Духовная службы и роль русско-православной церкви в годы русско-турецкой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Русские воины шли в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству. Богослужения и религиозно-нравственные беседы были необходимы, чтобы, с одной стороны, внушить солдату понятие о величии и святости его призвания и деятельности как защитника веры, царя и Отечества, а с другой - чтобы умирить его душевные томления, нравственно его успокоить и тем удержать от дурных поступков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Попечительская деятельность Православной Церкви на Гродненщине в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг……………………………….5
Церковь в период войны за освобождение Болгарии………………………9
Духовная службы и роль русско-православной церкви в годы русско-турецкой войны ……………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

01-14-11-09 - рпц в годы турекцой войны.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Попечительская деятельность Православной Церкви на Гродненщине в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг……………………………….5
  2. Церковь в период войны за освобождение Болгарии………………………9
  3. Духовная службы и роль русско-православной церкви в годы русско-турецкой войны ……………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Русские воины шли в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству. Богослужения и религиозно-нравственные беседы были необходимы, чтобы, с одной стороны, внушить солдату понятие о величии и святости его призвания и деятельности как защитника веры, царя и Отечества, а с другой - чтобы умирить его душевные томления, нравственно его успокоить и тем удержать от дурных поступков. Кто же лучше может объяснить смысл слова Божия и достигнуть желаемых результатов, как не тот, кто с молодых лет готовился посвятить себя этому делу, кто был призван к тому священным саном? Священник мог глубоко заглянуть в душу солдата, избрав для этого удобный, подходящий случай, и образумить и наставить заблуждающегося. Поэтому и были введены в русской армии штаты православного духовенства, а также представителей других религий.

Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений и треб, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. Полковой священник принимает на себя особенную чрезвычайную миссию во время сражения русского воинства с неприятелем. Священник должен запастись самоотвержением, чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь Божию и свои собственные силы, вдохнуть в нее патриотический героизм к Царю и Отечеству. Русско-турецкая война не была исключением. Все это подтверждает актуальность темы исследования.

Целью работы является изучение положения русской православной церкви  и выявление ее роли в ходе русско-турецкой войны.

Достижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

- определение иерархии  и роли военного духовенства  в годы русско-турецкой войны;

- анализ роли русской  православной церкви на отдельных  направлениях в годы русско-турецкой войны (Болгарское и Гродненское).

Предметом исследования является русская православная церковь в годы русско-турецкой войны.

В качестве источников при написании работа использовались исторические документы, касающиеся периода русско-турецкой войны1.

Теоретические основы исследования составили учебные материалы по курсу истории отечества2, а также аналитические работы авторов по тем или иным аспектам темы исследования3.

Структуру работы составляют: введение, в котором поставлены основные цели и задачи работы; основная часть, представленная тремя разделами, в которых наиболее полно рассмотрены вопросы темы исследования; заключение, содержащее основные выводы по работе; список литературы, на основе которой была написана данная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Попечительская деятельность Православной Церкви на Гродненщине в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

 

Православная Церковь всегда сочувственно относилась к национально-освободительной борьбе южных славян против турецкого владычества. В годы обострения ближневосточного кризиса большую помощь повстанцам оказывали славянские комитеты - единственные легальные организации, собиравшие пожертвования и пересылавшие их к месту назначения.

Суммы, собранные для них по различным, в том числе и церковным каналам, были достаточно значительными. Благословляла Церковь и направление добровольцев на Балканы, пополнявших ряды сражающихся южных славян. Объявление войны Турции 12 апреля 1877 года народы России восприняли как шаг справедливый, призванный освободить братские славянские народы из-под власти султана.

В числе первых протянули руку помощи страждущим южным славянам местные православные братства. Инициатором этого благородного порыва верующих в Северо-Западном крае стало Виленское Свято-Духовое братство. Им в пользу славян за короткий промежуток времени было собрано 5 133 руб.41 коп.

Эти средства получили следующее назначение: 1) отослано Сербскому митрополиту Михаилу 1200 руб.; 2) обществу попечения о раненых и больных воинах - 1 000 руб.; 3) Санкт-Петер-бургскому отделу Славянского благотворительного комитета - 1 100 руб.; 4) чрез тот же комитет в пользу черногорцев - 1 000 руб.; 5) выдано в пособие русским добровольцам в Сербии - 669 руб.;6) на пересылку по почте денег и тюков с медикаментами - 14 руб.10 коп4.

