Актуализация мира живой природы в ранних анималистических рассказах Дж.Лондона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:03, реферат

Описание работы

Цель работы – описание и анализ контекстов о природе из сочинений Джека Лондона.
Цель работы предусматривает постановку и решение следующих задач:
проанализировать существующие определения «природа», «nature»;
выявить контексты, содержащие описание природы, в семи рассказах американского писателя Джека Лондона;
определить границы контекстов;
составить их тематическую классификацию.
рассмотреть частеречную структуру выявленных контекстов и проанализировать синтагматические связи наиболее частотных слов, описывающих явления природы в рассказах Джека Лондона;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………........ 3
1 Анализ определения «nature»………….………………………………. 6
1.1 Определение понятия «природа», «nature»………………………….. 7
1.2 Границы контекстов, содержащих описания природы…………….. 10
Выводы……………………………………………………………………… 12
2 Характеристика «природы» в рассказах Джека Лондона…………….. 13
2.1 Очерк творчества Джека Лондона…………………………………….. 14
2.2 Тематическая классификация………………………………………...... 17
2.3 Частеречная классификация…………………………………………… 23
Выводы……………………………………………………………………… 27
Заключение ………………………………………………………………... 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая М. Волобуевой прочит (2).doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………........    3

1 Анализ определения  «nature»………….……………………………….        6

1.1 Определение понятия «природа», «nature»…………………………..     7

1.2  Границы контекстов, содержащих описания природы……………..     10

Выводы………………………………………………………………………    12

2 Характеристика «природы» в рассказах Джека Лондона……………..    13

2.1 Очерк творчества Джека Лондона……………………………………..    14

2.2 Тематическая классификация………………………………………......   17

2.3 Частеречная классификация……………………………………………    23

Выводы………………………………………………………………………   27

Заключение ………………………………………………………………...   29

Список использованных источников……………………………………... 31

Список сокращений………………………………………………………..     34

Приложение А ...…..……………………………………………………….     35

Приложение Б ...…...……………………………………………………….     42

Приложение В ..…...……………………………………………………….     50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Джек Лондон – писатель, чье имя традиционно связывают с окружающей естественной природой. Животные на страницах его произведений выступают не просто в роли статического фона, но действуют как самостоятельные персонажи, иногда им отводиться и главная роль. В последнем случае Лондон выступает как великолепный анималист. Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили Лондону создать одни из лучших произведений в анималистической литературе.

Актуальность работы мы видим в том значении, которое имеет художественная литература, посвященная теме человека и окружающей среды. Джек Лондон, сочетая естественнонаучные и художественные начала, одним из первых сумел добиться реалистического погружения читателя в дикую природу, он не только показал родство человека с животным миром, но главное – озвучил потребность животных в человеческой любви, заботе и бережном отношении. Сегодня, когда вся планета стоит на грани экологической катастрофы, изучение творческого наследия выдающихся анималистов остро востребовано социальной ситуацией. Многие исследователи изучали и описывали проблему взаимодействия природы и человека: Т.С. Нифанова в своей работе «Сопоставительно-семасиологическое исследование художественных образов» рассматривает индивидуально-авторские высказывания об определенных природных феноменах, таких как водные источники, дождь, ветер и облака в английском и французском языках; Т.В. Симашко – «Денотативный класс как основа описания фрагмента мира»; С.Н. Нефедова – «Образ природы как компонент поэтической модели мира (по материалам произведений В.М. Шукшина)» исследует образ природы, реализованный в художественных текстах В.М. Шукшина. Данная проблема не остается без внимания на протяжении долгого времени, в особенности последние десятилетия. Таким образом, считаем своевременным обращение к столь жизненной проблеме.

Объектом изучения выступает внешний мир, природа Крайнего Севера, описанная американским писателем Джеком Лондоном.

Предметом изучения являются 72 контекста из семи рассказов этого писателя: The God of his Fathers (1901), A Daughter of the Aurora (1900), The Great Interrogation (1900), Which Make Men Remember (1900), Grit of Women (1900), The Scorn of Women (1900), Siwash (1899).

Цель работы – описание и анализ контекстов о природе из сочинений Джека Лондона.

