Гигиена труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Главная задача транспорта состоит в полном и своевременном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышении эффективности и качества работы всех звеньев транспортной системы. В транспортной системе России ведущее место занимают железные дороги, прогресс которых неразрывно связан с состоянием локомотивной тяги.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие сведения об аккумуляторах, используемых на железной дороге….5
2. Организационные мероприятия для аккумуляторщиков …………………..7
3Должностные обязанности аккумуляторщика…………………………….…8
4. Вредные и опасные производственные факторы, выделяющиеся при ремонте и зарядке аккумуляторных батарей ………………………..………..9
5. Влияние вредных и опасных химических производственных факторов на организм аккумуляторщика ……………………………………………….…..11
6. Микроклимат рабочей зоны аккумуляторного цеха……………………...13
7. Правила личной гигиены аккумуляторщиков……………………………..15
8. Средства индивидуальной защиты аккумуляторщиков.…………..………16
9.Требования к оснащению помещений в аккумуляторных цехах…………20
10. Санитарно –технические мероприятия для аккумуляторных цехов…..22
Заключение ………………………………………………………………...…….26
Список литературы…………………………….………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая погигиене.docx

— 143.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общие сведения об аккумуляторах, используемых на железной дороге….5

2. Организационные мероприятия для аккумуляторщиков …………………..7

3 Должностные обязанности аккумуляторщика…………………………….…8

4. Вредные и опасные производственные факторы, выделяющиеся при ремонте и зарядке аккумуляторных батарей ………………………..………..9

5. Влияние вредных и опасных химических производственных факторов на организм аккумуляторщика ……………………………………………….…..11

6. Микроклимат рабочей зоны аккумуляторного цеха……………………...13

7. Правила личной гигиены аккумуляторщиков……………………………..15

8. Средства индивидуальной защиты аккумуляторщиков.…………..………16

9.Требования к оснащению помещений в аккумуляторных цехах…………20

10. Санитарно –технические мероприятия для аккумуляторных цехов…..22

Заключение  ………………………………………………………………...…….26

Список литературы…………………………….………………………………...27

 

Введение 

  Главная задача транспорта состоит в полном и своевременном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышении эффективности и качества работы всех звеньев транспортной системы. В транспортной системе России ведущее место занимают железные дороги, прогресс которых неразрывно связан с состоянием локомотивной тяги. В связи с этим очень важно повысить уровень использования и надёжность работы локомотивов. Выполнение этой задачи возложено на одну из ведущих отраслей железнодорожного транспорта – локомотивное хозяйство.

В данной работе рассматривается проблема гигиены  труда в ремонтном локомотивном депо Красноярск (ТЦР 4), в состав которого входят: цех подъемочного ремонта, колесно-роликовый цех, заготовительный цех, электромашинный цех,  ремонтно-механический цех, экспериментальный цех, электроцех, электроаппаратный цех, автоматный цех, инструментальный цех, ремонтно-строительный цех,  столярный цех, автотранспортный цех (гараж) и аккумуляторный цех.

   В основу курсовой работы легли проблемы влияния различных производственных вредностей на организм аккумуляторщика. Задачей работы является выявление основных путей обеспечение безопасности и безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Гигиена труда играет важную роль в трудовой жизни человека. Правильная организация  труда значительно повышает его  производительность и резко снижает  возможность производственных заболеваний. Это, в свою очередь, оказывает и непосредственное положительное влияние на экономическую сторону труда: происходит снижение на оплату больничных листов и лечения сотрудников, уменьшается количество и размер компенсаций за работу во вредных условиях. По статистическим подсчетам, затраты на необходимые мероприятия и средства гигиены  труда обходятся в десять раз меньше, чем расходы на лечение работников и простой производства.

Исходя  из вышесказанного, явная актуальность рассмотренной проблемы обоснована тем, что состояние здоровья персонала аккумуляторного цеха играет важную роль в оптимальном функционировании структурных подразделений локомотивного депо в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие сведения об аккумуляторах, используемых на железной дороге

 

Аккумулятор - это устройство для  хранения энергии в химической форме, которая может использоваться как  электричество. Аккумулятор работает благодаря тому, что два различных  металла, находясь в кислотном растворе, вырабатывают электричество.

Основной  автономный источник электроэнергии для  запуска всех типов двигателей, питания  цепей управления и резервного питания  любых энергопотребителей на железнодорожном транспорте — электрохимические аккумуляторы и составленные из них аккумуляторные батареи.

