Модульный комбинаторный элемент в дизайне ювелирных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка комбинаторного элемента на основе геометрических фигур в дизайне ювелирных изделий.
Объектом исследования является комбинаторика в ювелирных изделиях.
Предмет исследования: модульный комбинаторный элемент в дизайне женских шейных украшений.
Задачи исследования:
- изучить комбинаторные методы при проектировании ювелирных изделий;
- проанализировать дизайн ювелирных изделий, исходя из их функциональных и стилевых особенностей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Комбинаторика в дизайне ювелирных изделий
Комбинаторика и модуль как форма построения композиции………….7
1.2. Комбинаторное формообразование……………………………………….9

Глава II. Декоративные комбинаторные элементы в дизайне ювелирных изделий

2.1. Поиск декоративного комбинаторного элемента в дизайне ювелирных изделий на основе геометрических фигур………………………………………15
2.2. Поиск комбинаторного декоративного элемента в дизайне ювелирных изделий на основе природного аналога…………………………………………18
2.3. Разработка ювелирного изделия на основе модульной комбинаторики…21

Заключение…………………………………………………………………………25
Использованная литература……………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая Наташа.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Декоративные комбинаторные элементы в дизайне ювелирных изделий

 

2.1. Поиск декоративного комбинаторного элемента в дизайне ювелирных изделий на основе геометрических фигур.

 

 Поиск комбинаторного  элемента на основе геометрических  фигур более прост и понятен, чем на основе природного аналога. Любая геометрическая фигура может послужить мотивом для разработки комбинаторного декоративного элемента в дизайне. Нужно только посмотреть на нее глазами художника-конструктора и проанализировать фигуру, правильный расчет сторон, чтобы при составлении ритмического ряда можно было заполнить плоскости любой конфигурации.

От  законченной  геометрической фигуры нужно взять необходимую часть. Умение разделить геометрическую фигуру на отдельные части с целью получения многовариантного комбинаторного декоративного элемента – задача нелегкая. Это результат не только проявления внутреннего художественного чутья, но и точного расчета и правильного построения формы модульного элемента.

 При поиске  комбинаторного элемента должны  решаться две основные задачи: неповторимость разнообразных композиционных  приемов и его декоративная  и эстетическая ценность.

Комбинаторный декоративный элемент при изменении размера, масштаба не должен терять своей декоративной ценности, эмоционального воздействия, образности, вызываемых особой неповторимостью композиционных построений.

Главная задача, которая должна решаться при разработке комбинаторного элемента, - во-первых, четкое определение цели проектирования; -во-вторых, органическая связь с композицией изделия.

        Продуманность, точный расчет, отбрасывающий излишки, непозволяющий ослабить композицию, совершенство исполнения, новаторство , бесконечное разнообразие условий, в которых может быть применен универсальный комбинаторный элемент, - вот общие предпосылки получения истинно прекрасных декоративных решений в изготовлении ювелирных изделий.

Прежде чем  перейти к выполнению комбинаторного элемента в объеме, эскиз в карандаше нужно проверить на шаблонах. Для этого по установленному размеру рисунка необходимо вырезать из плотной бумаги или картона несколько контурных шаблонов. Передвигая их на плоскости, нужно поискать варианты композиционных решений. Это позволяет выяснить возможности с точки зрения его многовариантности и заполнения плоскости определенной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, треугольной и.т.п.), а также внести соответствующие поправки.

 

 

 Рис. 2. Эскиз ювелирного украшения с использованием треугольного модуля.

 

Такой подход дает более качественный результат. После  указанной проверки и соответствующих  корректив можно переходить к  выполнению в материале.

Выполнение  проекта ювелирных изделий требует  точности расчета и аккуратности. Расчет должен быть таким, чтобы каждая сторона комбинаторного элемента при соединении соответствовала модульному решению. Тогда будет получаться четкая, конструктивная и законченная форма композиции, логически обоснованная в декоративно – ритмическом и эстетическом отношении.

Комбинаторика не только дает для мышления богатейший материал, но и способствует развитию диалектических навыков мыслительного  процесса. С помощью комбинаторных  упражнений приучается исследовать  явления природы  и процессы техники в их развитии. Естественно, имеются в виду в первую очередь элементы мыслительной культуры, навыки умственного труда.

