Античный сюжет и его интерпретации в пьесе Жана Ануя "Антигона"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования проанализировать проблематику и выявить стилистические особенности и аллюзии из античного сюжета в драме Ж. Ануя «Антигона».
Реализации поставленной цели требует решения следующих задач:
проанализировать своеобразие трактовки образа Антигоны в античной литературе;
изучить творчество Ж. Ануя в контексте французской литературы первой половины XX века;
проследить, как исторический контекст и господствовавшие в данный период философские учения отразились в творчестве французского драматурга;
провести сравнительно-сопоставительный анализ тематики, проблематики, особенностей композиции, системы образов и стиля в пьесе Ж. Ануя «Антигона» и в пьесе Софокла;
выявить и объяснить своеобразие конфликта в пьесе Ж. Ануя «Антигона», черты сходства с античным источником и отличия от него.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР В XX ВЕКЕ 6
1.1. Эволюция европейского театра в конце XIX XX веков 6
1.2 Экзистенциализм во французском театре 8
Выводы по первому разделу 9
РАЗДЕЛ 2 ОБРАЗ АНТИГОНЫ В АНТИЧНОСТИ И В XX ВЕКЕ 10
2.1 Жизненный и творческий путь Софокла 10
2.2. Образ Антигоны в античной литературе 13
2.3. Античный сюжет в современном театре 16
2.4. Интерпретация образа Антигоны в пьесе Ж. Ануя 17
Выводы по второму разделу 23
ВЫВОДЫ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

ШамсединоваКурсоваяВся.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)


РВНЗ «Крымский гуманитарный университет» ( г. Ялта)

Евпаториський институт социальных наук

Кафедра иностранных  языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шамсединова Эвелина Решатовна

 

 

 

Античный  сюжет и его интерпретация в пьесе

Жана Ануя «Антигона»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Курс 2, группа 21ЕА

 

 

 

 

Научный руководитель:

ассистент кафедры иностранных языков    Кускова А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евпатория 2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Не ослабевает интерес читателей к литературе первой половины ХХ в. В этот период значительных исторических и социальных потрясений особенно остро встал вопрос о бытии человека и его взаимоотношениях с окружающим миром. Одним из ярких писателей-мыслителей, попытавшихся дать ответ на этот вечный вопрос, был Жан Ануй. Именно поэтому творчество драматурга актуально и доныне. Девушки в пьесах Ануя вступали в неравный поединок с жестокостью и бесчеловечностью государственной машины, в которой так легко узнать идеологию тоталитарных систем, вот почему его героини, даже пришедшие из глубины веков, воспринимаются как наши современницы.

На сегодняшний день в современном  литературоведении существует ряд работ, посвященных творчеству Ж. Ануя. К анализу произведений французского драматурга обращались такие исследователи, как: Л. А. Зонина, Т. И. Бочелис, В. Гаевский. К сожалению, наследие Ж. Ануя в отечественной науке изучено недостаточно, а в представленных работах мало внимания уделяется своеобразию конфликтов и системе образов даже в самых известных пьесах мастера. Данное исследование представляется актуальным, так как оно предпринимает попытку проанализировать произведение сравнительно мало изученное в современном литературоведении.

Объектом исследования является образ Антигоны в античной литературе и его реминисценция в современной французской драматургии.

Таким образом, предмет исследования может быть определен как тематическое и стилистическое своеобразие античной и интерпретированной Ж. Ануем пьесы «Антигона».

Цель исследования - проанализировать проблематику и выявить стилистические особенности и аллюзии из античного сюжета в драме Ж. Ануя «Антигона».

Реализации поставленной цели требует решения следующих задач:

- проанализировать своеобразие трактовки образа Антигоны в античной литературе;

- изучить творчество Ж. Ануя в контексте французской литературы первой половины XX века;

- проследить, как исторический  контекст и господствовавшие  в данный период философские  учения отразились в творчестве  французского драматурга;

- провести сравнительно-сопоставительный анализ тематики, проблематики, особенностей композиции, системы образов и стиля в пьесе Ж. Ануя «Антигона» и в пьесе Софокла;

- выявить и объяснить своеобразие конфликта в пьесе Ж. Ануя «Антигона», черты сходства с античным источником и отличия от него.

