Акустические особенности речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические –при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой.

Содержание работы

Введение 3
1 Акустические особенности речи 5
1.1 Основные аспекты анализа звучащей 5
1.2 Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека. 7
2 Понятие и функции фонемы 11
3 Акустический аспект фонем 14
3.1 Перцептивный аспект фонетики и фонологические принципы анализа звуковой системы 14
3.2 Основные методы анализа перцептивных характеристик 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

акутисческие аспекты фонем.docx

— 109.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

3

1

Акустические особенности  речи

5

1.1

Основные аспекты анализа  звучащей

5

1.2

Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека.

7

2

Понятие и функции фонемы

11

3

Акустический аспект фонем

14

3.1

Перцептивный аспект фонетики и фонологические принципы анализа  звуковой системы

14

3.2

Основные методы анализа  перцептивных характеристик

16

 

Заключение

23

 

Список использованной литературы

25


 

 

Введение

 

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические  –при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой. Фонетику можно назвать грамматикой произношения. Фонетика-это наука, изучающая звуки, издаваемые людьми, их фактические или слышимые формы. Фонетика изучает звуковые системы языка, отдельные фонемы, ударение слов, силлабические структуры и интонацию.

Звук – это результат  колебаний какого-либо тела в среде, способной передавать эти колебания  до органа слуха (в воде, в воздухе). Любой звук в первую очередь есть явление физическое, характеризующееся  определенными акустическими параметрами:

Высота, зависящая от частоты  колебаний, т.е. от количества колебаний  за единицу времени; чем больше частота  колебаний, тем выше звук на слух. Человек  способен воспринимать колебания от 20 до 20 000 герц (герц (Гц) – одно колебание в секунду);

Сила, зависящая от амплитуды (размаха) колебаний; чем больше амплитуда, тем громче звук;

Тембр, зависящий от дополнительный частот, входящих в состав звука;

Долгота, или длительность, общее время звучания.

Колебания, воспринимаемые слухом могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном. Если же колебания являются непериодическими, неравномерными, мы имеем дело с шумом.

Звук в таком качестве способны производит голосовые связки, но это еще не звук речи. Звуку, для  того чтобы из чисто акустического  явления превратиться в звук речи, необходимо пройти через органы артикуляции  речи, расположенные выше гортани. Вообще органы речи включают: головной мозг, посылающий из моторного центра речи (зона Брокá) через нервную систему импульсы к органам артикуляции; дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, грудная клетка), создающий воздушную струю для обеспечения звуковых колебаний и органы артикуляции речи, подразделяющиеся на активные и пассивные. Активные органы – это голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы – это зубы, альвеолы, твердое нёбо, верхняя челюсть. Характеристика звуков по работе органов речи составляет второй аспект характеристики звуков.

Биологический аспект характеристики звуков. Данный аспект подразделяется на перцептивный и артикуляционный. П е р ц е п т и в  н ы й аспект охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи органами слуха и передачи соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (так  называемую зону Вéрнике). Поскольку эти процессы изучены меньше, чем процессы артикуляции, подробнее остановимся на артикуляционных характеристиках звука.

Артикуляционная (анатомо-физиологическая  характеристика звука). Первое и главное  членение в этой классификации –  членение на гласные и согласные.  Гласные могут быть охарактеризованы как звуки, при образовании которых речевой канал в надгортанных полостях свободен, открыт и проходящий воздух не встречает препятствий. У гласных нет определенного «фокуса» образования. При образовании согласных, напротив, обязательно возникает преграда на пути воздушной струи. Соответственно у согласных есть определенный «фокус» - место образования. Артикуляционная характеристика звуков строится исходя из работы активных и пассивных органов речи, с учетом акустических характеристик звука.

Цель курсовой работы состоит  в изучении акустических аспектов фонем.