Как и  во всех отраслях промышленности, здесь  используются аккумуляторы трех типов (классов): быстрого (Н), среднего (М) и  длительного (L) разряда.

Аккумуляторы  быстрого разряда применяются как  стартерные — для запуска двигателей внутреннего сгорания тепловозов, рефрижераторных  секций, мотрис, дизель-поездов и стационарных энергоагрегатов.

Аккумуляторы  класса «М» широко используются как  основной источник электропитания в  пассажирских вагонах и рефрижераторных  секциях при низких скоростях  движения и на стоянках.

Третий  класс аккумуляторных батарей (L) применяется  как резервный источник в агрегатах  бесперебойного питания при основной сети переменного тока или в буфере с основным электроисточником постоянного тока в устройствах сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи, а также во вспомогательных низковольтных цепях электроподстанций и других стационарных установок железнодорожного транспорта. Пока работает основной источник энергии, батарея находится в режиме подзаряда, а при выходе из строя или временного отключения источника используется для питания ответственных электропотребителей.

Все аккумуляторы и батареи, в том числе применяющиеся  на железнодорожном транспорте, разделяются  по типу используемой электрохимической  системы, как правило, щелочной или  кислотной.

Выбор системы  зависит от того, на каком объекте  применяется аккумулятор и какой класс разряда требуется в данном случае.

Так, мощные кислотные аккумуляторы лучше всего  использовать в качестве стартерных. В качестве тяговых аккумуляторов (среднего класса разряда) предпочтительнее применение щелочных, особенно никель-кадмиевых батарей. Они более надежны при низких температурах и обладают большим сроком службы. При этом свинцово кислотные аккумуляторы тех же габаритов и мощности отличаются значительно меньшей стоимостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационные мероприятия для аккумуляторщиков

 

   К самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте, обученные безопасным методам работы и имеющие соответствующее удостоверение.  
 Аккумуляторщик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда не должен приступать к работе. 
 При поступлении на работу аккумуляторщик должен проходить предварительный медосмотр, в дальнейшем периодические медосмотры. 
 Продолжительность рабочего времени аккумуляторщика не должна превышать 40 ч. в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Должностные обязанности аккумуляторщика

 
3.1. Выполняет простые и средней сложности работы по ремонту аккумуляторов и аккумуляторных батарей разных типов и емкостей. 
3.2. Проявляет повреждение элементов батарей и устраняет их. 
3.3.    Проводит текущий ремонт зарядных агрегатов.  
3.4. Заменяет электролит и осуществляет сепарацию в аккумуляторных батареях. 
3.5.     Заготовляет колодки и прокладки.  
3.6. Отливает свинцовые соединительные штабы и наконечники. 
3.7. Устанавливает у сосуда подпорное стекло и свинцовые прокладки. 
3.8. Устанавливает крышки блоков-сосудов с припаиванием перемычек. 
3.9.   Готовит электролит в соответствии с установленной рецептурой. 
3.10. Монтирует и демонтирует элементы аккумуляторных батарей с исправлением соединительных деталей. 
3.11.   Изымает шлам из элементов работающих батарей.  
3.12. Выполняет все работы, предусмотренные инструкцией по введению аккумуляторов в эксплуатацию.  
3.13.  Ведет учет и техническую документацию из обслуживания и ремонта оснащения и аппаратуры зарядных станций.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  1. Вредные и опасные производственные факторы, выделяющиеся при ремонте и зарядке аккумуляторных батарей

 

В процессе работы аккумуляторщик сталкивается со следующими химическими производственными факторами, которые воздействуют на кожный покров и слизистые оболочки: серная кислота, едкий калий, свинец и его соединения.

Качество  их воздействия усугубляется влажностью, образованной обилием промывных ванн. Именно поэтому эти цеха относятся к особо вредным участкам производства.

Вредные выделения из аккумуляторов являются следствием побочных химических реакций, прежде всего электролиза воды. Из кислотных аккумуляторов выделяются газы (водород, кислород и газовые примеси) и серная кислота. Газовыделения из аккумуляторов происходят во всех его состояниях: во время заряда, подзаряда, разряда и бездействия. Наибольшее количество газов выделяется в конце заряда аккумуляторов. Газы, образующиеся в аккумуляторе при электролизе воды, всплывают в электролите в виде пузырьков и лопаются па его поверхности. При разрыве пузырей газа образуются мельчайшие капельки электролита, которые выбрасываются в воздух. Таким образом образуется туман серной кислоты в аккумуляторном помещении.