Проведенная работа позволила систематизировать материал, касающийся стилистических особенностей прозы Ж. Ануя, проследить эволюцию творческого метода французского драматурга, описать и проанализировать проблематику пьесы и основные реминисценции из античной литературы, уточнить их роль в развитии конфликта пьесы.

В ходе исследования проводились анализ и систематизация научного материала. Однако, основным методом исследования данной работы по сравнительному литературоведению стал сравнительно-сопоставительный метод античного литературного источника и современной французской драмы.

Данная работа и ее результаты могут  быть использованы при подготовке теоретических  курсов «Истории зарубежной литературы», а также спецкурса «Европейская драматургия».

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и выводов. В первом разделе рассматривается философия экзистенциализма, предпосылки его возникновения на территории Франции. Второй раздел данной курсовой работы посвящен сравнительно-сопоставительному анализу двух произведений: пьесы «Антигона» Софокла и ее современной интерпретация Ж. Ануем, различию проблематики и конфликтов, а также стиля обоих авторов.

Структура работы включает введение, два раздела, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснованы выбор темы и актуальность исследования, определены цели, задачи, предмет, объект, теоретическое и практическое значение исследования, указаны методы и материал исследования. Первый раздел посвящен философии экзистенциализма, предпосылкам его возникновения на территории Франции. Во втором разделе представлен сравнительно-сопоставительный анализ двух произведений: пьесы «Антигона» Софокла и ее современной интерпретация Ж. Ануем, различию проблематики и конфликтов, а также стиля обоих авторов.

Апробация работы. Результаты исследования были заслушаны и одобрены на заседании студенческой научной проблемной группы (март 2012 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

европейский театр в XX веке

 

1.1. Эволюция европейского театра в конце XIX- XX веков

 

На рубеже XIX-XX веков в литературе и драматургии сосуществуют разные течения. Сильны традиции реализма. Литература и театр всегда обращалась к проблеме человека - главной своей теме. По меткому выражению Г. Н. Бояджиева: «Не изменяют они себе и в условиях меняющихся представлений о мире и человеке. Но новая информация о человеке, новые выразительные возможности, которые открываются в этот период, позволяют реалистической литературе расширить свой творческий диапазон, глубже понять и выразить сложный мир человека и человеческих отношений» [20].

Принципы литературы критического реализма заключаются в новом изображении отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека. Их развивают Томас и Генрих Манны в Германии, Дж. Голсуорси и Б. Шоу. Они выражают критическое отношение к отжившим ценностям, передают интеллектуальные и нравственные искания художественной интеллигенции своего времени.

Появляется литературные течения экзистенциализма, экспрессионизма и символизма. Особое место занимает литература модерна. Каждое из этих направлений по-своему раскрывает человека.

Экзистенциализм - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале XX века. Как отметил Л. Г. Андреев: «Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия в мире» [16, с. 46].

«Экспрессионизм - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника» [8, с 69].

Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80 годы. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. По выражению Андреева: «Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья» [12].

В эту эпоху возникает «новая»  драма, которая стремилась приблизить сцену к жизни, чтобы зритель мог видеть «жизнь как она есть», с подробностями не всегда приятными, иногда отталкивающими. Борьба за право театра говорить обо всем и самыми разнообразными средствами вообще характерна для искусства XX века. Представители новой драмы начала XX века. - Герхард Гауптман, Август Стринберг, Морис Метерлинк - предлагали свое понимание человека и его места в обществе. Персонажи новой драмы значительно отличались от персонажей драмы классической. Чаще всего они мирились с обстоятельствами - человек оказывался бессильным перед ударами судьбы.

