Духовная службы и роль русско-православной церкви в годы русско-турецкой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Русские воины шли в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству. Богослужения и религиозно-нравственные беседы были необходимы, чтобы, с одной стороны, внушить солдату понятие о величии и святости его призвания и деятельности как защитника веры, царя и Отечества, а с другой - чтобы умирить его душевные томления, нравственно его успокоить и тем удержать от дурных поступков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Попечительская деятельность Православной Церкви на Гродненщине в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг……………………………….5
Церковь в период войны за освобождение Болгарии………………………9
Духовная службы и роль русско-православной церкви в годы русско-турецкой войны ……………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

01-14-11-09 - рпц в годы турекцой войны.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

В 1887 году по решению освященного собора Иверского монастыря назначен настоятелем русской Свято-Златоустовской обители. Ему было дано послушание привести обитель в надлежащий порядок, сохранить то, что ныне называют «памятниками старины», улучшить монастырское хозяйство.

Все это о. Константином и его братией было с Божией помощью исполнено. Келейная обитель Св. Иоанна Златоуста — небольшой общежительный монастырь, 26 насельников (1900 г.) — все русские монахи, пребывавшие в подвиге молитвы и в безмолвии, а также в непрестанном труде.

В начале войны с Турцией был одним из самых авторитетных и уважаемых наместников афонских монастырей. О. Макарий задался целью спасти святыни, находящиеся в храмах Болгарии, и сами болгарские храмы и монастыри от неизбежного разграбления и уничтожения турецкими войсками. О. Макарий на свой страх и риск добился переговоров с султаном о гарантиях неприкосновенности храмов во время боевых действий в Болгарии.

Султан поставил условием выкуп — крупную сумму денег (полтора миллиона золотых рублей). Не видя другого выхода, архимандрит Макарий изыскал возможность быстро получить требуемые деньги и внес их, получив обязательство султана сохранить в неприкосновенности во время войны ВСЕ православные церкви и монастыри в Болгарии, Сербии и Румынии.

Когда же под Плевной начались неудачи, монастырь положил на себя «канон» — правило сорок лет совершать «молебные пения великим святым». Вскоре последовало падение Плевны, перелом в войне и ее скорое и славное для России окончание.

Таким образом, мы видим, что русские священники участвовали в военных действиях и помогали солдатам, либо становились священниками после войны.

 

 

 

  1. Духовная службы и роль русско-православной церкви в годы русско-турецкой войны

 

В 1840 году, согласно высочайше утвержденному предложению Святейшего Синода, начальствующему над военным духовенством отдельного Кавказского корпуса духовному лицу присваивалось звание обер-священника. В частях корпуса служили 47 армейских священников, что требовало оперативности в управлении и координации их деятельности. С переименованием корпуса в Кавказскую армию в штате ее Главного штаба предусматривалась должность обер-священника Кавказской армии (с 1858 года - главный священник Кавказской армии).

Административное положение протопресвитера военного и морского ведомств было вполне аналогично положению епархиальных Преосвященных с некоторыми лишь исключениями. При протопресвитере учреждалось особое духовное правление, состоящее из присутствия и канцелярии, определяющихся штатами (9 марта 1892 года). Правление это руководствовалось уставом духовных консисторий.

И к началу русско-турецкой войны сформировалась структура духовной службы в русской армии. Схематично это выглядело следующим образом:

 

Протопресвитер военного и морского духовенства

Главные священники округов

Главные священники армий

Дивизионные, бригадные, гарнизонные благочинные

Полковые, госпитальные и тюремные священники10

 

Таким образом, институт военного духовенства обретал всеболее четкую структуру, свою иерархию, обусловленную спецификой деятельности, а военные священники стали носителями славных традиций русской армии и Русской Православной Церкви.

При штабах военных округов и армий, как уже было сказано, существовали главные священники. Обычно это были штатные протоиереи, приравненные в правах к полковникам.