Задачи курсовой работы:

- изучить акустические особенности речи;

- рассмотреть понятие и функции фонемы;

- изучить акустический аспект фонем.

 

1 Акустические  особенности речи

 

 

1.1 Основные аспекты анализа звучащей речи  

 

Звучащая речь, как сложное  материальное явление, реализуется  в диалектическом единстве его важнейших  аспектов:

- артикуляционного  (анатомо-физиологического),

- акустического (физического),

- лингвистического (функционального)

- перцептивного. 

Как отмечает Л.В.Бондарко, «сложная природа звуковых единиц определяется тем, что они имеют различные свойства в зависимости оттого, с какой точки зрения их рассматривать. Если мы говорим об образовании звуковых единиц, то имеем в виду произносительную деятельность говорящего человека, т.е. ту работу, которую совершают его произносительные органы. Это – артикуляционный аспект звуковых единиц (см. подробнее раздел 1.2.). Если мы рассматриваем те звуки, которые получились в результате работы произносительных органов, то мы имеем дело с акустическим аспектом звуковых единиц. Если же мы интересуемся, как эти звуки воспринимаются человеком, слушающим звучащую речь, то сталкиваемся с перцептивным аспектом звуковых единиц.

В истории фонетики длительное время дебатировался вопрос: что  важнее для фонетического описания языка – изучение артикуляции  или его звучания? Первоначально  все описания разных звуковых систем строились на анализе артикуляций, поскольку многие артикуляционные  характеристики можно наблюдать  без применения специальной анализирующей  аппаратуры.

Как известно из физики, с  точки зрения акустики (гр.  аkustikos – «слуховой»), звук – это результат колебательного движения  какого-либо тела в какой-либо среде, под действием движущей силы, и доступный для слухового восприятия.  

Различают следующие акустические характеристики звука:

- высоту (зависит от частоты колебаний);

- силу (зависит от амплитуды колебаний);

- длительность (продолжительность звука с его количеством колебаний во времени);

- тембр звука (индивидуальное качество его акустических признаков)

С созданием специальным  приборов и развитием техники  акустического анализа именно акустические характеристики речи стали  рассматриваться  как наиболее важные.

В современной фонетике вопрос об относительной важности этих двух аспектов решается с учетом тесной связи, существующей реально между  артикуляционными и акустическими  аспектами.

Описание звуковых единиц не может не учитывать роль этих единиц в образовании языковых значений (лингвистический, или функциональный, или фонологический подход). Фонология  – специальный раздел фонетики, изучающий способность языковых единиц участвовать в образовании  и различении значащих единиц. Языковые механизмы, обеспечивающие  линейное членение потока речи на отдельные  звуки (минимальные звуковые отрезки) и отождествление сегментов речевой  цепи, впервые раскрыл русский  и советский ученый Л.В.Щерба в 1912 г.

Фонема – минимальная  звуковая единица языка, линейно  не членимая, служащая для образования  звуковых оболочек значащих единиц и  потенциально связанная со значением.

Теория фонемы формулирует  функции фонемы, признаки фонемы, позволяет  проанализировать и сопоставить  систему фонем различных языков, а самое главное – она объясняет, почему одни звуковые различия оцениваются  как очень существенные и замечаются говорящими, а другие привлекают внимание лишь при особых условиях, или, как правило, вообще не замечаются.

Фонема реализуется в  речи в разных случаях по-разному. Различают обязательные аллофоны, которые  возникают в определенных условиях в речи всех говорящих на данном языке, и  факультативные варианты, которые появляются независимо от фонетических условий, а также индивидуальные варианты, свойственные произношению отдельных говорящих.

Следует подчеркнуть, что  сама по себе фонема является абстрактной  единицей, а аллофоны – это ее конкретные воплощения (общие для  всех говорящих) в зависимости от фонетического окружения.

