и ультразвук, их воздействия на человека. Нормирование производственного шума.

Ударная волна, воздействие ее на человека, сооружение, технику и природную  среду.

Электромагнитные поля. Воздействие на человека статических и магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты. Нормирование магнитных полей.

Воздействие СВЧ излучений на органы зрения, состав крови и состояние  эндокринной системы. Действие  ИК излучения на организм человека.

Область применения СВЧ  и ИК на пищевых предприятиях.

Ионизирующие излучения. Их действие на организм человека. Допустимые уровни для отдельных нуклидов и  их смеси. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, отдаленные последствия. Воздействие ионизирующих излучений  на среду обитания.

Электротравматизм. Воздействие электрического тока на человека. Причины поражения электрическим током – прикосновение к токоведущим частям сети, напряжение прикосновения, напряжение шага, электрическая дуга.

Информация о работе Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – цели, задачи, основные понятия, термины, определения