Анализ движений Рудольфа Лабана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:55, доклад

Описание работы

Вся наша жизнь происходит в движении, пока мы движемся – мы существуем. Каждый человек в течении своей жизни стремиться познать все ее основы и грани. Но, если жизнь есть движение, значит, человеческая жизнь должна быть познана через движение. Знание процессов, которым подчиняется работа тела, является основным для понимания процесса движения, ибо телом человек познает текстуру и время. Проводя анализ уровней, процессов и целей движения, мы тем самым познаем окружающий нас мир во всех красках. Благодаря анализу движений человек способен постигнуть природу собственного бытия, взаимоотношений с другими людьми, достигнуть согласия с самим собой, со своими потребностями и желаниями, понять свое место в этом мире.

Файлы: 1 файл

Анализ движений Рудольфа Лабана.docx

— 82.34 Кб (Скачать файл)

Анализ движений Рудольфа Лабана

Вся наша жизнь происходит в движении, пока мы движемся – мы существуем. Каждый человек в течении  своей жизни стремиться познать  все ее основы и грани. Но, если жизнь  есть движение, значит, человеческая жизнь  должна быть познана через движение. Знание процессов, которым подчиняется  работа тела, является основным для  понимания процесса движения, ибо  телом человек познает текстуру и время. Проводя анализ уровней, процессов и целей движения, мы тем самым познаем окружающий нас мир во всех красках. Благодаря  анализу движений человек способен постигнуть природу собственного бытия, взаимоотношений с другими людьми, достигнуть согласия с самим собой, со своими потребностями и желаниями, понять свое место в этом мире.

Система анализа движений была создана Рудольфом Лабаном, чехословацким танцовщиком, хореографом  и преподавателем, который был  наставником многих  великих звезд  современного танца. Р. Лабан исследовал процессы движения как в современных  и народных танцах, так и в повседневной жизни.

Биография Р. Лабана. Рудольф  Лабан родился 15 декабря 1879 года в  городе Братислава, Словакия. Настоящая  фамилия Р. Лабана – Варальяш. В  ранней юности Лабан  часто путешествовал  вместе с отцом на Ближний Восток и в Северную Америку, так как  его отец был военным и нередко  менял место службы. Эти поездки  стали основой для изучения восточной  и славянской культуры. Изучения различных  танцев и культур стали фундаментом  дальнейших работ Р. Лабана.

В 1900 году Рудольф уехал  в Париж, где до 1907 года проходил обучение в школе изящных искусств. Во время обучения в школе он увлекся  основами танцев, драмы и дизайна. Совместно со своей труппой он выступал в известном кабаре “Мулен Руж” под псевдонимом  “Аттила  де Варалджа”, а также был танцовщиком  в балетных труппах знаменитых оперных  театров.

Период обучения в Париже был насыщен событиями в жизни  молодого танцора, ведь именно там он начал изучение ритуалов и традиций, связанных с движением, а также  организовал эксперименты с записями танца. Помимо этого, Рудольф Лабан  занимался декорациями и театральными костюмами, работал над архитектурой.

В 1910 году в г. Мюнхен, Германия, им была создана школа “свободного  танца”, где Лабан и являлся  руководителем. Через несколько  лет он уже был руководителем  танцевальных  школ в Гамбурге, Цюрихе и Нюрнберге. Во времена Первой мировой  войны Р. Лабан являлся руководителем  фестиваля «Lago Maggiore», проводившегося в поселке Аскона, расположенного в Швейцарии на берегах озера  Маджоре (откуда и произошло название фестиваля). Именно во время проведения фестиваля ему пришла идея естественного  танца,  который был бы доступен всем, а также идея создания движущихся хоров. Тогда же он занялся проведением  собственных исследований в области  формы гармонии и пространства. Для  реализации данных идей Лабан решил  построить театр.

Строительство собственного театра удалось Лабану, однако вскоре театр был разрушен в результате военных действий. В расстроенных чувствах, но с неугасаемым стремлением  реализовать намеченные планы, Рудольф  Лабан покидает Аскону, оставляет  все свои дела в Мюнхене и переезжает в Цюрих, где также создает  собственную школу танца.

 

Проведение военных действий не явилось помехой при проведении исследований  естественной природы  танца, гармонии пространства и ритма  и гармонии пространства. Лабан по праву мог называться великим  реформатором танца, принесшим новые  краски в классический балет. В 1920 году Лабан собрал вокруг себя единомышленников, которые работали вместе с ним  во многих летних школах Вены и Мюнхена. Несколькими годами позже Лабаном  и его командой была основана первая интернациональная труппа, носившая название в честь лидера труппы –  “Tanzbuehne Laban” (“Театр Лабана”, другие названия – “Театр аутентичного жеста”, “Театр экспрессивного танца”).