 Цель работы предусматривает постановку и решение следующих задач:

  1. проанализировать существующие определения «природа», «nature»;
  2. выявить контексты, содержащие описание природы, в семи рассказах американского писателя Джека Лондона;
  3. определить границы контекстов;
  4. составить их тематическую классификацию.
  5. рассмотреть частеречную структуру выявленных контекстов и проанализировать синтагматические связи наиболее частотных слов, описывающих явления природы в рассказах Джека Лондона;

В соответствии с поставленной целью был использован комплекс методов. Ведущим является метод лингвистического анализа текста, который предполагает наблюдение над языковым материалом, его лингвистическое описание. Отбор материала осуществлялся методом сплошной выборки. Использовались отдельные приемы структурно-семантического, контекстуального и количественного анализа, что помогло классифицировать и систематизировать материал.

Практическая ценность настоящей работы связанна с возможностью использования полученных результатов на практических занятиях и лабораторных работах по грамматике, стилистике, лексикологии, зарубежной литературе, практикумам по переводу, на уроках литературы в школах с углубленным изучением английского языка, также материалы исследования могут быть положены в основу изучения творчества Джека Лондона.

Апробация работы проходила среди участников 2 Интернет – конференции «Молодой исследователь: новые тенденции развития гуманитарных наук» (март 2013., С – Петербург) с докладом на тему «описания природы в рассказах Джека Лондона».

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка сокращений. В конце каждой Главы приводятся  Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Анализ определения  «nature»

 

С тех пор, как появилась художественная литература, писатели часто включали описания природы в свои произведения. Природа была первым, что человек видел вокруг себя. Она присутствовала как фон повествования, помогала читателю представить место событий, его климатические условия. Несомненна значимость образа природы в художественной литературе различных исторических периодов. Разные литературные жанры содержат немного разные по стилю, но подробные и интересные описания природы.

Теория образа автора, разработанная академиком В.В. Виноградовым, оказала особое внимание на развитие современных направлений в исследовании художественного текста. Она способствовала интеграции филологических дисциплин (литературоведения и лингвистики) при решении основных вопросов, касающихся изучения художественного текста.

Категория образа автора в сложном теоретическом построении В.В. Виноградова получила статус центральной категории, являющейся семантико-стилистическим центром литературного произведения, его лингвистическим фундаментом. В большинстве современных исследований художественного текста данная категория понимается вслед за В.В. Виноградовым как «словесно-речевая структура, пронизывающая весь строй художественного произведения и определяющая взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов» [5, с.118]. Таким образом, данная категория представляет собой своеобразный стержень, притягивающий к себе все элементы художественного текста и организующий их в единое целое. Следовательно, правомерным является использование данной категории при исследовании отдельных компонентов произведения. Исходя из этого положения в качестве одной из репрезентаций образа автора, мы рассматриваем такую реальность художественных произведений Джека Лондона, как образ природы.

Говоря об образе природы, мы имеем в виду не только пейзаж, представляющий собой «словесно выраженную картину природы» [2, с.56] и оформляющийся в собственно описательном фрагменте текста. Следует заметить, что образ природы в художественном тексте – понятие более широкое, чем пейзаж, как в смысловом плане, так и в плане объема фрагмента текста, его реализующего. Так, упоминание о природе может содержаться в любом фрагменте художественного текста (например, в диалогах героев) и не представлять собой собственно картины природы, а также может быть разным по объему и структуре. В связи с этим наряду с развернутыми описаниями (картинами) природы или анализе нами учитывались также различного рода текстовые вкрапления, отражающие информацию о природе и представляющие собой либо простое предложение, либо словосочетание.

 

    1. Определение понятия «природа», «nature»

 

Учет даже самых небольших пейзажных вкраплений особенно важен для выявления характера функционирования образа автора в коротких рассказах Джека Лондона, так как в них особо ощутима значимость этих вкраплений, как писал В.М. Шукшин в одной из его публицистических работ «рассказ это не роман – места мало, времени мало, читают на ходу…» («Как я понимаю рассказ»).

Так, в текстах мы встречаем реалии живой и неживой природы. Изучая данные трех иностранных словарей:

MACMILAN English Dictionary (2002г.): Nature – 1) the physical world including all living things as well as the land and the seas; Приведем пример из рассказов Джека Лондона, подтверждающий, что реалии природы, описанные автором, входят в состав определения «nature», данное словарем MACMILAN English Dictionary: Her father had much land and many horses…(GF) – у ее отца было много земель и лошадей… Фраза much land and many horses описывает богатства человека, которыми он дорожит, которые играют огромную роль в его жизни, без которых жизнь в те времена была невозможна.