Когда же Россия вступила в войну с Турцией, братчики на своем общем собрании 24 апреля 1877 года постановили: "Отчислить из своих средств 1.000 руб. и препро-водить оные в распоряжение местного управления общества Красного Креста".

Среди наиболее крупных пожертвователей из числа братчиков были - архиепископ Литовский и Виленский Макарий, епископ Евгений, архимандрит Августин, протоиерей Виктор Гамалицкий, Иоанн Борзаковский, Иоанн Котович, Андрей Курганович, Иоанн Швербович, граф Д.А.Толстой, а также такие видные деятели, как П.П.Альбединский, К.П.Кауфман, П.Н.Батюшков, И.П.Корнилов, А.Ф.Ратч, М.О.Коялович, Ю.Ф.Крачковский, И.П.Трутнев и др5.

Видя усилия общественности по оказанию помощи южным славянам, и на государственном уровне стали принимать меры в указанном направлении. Так, 28 января 1877 года Виленский губернатор выслал на имя архиепископа Макария следующий циркуляр: "Состоящее под Высочайшим покровительством императрицы "Общество попечения о раненых и больных воинах" признало необходимым учредить, если обстоятельства того потребуют, в Виленской губернии два госпиталя - в Вильне на 300 человек и в м.Сморгонях Ошмянского уезда - на 25 чел. Специальное определение по этому вопросу поступило в мае 1877 года и от Святейшего Синода, выславшего в распоряжение главного правления "Общества Красного Креста" на санитарные нужды армии 100 тысяч руб. Синод также предписал всему духовенству приглашать к пожертвованиям на попечительские цели мирян, а также церкви и монастыри.

На основании этого определения Литовская консистория распорядилась, чтобы "благочинные все поступающие денежные и вещественные пожертвования от церквей, монастырей и лично от священно- и церковнослужителей отсылали тотчас же в местные губернские (Виленское, Ковенское и Гродненское) управления "Общества Красного Креста" (кружечный сбор, установленный в 1876 году на эти же цели, также сохранялся).

В период с 1 августа по 1 сентября 1877 года на счета "Общества попечения" поступило 3 122 руб.34 коп. Некоторое уменьшение суммы сборов перекрывалось поставками полотна, бинтов, корпии, а также продуктов питания. 16 сентября 1877 года, "в связи с наступлением холодного времени и ввиду потребности для раненых и больных воинов теплых и удобных помещений", Священный Синод циркулярно и через "Церковный вестник" пригласил всех епархиальных епископов и настоятелей ставропигиальных монастырей сделать распоряжения, "чтобы все мужские монастыри наши и в особенности расположенные по линиям железных дорог или вблизи оных немедленно передали в распоряжение местных органов "Красного Креста" для устройства госпиталей или приютов для выздоравливающих больных и раненых воинов все свободные или могущие освободиться в монастырских зданиях помещения и по мере средств содействовали к приготовлению и поддержанию сих помещений согласно новому временному их назначению"6.  
      Принимались меры и к обеспечению раненых и больных воинов от влияния холода и сырости во время их перевозки. Так, Литовская консистория, заслушав отношение Виленского губернатора на имя архиепископа Макария, приняла решение "придти на помощь жертвам настоящей войны посильным приношением денег для закупки для больных и раненых воинов теплой одежды или же самой одежды в натуре, но лишь не бывшей до того в употреблении, с тем, чтобы деньги через отцов благочинных присылаемы были к господину начальнику губернии, а вещи в натуре передаваемы местным уездным исправникам".

В своих обращениях к прихожанам священники Гродненщины разъясняли цели и задачи "Общества Красного Креста": "Братья христиане! Добрые люди уже не раз и не два жертвовали на наших воинов. И все-таки и теперь делать это не отказываются, ибо наша святая вера заповедует нам любить друг друга как самого себя… Примите все это во внимание, согрейте все это у сердец ваших и во имя всего этого не откажитесь принести посильную помощь раненым воинам кто чем может… Нас это не разорит, а между тем попечительному христолюбивому "Обществу Красного Креста" принесет какую-нибудь помощь" (из проповеди священника Хоробровичской церкви отца Григория).