В период 1919-1923 г. Рудольфом  Лабаном были основаны школы танцев в Праге, Риме, Гамбурге, Вене, Базеле и других крупных городах Европы. Все школы объединяло одно общее  название – “Школа Лабана”, что  само по себе уже вызывало интерес  к обучению в ней. Так как создатель  системы анализа движений физически  был не в состоянии управлять  школами, находящимися в разных городах  и странах, каждой из школ управляли  лучшие из его учеников. В дальнейшем Лабаном была реализована в жизнь  идея создания движущихся хоров, а также  созданы спектакли “Прометей” и  “Фауст”, поставлены танцевальные представления  с музыкальным сопровождением и  без него (“Смерть Агамемнона” (1924), “Титан” (1927), “Ночь” (1927), а также  на классическую музыку (“Дон Жуан”, 1925).

В 1926 году Рудольф Лабан, желая  поделиться своими знаниями с другими  людьми, начал лекторскую деятельность. Первые его лекции были организованы в США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес). В 1927 году Лабаном был основан первый независимый  союз, в котором обсуждались вопросы  образования и художественные вопросы, устанавливались стандарты и  поднимались вопросы, связанные  с авторским правом в хореографии.

В 1928 году Лабан открыл и  предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод записи танцевальных движений (см. рис. 1). При помощи специальных  значков-обозначений фиксировалась  длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление  движения (форма обозначения). Обозначения  читались снизу-вверх, располагались  вертикально. Несмотря на то, что с  момента создания данного метода прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и  на сегодняшний день и до сих пор  используется многими хореографами в своей работе.

 

Система анализа движений Р. Лабана была официально признана Танцевальным конгрессом в Эссене в 1928 году после  выхода в свет книги-бестселлера  “Запись танца”. В том же году Лабаном было создано “Общество  записи танца”.

Однако, после прихода  к власти Адольфа Гитлера, учения хореографа стало всячески притесняться. Так, в 1936 году Р. Лабан организовал  невиданное доселе для всей Германии представление под открытым небом, которое должно было проходить одновременно во всей Германии в разных городах  страны. Но данному представлению  не было суждено случиться вследствие приезда на одну из репетиций канцлера Третьего рейха Йозефа Геббельса, который  объявил о существовании на территории Германии только одного движения, коим является нацистское приветствие, а  потому представление должно быть запрещено. Данный запрет стал последней каплей терпения Лабана, и он принял решение завершить работу в Германии и переехал в Париж, где занялся чтением лекций в университете Сорбонна.

Последнюю страну, которую  посетил Лабан, стала Англия. Именно здесь хореограф нашел те необходимые  условия для исследований и экспериментов, которых ему так недоставало  в нацистской Германии. В 1938 году Лабаном  была созданы Центр искусства  танца и Студия искусства движения. Основное внимание в его исследованиях  уделялось физиологическому аспекту  процесса движения. Он также читал  лекции по истории танца и искусству  движения. Умер Рудольф Лабан в 1958 году в Англии.

Основные идеи метода. На протяжении всей своей жизни создатель системы анализа движений был убежден, что современное индустриальное общество находится под влиянием лишенных всякого смысла физических ограничений, а танец как элемент танцевальнодвигательной терапии способен снять данные ограничения. Дифференциация аспектов движения способствует более глубокому наблюдению и формированию человеческого восприятия.

 

Движение способно дать человеку силу и бесстрашие. В этом Р. Лабан  убедился, наблюдая за воинственными  танцами племен, когда при помощи танцев войны входили в экстаз и повышали свой уровень агрессии. В результате войны впадали в  глубокое гипнотическое состояние  и были способны противостоять любому виду боли без серьезных последствий.

 

Лабан заключил, что движение оказывает непосредственное влияние  на внутреннее состояние человека, и то, как человек движется, отображает его текущее внутреннее состояние. Например, если человек движется медленно и небрежно, значит, он испытывает чувство  страха. Однако существует и обратная связь – внутреннее состояние  человека возможно изменить, изменив  движения. Если неуверенный в себе человек расправит плечи, выпрямит осанку и начнет двигаться широким  шагом, у него появится уверенность  в собственных силах.

 

Анализ движений человека предполагает знание конкретной цели движения. Для этого следует понять, для чего человек движется в принципе. Итак, человек движется:

 

- Для совершения какого-либо  действия (обладая конкретной целью);

 

- Для экспрессии (с целью  проявления форм чувствования);

 

- Для понимания (через  полученный опыт и мысли);

 

- В танце (для выражения  невыраженных ранее эмоций).

 

Человек способен двигаться  не только сознательно, но также и  бессознательно. Бессознательные движения (названные Лабаном “теневыми”) означают совершение жестов, о которых  человек не осведомлен, выполняемые  без применения сознательной воли, но при этом выражающие внутреннее отношение человека к предмету.