   Комбинаторика представляет собой совершенный образец логически точной и безупречной мысли, потому что она построена на математическом расчете. Воспитывает она правильное  и своеобразное по стилю мышление. Роль и значение комбинаторики в формировании дизайнерской мысли велика.

         Овладение ее методами дает большой познавательный и воспитательный эффект при изучении художественного конструирования. 
В природе встречаются самые разнообразные геометрические формы: треугольные, круглые, овальные и другие. Очень часто природа сама унифицирует геометрические конструкции, строит она их, как правило, из одной и той же формы. Примером таких конструкций служат лепестки цветов, листья деревьев, семена злаков, ягоды малины, ежевики, чешуя рыб, змей, шишек, панцири животных. Такая повторяемость однотипных элементов в природе – явление закономерное.

 

2.2. Поиск  комбинаторного декоративного элемента в дизайне ювелирных изделий на основе природного аналога.

 

В природе  унификация приводит к совершенству формы и  идет в основном по определенным видам  животного и растительного мира. Форма унифицированного элемента создает  определенный образ и характер того или иного объекта.

При составлении  эскиза декоративного комбинаторного элемента используют природные формы (листья, цветы, и др), преобразовывая их (стилизуя) в композициях. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать мотив понятным для зрителя, а также облегчить его выполнение художником. В любом случае стилизация заставляет художника-конструктора учитывать законы, по которым избирается материал, а также особенности места, отведенного для декора.

Любая природная  форма может служить основой для поиска декоративного комбинаторного элемента. Но лучше всего сосредоточить свое внимание на тех формах, которые поддаются геометризации и имеют ярко выраженную конструктивную основу.

При выборе природного аналога внимательно изучают  характерные детали, места стыка, узловые утолщения.

Декоративный  комбинаторный элемент должен вписываться  в любую структуру, быть составной  частью композиции. Поиск декоративного  комбинаторного элемента на основе геометрических фигур с прямолинейными контурами  является наиболее продуктивным. В природе встречаются самые разнообразные геометрические формы.

Декоративный  комбинаторный элемент на основе природного аналога с криволинейными контурами обладает меньшими формообразующими способностями. Формообразующие способности элементов зависят от их структурного типа (геометрических параметров), от степени регулярности его строения и уровня собственной симметрии. Наименьшие они у круга или криволинейного контура, велики у квадрата, правильного треугольника или прямоугольного контура.

Поиск комбинаторного объемно-пространственного элемента может базироваться на основе любого геометрического тела: цилиндра, куба, шара, параллелепипеда и.т.п. Взятое геометрическое тело соответствующего размера и пропорций делится на определенное количество самостоятельных частей. Фигура получается уже не монолитной, а подвижной. К этому необходимо добавить еще один- два вида геометрических тел в нужном количестве и соответствующих пропорций, и этого достаточно для широкого поиска композиционных решений.

Поиск комбинаторного элемента должен быть целенаправленным, каждое новое решение необходимо начинать после получения предыдущего. Это нужно для выработки новой точки зрения после анализа первого варианта, привлечения дополнительных знаний и проектных средств.

Основная идея использования объемно- пространственного  комбинаторного элемента в том, что  объединяя множество элементов  на известных принципах между  собою, нужно получить законченную  гармоническую форму, создающую  определенное впечатление и определенный образ.

В ряду идей программированного формообразования комбинаторика занимает одно из главных мест. Процесс создания комбинаторных систем может идти разными путями: совершенствование  исходных элементов, чтобы получить ряд дискретных конструктивных или композиционных построений; поиск новых конструктивных построений на основе известных элементов и систем связей. Наиболее перспективным для автоматизации видом комбинаторики является формальная комбинаторика – всевозможные операции по изменению морфологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.). К числу таких операций относятся:

-перестановки (размещение) частей или элементов  целого;

-образование  сочетаний элементов и их качеств; 

-изменение количества  элементов, образующих целое;

-изменение элементной  базы (объемных и геометрических  деталей);

-изменение материала,  фактуры и цвета.

 Образование  различных комбинаторных форм  из набора общих и повторяемых  исходных элементов осуществляется  всей поверхностью (или контуром), частью поверхности, линией, точкой или вообще без примыкания.  
 
