Виды опасных черезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:03, доклад

Описание работы

Для координации деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на каждом объекте создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Комиссия осуществляет руководство разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных участков, обеспечению устойчивости функционирования организации при возникновении чрезвычайной ситуации.

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 402.56 Кб (Скачать файл)

Виды опасных и чрезвычайных

ситуаций техногенного характера

Классификация ЧС по масштабу распространения

 

Постановление Правительства  Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет 6

типов ЧС в зависимости  от территории распространения, количества людей, погибших или

получивших ущерб здоровью, либо размера ущерба:

• ЧС локального характера — не выходит за пределы территории объекта, при этом

количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.;

• ЧС муниципального характера — не выходит за пределы территории одного посе-

ления или внутри городской  территории города федерального значения, при этом количе-

ство пострадавших составляет не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более

5 млн руб.;

• ЧС межмуниципального характера — затрагивает территорию двух и более посе-

лений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную  тер-

риторию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогично критериям ЧС муни-

ципального характера;

• ЧС регионального характера — не выходит за пределы территории одного субъекта

РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо

размер ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн  руб.;

• ЧС межрегионального характера — затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен критериям ЧС регионального характера;

• ЧС федерального характера — количество пострадавших свыше 500 человек либо

размер ущерба свыше 500 млн  руб.

 

 

Классификация ЧС по темпу  развития

 

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения

опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного

события и характеризующая  степень внезапности воздействия  поражающих факторов. С

этой точки зрения ЧС можно  подразделить:

• на внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т. д.);

• стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых

веществ, гидродинамические  аварии с образованием волн прорыва  и т. д.);

• умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах

и т. д.);

• плавные (аварии на очистных сооружениях, эпидемии и т. д.).

Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы,

например, последствия антропогенной  деятельности в зоне Аральского моря.

1 Ранее действовавшая  классификация (введенная в соответствии  с постановлением Правительства  РФ от 13 сентября

1996 г. № 1094) подразделяла  чрезвычайные ситуации на локальную,  местную, территориальную, региональную, феде-

ральную и трансграничную.

 

Классификация ЧС по видам  чрезвычайных событий

 

Для практических нужд общую  классификацию ЧС целесообразно  строить по типам

и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий; при этом можно частично в тех или

иных звеньях классификационной  структуры использовать принадлежность, причинность

или масштаб ЧС. По такому комплексу признаков все ЧС мирного  времени разбивают на

шесть групп 

 

 

 

 

 

 Классификация  ЧС техногенного характера по  виду чрезвычайных событий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень чрезвычайных ситуаций техногенного характера по группам

Классификация ЧС по природе  источника возникновения

 

По природе источников возникновения все ЧС подразделяются на 5 групп.

1. ЧС, связанные  с возникновением аварий на  опасных объектах:

• аварии на атомных электростанциях (АЭС);

• утечки радиоактивных  газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы

санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

• аварии на атомных судах  с радиоактивными загрязнениями  акватории порта и

прибрежной территории;

• аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров  с радиоактивным загрязнением территории;

• аварийные ситуации во время промышленных и испытательных  ядерных взрывов,

связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ  в окружающую среду;

• падение летательных  аппаратов с ядерными энергетическими  устройствами на

борту с последующим радиоактивным  загрязнением местности;

• незначительные загрязнения  местности радиоактивными веществами при утере

источников ионизирующих излучений, аварий на транспорте, перевозящем  радиоактивные

препараты, и в некоторых  других случаях;

• аварии на химически опасных  объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду

аварийно химически опасных  веществ (АХОВ);

• аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических веществ

или биологических веществ  в концентрациях, превышающих допустимые значения.

2. ЧС, обусловленные  пожарами и взрывами и их  последствиями:

• пожары в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства  и транспортных

коммуникациях;

• взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в т. ч. при падении  летательных аппаратов);

• взрывы в жилых зданиях.

3. ЧС на транспортных  коммуникациях:

• авиационные катастрофы;

• столкновения и сход с  рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);

• аварии на водных коммуникациях;

• аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы  транспортируемых

веществ и загрязнение  ими окружающей среды;

• аварии на энерго– и  других инженерных сетях, повлекшие  нарушение нормальной

жизнедеятельности населения  в результате возникновения вторичных  факторов.

4. ЧС, вызванные  стихийными бедствиями:

• землетрясения силой 5 и более баллов по 12-балльной шкале;

• ураганы, смерчи, бури силой 10 и более баллов по 17-балльной шкале;

• катастрофические затопления и наводнения, образовавшиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений, землетрясений, горных обвалов и оползней, паводков, половодья или нагонных явлений и цунами;

• сели, оползни, обвалы, лавины, снежные заносы и карстовые явления, вызвавшие

разрушения в городах, на транспортных, энергетических и  других инженерных сетях, образование  завалов и т. п.;

• массовые, лесные и торфяные пожары, принявшие неуправляемый  характер и

повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения региона;

• факторы риска биолого-социального  характера: эпидемии, эпизоотии и  эпифито-

тии2.

5. ЧС военно-политического  характера в мирное время:

• одиночный (случайный) ракетно-ядерный  удар, нанесенный с акватории нейтраль-

ных вод кораблем неустановленной  принадлежности или падение носителя ядерного ору-

жия со взрывом боевой части;

• падение носителя ядерного оружия с разрушением или без  разрушения боевой

части;

• вооруженное нападение  на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войс-

ковых соединений и частей (в т. ч. и ГО).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

 

Огромное значение имеет  организация работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Основными направлениями  предупреждения ЧС, уменьшения потерь и ущерба от них

являются:

• мониторинг окружающей природной  среды и состояния объектов народного  хозяй-

ства;

• прогнозирование ЧС природного и техногенного характера и оценка их риска;

• рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки

зрения природной и  техногенной безопасности;

• предотвращение в возможных  пределах некоторых неблагоприятных  и опасных

природных, техногенных явлений  и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала;

• предотвращение аварий и  техногенных катастроф путем  повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

• разработка и осуществление  технологических мер по снижению возможных потерь

и ущерба от ЧС на конкретных объектах и территориях.

• декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов  деятельности в области промышленной безопасности;

• проведение государственной  политики в области защиты населения  и территорий

от ЧС;

• проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной  и техногенной безопасности;

• страхование природных  и техногенных рисков;

• информирование населения  о потенциальных природных и  техногенных угрозах

на территории проживания.

. Единая государственная  система предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

• прогнозирование и оценка социально–экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  «О Единой государственной системе  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 РСЧС включает в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Функциональные  подсистемы РСЧС создают федеральные органы исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности.

 

 

 

Единая государственная  система предупреждения и ликвидацииЧС 

Территориальные подсистемы РСЧС формируются в субъектах Российской Федерации с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах их территорий. Эти системы состоят из звеньев, которые соответствуют административно–территориальному делению субъектов РФ.

На каждом уровне РСЧС созданы  координационные органы, постоянно  действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и  средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы РСЧС: 

на федеральном  уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти; 

на территориальном  уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 

на местном  уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; 

на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

В пределах федеральных округов  координирующие функции осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации.

Постоянно действующие  органы управления РСЧС: 

на федеральном  уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 

на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры); 

на территориальном  и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях всех субъектов Российской Федерации и всех муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям); 

на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы повседневного  управления РСЧС:

• центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно–диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Информация о работе Виды опасных черезвычайных ситуаций