Oxford ADVANCED LEANER'S Dictionary (2009): Nature – 1) all the plants, animals and things that exist in the universe that are not made by people; Употребление в рассказах о Крайнем Севере таких реалий, как песок или джунгли весьма странное явление в описании природы, но Джек Лондон не ограничивается той природой, которая естественна для Севера. Для сравнения, для создания более описательного характера автор использует наименования реалий, неприсущих суровому климату Севера. Например: So many an unsung wanderer fought his last and died under the cold fire of the aurora, as did his brothers in burning sands and reeking jungles, and as they shall continue to do till in the caribou of time the destiny of their race be achieved (GF) – Сколько невоспетых пришельцев бились до последнего и умирали под холодным блеском северного сияния, так же, как бились и умирали их братья в раскаленных песках пустынь или в дышащих смертоносными испарениями джунглях, так же, как будут биться и умирать те, которые придут за ними, пока в назначенный час не обретет это великое племя своей судьбы. Здесь и далее перевод авторский – М.П. Волобуевой.

Webster's Encyclopedic Unabridged Dictionary (2004): Nature – 5) the material world, esp. as surrounding man and existing independently of his activities, 1) the universe, with all its phenomena, 2) the natural world as it exists without man or his civilization, 3) the elements of the natural world, as mountains, trees, animals, rivers, etc.; В примере:   Above the mountains which lay beyond the further shore, the sky was murky with the smoke of unseen forest fires… –  Небо за горами, стоявшими по другую сторону берега, было темным и затянуто дымом невидимого лесного пожара… компоненты the mountains, the shore, the sky, the fire полностью соответствуют определению «nature», данному словарем Webster's Encyclopedic Unabridged Dictionary (2004); выявлено, что Nature –  all the plants, animals and things surrounding man and existing independently of his activities.

Также были рассмотрены толковые словари русского языка.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой (4-е издание, дополненное, Москва, 2009): Природа – 1) все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир, 2) места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства); Например: And another scene flashed before him. A struggle in the forest, a bald-face grizzly… (GI) – Он представил другую картину.  Борьба в лесу с плешивым медведем… Автор на всем протяжении рассказов не отклоняется от темы природа, описывая ее  различные предметы и явления.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой: природа – а) совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат и т.п.), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека; б) совокупность особенностей какой-либо местности, включающая ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т.п. в) местность вне городских поселений; …he halted in the midst of the white waste (WMMR). – …он остановился посреди белого поля. Использование the white waste, реалии природы, подчеркивает одинокость человека, остановившегося посреди белой долины.

Толковый словарь Д.И. Ушакова: природа – совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. Now my heart is like the snowfall in the spring, when the sun has come back. There is a great thaw and a bending, a sound of running waters… (GW) – Теперь мое сердце подобно снегу, падающему весной, тогда, когда к нам снова возвращается солнце. Тогда все тает, и слышны звуки бегущей воды… Джек Лондон использует лексемы snowfall, sun, water для создания убедительного и выразительного сравнения, так как природа имеет множество свойств для оценки и этим характеристикам свойственно изменяться.

В рассмотренных русских толковых словарях природа определяется как растения, животные и все то, существующее на земле, что не создано руками человека.

Географический словарь (www.ecosystema.ru) и Словарь географических терминов (www.m-globe.ru) не дают конкретных дефиниций обследуемого явления – «nature». Однако, в этих же словарях выявлены подробные описания составляющих элементов обследуемого явления, как: земля, океаны, горы, реки, заливы, растения и другое описаны очень подробно. Например:  гора – возвышение рельефа выше 200 м, резко поднимающееся среди относительно равнинных территорий, с хорошо обозначенным перегибом к крутым склонам, а также выделяющиеся вершины горных систем и хребтов (Географический словарь, www.ecosystema.ru); залив – часть океана, моря, озера, водохранилища, вдающаяся в сушу и слабо отчлененная от основного водного бассейна (Географический словарь, www.ecosystema.ru); море – часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами, полуостровами, возвышениями подводного рельефа (Словарь географических терминов, www.m-globe.ru); джунгли – древесно-кустарниковые заросли в тропических и субтропических климатических зонах.

Информация о работе Актуализация мира живой природы в ранних анималистических рассказах Дж.Лондона