В 30-е годы XX века немецкий драматург, режиссер и теоретик театра Бертольд Брехт заявил, что нужен принципиально новый подход к задачам театра. По мнению Брехта, театр не должен лишь подражать жизни, а должен «отстраненно», эпически эту жизнь показывать» [13, с. 87]. Зритель же превратится в наблюдателя: он будет размышлять, а не волноваться, руководствоваться разумом, а не чувствами. Но психологический театр - изображение на сцене «жизни в формах самой жизни» - никуда не исчез. Хотя на протяжении столетия ему систематически предрекали гибель.

 

 

1.2 Экзистенциализм во французском  театре

 

Во время между двумя мировыми войнами зарождается экзистенциализм. Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных потрясений. Если атмосфера начала ХХ века еще оставляла место надежде на лучшее, то война 1914-1918 годов показала человечеству реальность конца цивилизации.

Четко проявились худшие стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему - вот главные черты, характеризующие эпоху.

Не случайно в это время формируется экзистенциализм - одно из самых иррациональных и пессимистичных философских течений.

Главные свойства существования - это страх, совесть, забота, отчаяние, одиночество. Человек осознает свою сущность не в обыкновенной, будничной обстановке, а в знаковых пограничных ситуациях (война, другие бедствия). Только тогда, человек прозревает и начинает ощущать ответственность за все то, что происходит в окружающем мире.

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм разочарования в истории, которые приводят к восприятию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед хаосом. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром.

«Экзистенциализм - философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий» [22].

Экзистенция - это существование, которое присуще только человеку как духовному существу. Что же остается от этого существования, если исчезают Абсолютный разум, осмысленность истории, стабильные ценности и необратимый прогресс. «В этом смысле идеализм, позитивизм, марксизм - формы философского оптимизма. Напротив, экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях» [5, с. 31].

Кьеркегор выделил  три стадии восхождения личности к подлинному существованию: «эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую - ориентация на долг; религиозную - ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со Спасителем» [4, с. 89].

В ХХ веке экзистенциализм вырос на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета экзистенциализма.

 

Выводы по первому  разделу

 

Основная проблема экзистенциализма - проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. «Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался только риск решения, которое не гарантирует успеха» [17, с. 312]. Это и есть «подлинное существование», спокойно-трагическое в мире религиозного экзистенциализма и безнадежно-трагическое в мире атеистического экзистенциализма.

Как ни странно, отношения экзистенциалистов  с фашистским режимом складывались по-разному. В принципе, экзистенциализм был идеологией французского Сопротивления. Но вот, однако, один из основателей экзистенциализм М. Хайдеггер остался в Германии и преподавал философию при Гитлере.

 

Раздел 2

образ антигоны в античности и в XX веке

 

2.1 Жизненный и творческий путь Софокла

 

Софокл - трагический поэт Греции родился около 496 г. до н.э. в Колоне близ Афин, прославленном им в трагедии «Эдип в Колоне». Умер Софокл в 406 г. Расцвет творчества Софокла совпадает со временем, которое известно в истории как «век Перикла» - период наивысшего подъёма культуры демократических Афин, который приходится на V век до н. э., время активной деятельности государственного деятеля Афин Перикла, инициировавшего строительство Парфенона, Пропилеи, Одеона и Акрополя.

В трагедиях Софокл ставит насущные для его времени  проблемы: отношение к религии («Электра»), божественные, неписаные законы и законы писаные («Антигона»), свободная воля человека и воля богов («Эдип-царь», «Трахинянки»), интересы личности и государства («Филоктет»), проблема чести и благородства («Аякс»).

По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 трагедий, но до нас дошло лишь семь: «Аякс», «Трахинянки», «Антигона», «Эдип-царь», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и большие отрывки из сатировской драмы «Следопыты», сюжетом для которой послужили мотивы гомеровского гимна Гермесу.

Информация о работе Античный сюжет и его интерпретации в пьесе Жана Ануя "Антигона"