 

Рис.3. Комбинаторные  модули

 
 

 
2.3. Разработка  ювелирного изделия на основе  модульной комбинаторики

 
         Дизайн как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающий весь творческий процесс создания дизайнерского произведения, начиная от эскизного представления первоначального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями. 
          Центральное место среди профессиональных средств дизайнера по праву занимает графическое изображение. Оно помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел, обеспечивает переход от мысленно созданного образа к работе с его предметно-знаковым воплощением. С помощью графического изображения дизайнер моделирует компоновку деталей проектируемого предмета, его форму, конструктивную схему, оптимальные технологические и эргономические параметры.

Поисковый рисунок и набросок. При проектировании ювелирных изделий

важно использовать такие традиционные проектно-графические средства, как рисунок или набросок для фиксации на бумаге, картоне или кальке первоначальные идеи будущего дизайнерского произведения, поиска и отбора оптимального варианта, оттачивания в многочисленных эскизах его узлов и деталей. 
       Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная условность и лаконичность изображения: схватываются только основные элементы, раскрывающие основной замысел автора без проработки деталей.

За первоначальной идеей, выраженной в графическом наброске, следует длительный поиск формы будущего изделия. Его основным инструментом является поисковый рисунок, с помощью которого дизайнер как бы общается сам с собой. Рисуя, он многократно перепроверяет выбор того или иного дизайнерского решения, художественную композицию, функциональную компоновку и архитектонику формы, оттачивает стилистику ее отдельных деталей. 
       В поисковом рисунке изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, монохромное с привлечением минимума изобразительных средств. Как правило, такой рисунок носит линейно-конструктивный характер с показом невидимых элементов. Используется жесткая графика - рисунок пером, карандашом, фломастером. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска.

С художественной точки зрения поисковый рисунок, как правило носит незавершенный характер и предназначен "для служебного пользования", внутрицехового общения. Очень редко такие рисунки дизайнера можно увидеть на выставке. Отчасти это объясняется и тем, что объектом дизайнерского проектирования являются менее социально значимые вещи, чем в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

В то же время  предварительные эскизы, наброски не только представляют собой рабочий материал, но и часто имеют самостоятельную художественную ценность и могут демонстрироваться в виде отдельного законченного художественного произведения.

Для наглядного представления своих идей дизайнеры в поисковом рисунке часто используют графические приемы типа "снятая крыша" (если речь идет об интерьере), "открытая структура" или "взорванный вид", (если объектом дизайнерского проектирования является элемент предметной среды - например, бытовой прибор) и т.д.

Компьютерное моделирование. В последнее время в дизайнерском проектировании получила распространение компьютерная графика, дающая возможность моделировать объект с мельчайшими подробностями, делать за короткий срок большое количество.

Графические эскизы. Графический эскиз представляет собой следующую стадию работы над объектом проектирования, обобщающую в одном или нескольких графических образах весь процесс творческого поиска. Эскиз выполняется, как правило, полихромным, имеет законченный вид и служит одним из средств общения дизайнера с коллегами и с заказчиком. 
     Эскизы обсуждаются на художественных советах, согласовываются с заказчиками и производителями будущего изделия, демонстрируются на выставках, конкурсах, совещаниях. Поэтому они выполняются с особой тщательностью, с максимально фотографической точностью, приближая изображение к реальному виду будущего изделия. Здесь используются перспективные и аксонометрические полихромные изображения с передачей всех особенностей формы и материала, из которого изделие будет изготавливаться. Графические материалы для выполнения эскиза: отмывка акварелью, гуашь, темпера, нитрокраска, используется техника аэрографа, а также компьютерная графика. Такая графика с обязательной проработкой формы и деталей в цвете и "материале" получила название "демонстрационная" При этом объектом экспозиции здесь является не сама графика, а предмет, который с помощью этой графики изображается.

Проектная стадия, результатом которой является такой  детальный эскиз, называется "эскизный проект". На ней зачастую проектная  работа дизайнера и заканчивается. 
     Объемные макеты. Не менее распространенный метод работы над созданием объекта дизайна - макетирование. Макет - объемное изображение - дает представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта. С его помощью дизайнер может решать широкий спектр задач - от выявления оптимальных вариантов композиции и компоновки до исследования специальных аспектов (аэродинамические, эргономические, прочностные и пр.) 
      В процессе проектирования макет может выполнять разные функции: поисковую(рабочий макет), представительскую (демонстрационный макет), хотя деление это весьма условно.

Информация о работе Модульный комбинаторный элемент в дизайне ювелирных изделий