Вредные выделения из щелочных аккумуляторов. Из щелочных аккумуляторов выделяются водород, кислород, образующиеся в основном в результате электролиза воды, и щелочь (едкий калий). Газовыделепия из щелочных аккумуляторов происходят во время их заряда, подзаряда, бездействия и разряда. Пузыри газа лопаются на поверхности электролита. Образующиеся при этом капельки электролита газами выносятся из газового пространства аккумулятора в помещение.

При зачистке пластин свинцовых аккумуляторов  перед пайкой, пайке пластин, разборке и сборке аккумуляторов и правке пластин в воздух выделяется свинцовая пыль. Зачистка ушек пластин металлическими щетками сопровождается выделением в воздух мельчайшей свинцовой пыли. При пайке свинцовых пластин образуются пары свинца и сурьмы, а также окислы свинца. Пары, попадая в воздух помещения, конденсируются и превращаются в аэрозоль конденсации, частицы которой по своей дисперсности приближаются к дымам. Воздух загрязняется свинцовой пылью н парами не только у рабочего места, но и во всем объеме помещения.

А также  в процессе работы аккумуляторщик испытывает физические перегрузки при передвижении аккумуляторных батарей, чем обуславливается  присвоение данной профессии III категории работ в зависимости от интенсивности энергозатрат организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние вредных и опасных химических производственных факторов на организм аккумуляторщика

 

    1.  Серная кислота- при попадании на части тела повреждает кожный покров, при этом образуются дерматиты и ожоги; при отравлении парами  возникает раздражение и ожог глаз, слизистых оболочек носоглотки, гортани, носовые кровотечения, боль в горле, охриплость голоса из-за спазма голосовой щели, вызывают затруднение дыхания, кашель,  нередко – ларингит, трахеит, бронхит,  при этом особенно опасны отеки гортани и легких; при поступлении серной кислоты внутрь немедленно появляются резкие боли в области рта и всего пищеварительного тракта, сильная рвота с примесью сначала алой крови, а затем бурыми массами, одновременно с рвотой начинается сильный кашель, развивается резкий отек гортани и голосовых связок, вызывающий резкие затруднения дыхания. кожа лица принимает темно-синий цвет, зрачки расширяются, отмечается падение и ослабление сердечной деятельности. Смертельная доза серной кислоты при поступлении внутрь – 5 миллиграммов.
    2. Едкий калий- едкое вещество, при попадании на кожу и слизистые оболочки, особенно глаза, вызывает тяжелые химические ожоги и хронические заболевания кожных покровов Пыль вызывает кашель, стеснение в груди, насморк, слезотечение, ожог кожи, отек век, резкое покраснение конъюнктивы, поражение радужной оболочки. Яд выводится через почки, но при этом они повреждаются. При попадании в организм щелочь проникает глубоко в ткани. Отравление сопровождается кровяной рвотой, поносом и сильной жаждой. Затем развивается механическая асфиксия. При отравлении данной щелочью в 5 случаях из 10 наблюдается смертельный исход. 
    3. Свинец и его соединения- приводят к отравлению организма работающего, а также к расстройству периферической и центральной нервной системы, поражению двигательного аппарата, свинцовому параличу. Свинец накапливается в теле, в костях и поверхностных тканях, влияет на почки, печень, нервную систему и органы кровообразования. Характерными симптомами отравления являются бледность лица, потеря внимания, плохой сон, склонность к частой смене настроения, повышенная раздражительность, агрессивность, быстрая утомляемость, а также металлический привкус во рту. Характерны расстройства пищеварения, потеря аппетита, острые боли в животе со спазмами абдоминальных мускулов («свинцовые колики»). Обычным является изменение состава крови – от ретикулоцитоза, анизоцитоза и микроцитоза до свинцовой анемии. На более поздних стадиях наблюдаются головная боль, головокружение, потеря ориентации и проблемы со зрением. Специфическое почернение («свинцовая линия») может появиться у основания десен. Возможен паралич («свинцовые судороги»), обычно затрагивающий в первую очередь пальцы и кисти рук.

Информация о работе Гигиена труда