Не перечесть и других дел гродненского духовенства в те годы. Прочувственными словами провожали и встречали они воинов местных гарнизонов, принимавших участие в войне на Балканах. Лучшие из этих речей публиковались в "Литовских епархиальных ведомостях". Священник Никодим Бабулевич такой чести был удостоен трижды. Прекрасно выразил чувства всего духовенства и верующих края архиепископ Литовский Макарий в своей речи по случаю встречи в Вильно 29 августа 1878 года воинов лейб-гвардии гусарского императорского полка, первым возвратившимся домой из Турции: "Христолюбивые воины! Сердечными молитвами и пламенными благожеланиями напутствовали мы вас на поля брани. С живейшей радостью и торжеством встречаем теперь вас возвращающихся в недра отечества… Слава и честь вам, доблестные витязи! Вы совершили истинно благое и самое заветное наше желание - пособить нашим несчастным братьям по вере и крови, освободить их из-под тяжкого ярма, улучшить их участь". Выступивший вслед за архиепископом Макарием командующий войсками округа генерал П.П.Альбединский от имени лейб-гусар сердечно поблагодарил жителей края за их попечение о воинах и небесные молитвы7.

Таким образом, мы видим, что одним из направлений деятельности русской православной церкви в период русско-турецкой войны была благотворительная деятельность.

 

 

 

 

  1. Церковь в период войны за освобождение Болгарии

 

Западные политики видят в Турции оплот своих интересов на Балканах и ее поддерживают. Русский народ, Русская армия проливают свою кровь за то, чтобы освободить своих единоверцев от угрозы истребления, а некая активная часть русского общества, променяв родной народ и родную веру на лжеименное знание, прямо встает на защиту турок, подвергшихся мнимой русской агрессии. Потерявши веру, они теряют совесть, честь, разум.

Влияние раскольничьей его части усилилось со времени великих реформ Императора Александра II. Реформа, которую претерпела в 1860-е годы русская армия («Милютинская», по имени военного министра), содержала и новшества, которые наносили армии значительный вред.

Чего стоило армии и России уничтожение кадетских корпусов и учреждение военных гимназий без строевой подготовки, с «гувернерами» — по сути это были невоенные заведения. Позже пришлось восстанавливать кадетские корпуса, как более соответствующие целям образования и воспитания командного состава, но урон уже был нанесен огромный.

Положение о Действующей армии 1868 года подчинило во время войны армию с ее Главнокомандующим военному министерству и ее министру, лишило командование армией какой-либо самостоятельности. Об Императоре в Положении вообще не упоминалось.

Система управления войсковыми соединениями была изломана созданием неких «отрядов» при формальном сохранении классической субординации полк — бригада — дивизия — корпус. Уже во время войны многое пришлось возвращать на свои места. Но главный урон был нанесен в сфере духовной8.

 Военный министр Д.А.Милютин  высказался в том смысле, что  «Православие не учит думать». Как следствие игнорировалось  основное — вера народа и  основного контингента армии, для  которых Православие было не «государственной религией», а основой жизни и воинского служения. Игнорировались и сами традиции русской армии, как христолюбивого воинства. В армию была допущена возможность ее раскола.

Подвиг Российской армии тем выше, что он был совершен в столь трагическое время. Это была победа не только над угнетателями Болгарии, но и над своими отпавшими духовно соотечественниками антипатриотами. Бог был тогда за наших воинов. Болгарский город Плевен, Плевна, как говорят в России, — свидетель этой трудной победы.

О том, что русская армия в ту войну имела таких замечательных воинов, как поручик Леонид Михайлович Чичагов — будущий митрополит Серафим, ныне прославленный в лике святых как священномученик, довольно хорошо известно. Но была еще удивительная судьба одного из героев боев под Плевной. Конон Вуколов Семерников родился в 1842 году в станице Кочетовской Донской области в бедной казачьей семье от благочестивых родителей.

За свою доблесть Конон Семерников дважды был представлен к награждению Георгиевским крестом («Солдатский Георгий»), но, на удивление всем, оба раза категорически отказался от награды, просил передать ее кому-либо из особо отличившихся воинов, находившихся в его подчинении.

Позже за примерную сверхсрочную службу получил 1000 рублей наградных и годичный отпуск с правом по его окончании выбора между продолжением воинской службы и службой гражданской. Отправился в паломничество по русским монастырям с целью поклониться святыням и покаяться9.

В 1881 году пришел на Афон, здесь пожелал остаться и принять иночество. Определен священноначалием в пустынь Святых Петра и Андрея при Иверском монастыре и здесь пострижен с именем Константин.

Информация о работе Духовная службы и роль русско-православной церкви в годы русско-турецкой войны