 

Изучая движения человека Лабан заметил наличие устойчивой архитектуры в вертикальной и  горизонтальной частях скелета, а также  трехмерность опор при верном выполнении человеком движений. Он обнаружил  присутствие симметричной структуры  тела по отношению к центра головы и тела: каждый конкретный орган (рот, нос и т.д.) расположен в центре, в то время как парные органы расположены  симметрично на каждой из сторон человеческого  тела. Сбалансированная структура обеспечивает человеческому телу равновесие.

 

Лабан разделял человеческое тело на 3 основные части:

 

1. Голова – область  расположения органов чувств, отвечающая  за психологическую и умственную  деятельность;

 

2. Туловище – важная  часть тела, в которой происходят  все процессы, связанные с пищеварением, очищением, репродукционная деятельность.

 

3. Конечности (ноги и руки) – часть тела, главным образом  отвечающая за движения и жестикуляцию. Однако перемещение являются  не единственной функцией конечностей. 

 

Так, ноги поворачивают тело, прыгают, поддерживают баланс, переносят  вес. Руки отмахиваются, показывают, держат и т.д.

 

Процесс анализа движений начинается с выяснения следующих  основных моментов:

 

1. Где происходит движение;

 

2. Почему происходит движение;

 

3. Как происходит движение;

 

4. Какие существуют ограничения  движения.

 

Исходя из этого, можно  сделать вывод о существовании  четырех двигательных параметра, по которым анализируется движение – время, пространство, динамика и  поток. Каждый из параметров представляет собой шкалу с двумя полюсами.

 

Где. Тело всегда видимо, оно  движется в пространстве. Так как  движение является изменением, пространство обязано быть увидено как место  происходящих изменений.

 

Ориентация. Тело способно действовать  в пределах трехмерного пространства, названного Лабаном “кинесферой”, обозначающего часть пространства, которая может быть доступна человеку. В пределах кинеферы тело может занимать либо незначительное пространство, либо расшириться вплоть до периферии  кинесферы. Данные изменения определяют диапазон модифицированных форм, и  Лабан определил основные факторы, характеризующие изменения данных форм:

 

1. Размерность – глубина,  ширина и высота дают возможность  определения движения, происходящего  вверх-вниз, вправо-влево либо вперед-назад.

 

2. Приближенность – фактор, обозначающий место, в котором  по отношению к телу происходит  движение (близко либо далеко).

 

3. Плоскости. Лабан выделил  три основных плоскости в соответствии  с размерностями: плоскость параллельно  полу (“плоскость стола”), плоскость  паралельно стене (“плоскость  двери”) и вертикально вытянутая  плоскость (“плоскость колеса”).

 

4. Центральное/периферийное  направление. Рассматривается по  отношению к центру – либо  движение происходит к телу, либо  от тела.

 

5. Направленность пространства. Существует два варианта –  либо движение направленное (производится  по самому короткому из путей), либо ненаправленное (допускается  гибкость и выбирается непрямой  путь).

 

Анализ движения Р. Лабана является крайне точной, но очень сложной  системой, правильное выполнение которой  требует достаточно продолжительного накопления специальных знаний и  навыков наблюдения.

 

В разработанной системе  основную роль играют два понятия  – система форм-усилий и кинесфера. Для верного представления кинесферы  Лабан предлагает представить куб, охватывающий все тело человека (см. рис. 2). Это пространство будет являться личной зоной человека, как бы продолжением его тела. В рамках данного пространства человек совершает все движения конечностями, головой и туловищем. Если же в личное пространство человека попытается кто-либо вторгнуться, это  мгновенно вызовет у него  дискомфорт. В зависимости от размеров выделяются три основных типа кинесфер – малая  кинесфера (представляет собой окружность вокруг тела, диаметром с локоть), средняя кинесфера (диаметром в  вытянутую руку человека) и большая  кинесфера (диаметром с вытянутую  ногу). Следует отметить, что диаметры данных кинесфер не постоянны и зависят  от человека и той ситуации, в  которой он находится. Основная цель метода анализа движений в работе с кинесферами – научить человека использовать каждый из диаметров кинесфер в зависимости от сложившейся  ситуации.

 

Система “усилий — форм”. В системе анализа движений Лабана понятие “усилие” не означает обязательное наличие напряженности. Это скорее значит наличие движения и энергии, выражаемой в движении. При этом рассматривается качество данного  движения. Так, один человек может  поднять руку легко и уверенно, а другой – медленно и с напряжением.

 

Таким образом, движение в  системе Лабана означает динамические свойства процесса движения и соотношение  четырех основных физических характеристик  энергии: свобода протекания, сила потока, время протекания  и направленность потока. При каждом выборе человека в пользу того или иного действия изменяются характеристики энергии, осознает это человек или нет. Если человек  приучен к детальному самоконтролю, это приведет к замедлению времени  протекания потока, если человек чересчур самоуверен, это отразится на силе потока в сторону ее увеличения. Даже простейшие движения, такие как  ходьба, состоят из динамических комбинаций связанного и свободного потока.

Информация о работе Анализ движений Рудольфа Лабана