С  помощью знаков фонематической транскрипции («широкой») можно представить  фонемный состав слова, с помощью  фонологической («узкой») – передать  звучание более тонко, подробнее, зафиксировав  аллофоны фонем (оттенки). Для учебных  целей, в словарях применяют фонологическую транскрипцию, а для специальных (в фонетических исследованиях, логопедии, при изучении диалектов) – более  подробную, фонологическую.

Некоторые традиционные представления  об артикуляционных характеристиках  речи и их глубокой связи с акустическими  получили новую интерпретацию в  связи с успешным изучением в  последние десятилетия перцептивных (воспринимаемых) свойств звуковых единиц. Было установлено, что восприятие определяется как артикуляционно-акустическими, так и функциональными характеристиками.

Таким образом, основная задача перцептивной фонетики – изучение того, как носители определенного  языка используют звуковую информацию при восприятии речевых сообщений. Без понимания перцептивной деятельности носителей  какого-либо языка (например, английского, или русского), невозможно понять устройство звуковой системы  этого языка, а также успешно  обучать языку иностранному, создавать  надежные системы синтеза и анализа  речи.

Многогранность проблемы изучения восприятия речи, которой  посвящено множество диссертационных  исследований, монографий, статей и  т.д.,  не может быть даже кратко рассмотрена  в настоящем пособии. Многочисленные исследования показывают, что существуют два вида перцептивных характеристик  звуков: универсальные (общие для  носителей всех языков) и специфические (зависящие от конкретной системы  фонем определенного языка).  Так, универсальна способность человека различать гласные и согласные, определять некоторые признаки согласного по характеристикам соседнего гласного. Специфическими характеристиками в области перцепции является способность носителей русского языка узнавать мягкость согласного, носителей французского языка – опознавать гласные среднего подъема, английского – аспирацию и т.д.

Известно, что количество воспринимаемых человеком перцептивных единиц больше, чем количество фонем  в системе    языка, и это  также определяется универсальными свойствами перцептивной системы человека, а конкретный набор перцептивных единиц является специфическим для  каждого конкретного языка 

 

1.2 Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека.

 

Произносительный аппарат  человека (рис.1) состоит из гортани, полости глотки, полостей носа и  рта. Для перечисленных органов  образование звуков – вторичная  функция, то есть  как таковых собственно артикуляционных органов не существует.

Произносительный (речевой) аппарат состоит из подвижных и неподвижных органов речи. К первой группе относятся:

1) язык

2) губы

3) мягкое небо с маленьким  язычком 

4) задняя стенка фаринкса (зева)

5) голосовые связки, находящиеся  в гортани 

6) нижняя челюсть.

     К неподвижным  органам речи относятся:

1) верхние зубы 

2) альвеолы (бугорок, расположенный  непосредственно за верхними  зубами)

3) твердое нёбо

Язык играет одну из самых  важных ролей в речевом аппарате - благодаря своей подвижности  и гибкости. Его способность перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях позволяет артикулировать гласные разного качества, а также  формировать преграды с неподвижными органами речи, что является непременным  условием артикуляции большинства как английских, так и русских согласных. Для удобства описания артикуляций условно выделяют несколько частей языка (см.рис.2).

Для постановки английского  произношения важно различать два  основных типа уклада языка.

Уклад языка, при котором  какая-либо часть спинки образует выгиб, а края, как правило, опускаются к  нижним зубам, называется дорсальным. Этот уклад типичен для артикуляции в русском языке.

Когда  средний участок  спинки языка прогибается книзу, образуя впадину, а передние и  боковые края загибаются кверху, весь язык приобретает форму ковша. Такой  уклад языка называется апикальным. При таком укладе языка различные  преграды образуются только передним краем с участием кончика. Наличие  апикальной артикуляции и отсутствие смягчения характерно для  английских cогласных : / t, d, s, z, T, D, l, n, r/.

        

                               Передняя часть

                                                                          Средняя часть        


 


                                                                                     Задняя часть       



Информация о работе Акустические особенности речи