Местные вспомогательные органы управления военным духовенством возглавлялись благочинными, которые служили посредниками в отношениях между высшей военно-духовной властью и подчиненным военным духовенством. Это последнее состояло из полковых священников и священников других армейский частей и учреждений с пополненным по штатам причтом. В обязанности дивизионных благочинных вменялось:

- наблюдение за церквами и  духовенством войск, входящих в  состав дивизий;

- посещение подведомственных ему  церквей не менее одного раза  в год; 
- проверка церковного имущества по описям, приходно-расходных книг и всех церковных документов;

- наблюдение за преподаванием  Закона Божия и успехами учащихся  в полковых школах;

- разборка взаимных споров и  жалоб членов причта, жалоб военных  и светских лиц на полковых  священно- и церковнослужителей;

- при необходимости - внушения и  замечания виновным подведомственным  ему священно- и церковнослужителям, а также их женам и детям;

- предварительный просмотр подготовленных  полковыми священниками поучений, предназначенных к произнесению  в церквах при полковых праздниках и других торжественных для полка случаях.

Дивизионные, бригадные и гарнизонные благочинные не назначались, а избирались на собраниях духовенства гарнизонов.

Русская Православная Церковь, понимая, что исход войны, любого сражения зависит в основном от воли Божией, вменяла в обязанность военным священникам непрестанную молитву о даровании победы русскому оружию.

Убежденный, что молитва, привлекая к себе помощь Божию, укрепляет человека и сильно поднимает его дух, А. В. Суворов ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы. Перед битвой, помолясь Богу и "благословив всех, он кратко, но сильно напоминал всем обязанности перед Богом, Царем и Отечеством". Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. "Каждую победу, каждую удачу приписывал он Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими и читал Апостол"11.

В своем дневнике 29 ноября 1877 года граф Д. А. Милютин приводит такой эпизод из русско-турецкой войны: "Подъезжая к Плевне, Государь был встречен Великим князем - Главнокомандующим - со всей его свитой. Оба брата обнялись сердечно: Государь надел на Великого князя ленту Георгиевского ордена, тут же объявил о наградах генералам Непокойчицкому, Тотлебену, князю Имеретинскому, Левицкому, князю Масальскому и послал Георгиевские кресты главным начальствующим лицам гренадерского корпуса, которому досталась главная роль во вчерашнем бое.

Тут же, на высоте, в виду Плевны, отслужено было молебствие. Погода поправилась, даже выглянуло солнце. К молебствию подошли некоторые из ближайших частей войск. Они провели более суток в поле, почти без пищи; несмотря на то, шли бодро и имели воинственный вид.

В случаях необходимости, когда того требовали обстоятельства, полковые священники находились и среди сражающихся. Примеров тому из истории русской армии можно привести великое множество. Нельзя не упомянуть в связи с этим об эпизоде во время штурма Измаила, характеризующем полковых священников и их значение в боевой обстановке. На 4-ю и 5-ю колонны, состоявшие из казаков, турками была совершена молниеносная атака.

Казаки попятились назад, не выдерживая натиска противника. А. В. Суворов на помощь им прислал подразделения пехоты и кавалерии. Один из батальонов Полоцкого полка, двинувшись в штыки на турок, потерял своего командира, солдаты заколебались, пришли в замешательство... это видит полковой священник, воспламеняется мужеством, высоко поднимает крест с изображением Искупителя, обещает им верную победу и, указывая путь к ней, бросается на сабли турок. Воспламененному этим мужеством солдату уже ничто не может противиться, неудержимо стремятся они вперед, и все падает под их штыками"12.

"К рассвету весь вал был  в наших руках и войска, перегруппировавшись, начали еще более трудное дело - уничтожение турецких войск  внутри города, так как последние, ожесточившись, отдавали каждый клочок земли только ценою смерти. Из всех защитников Измаила было убито 30 860 человек и взято в плен 9000 ".

На другой день было торжественное молебствие, которое служил герой-священник Полоцкого полка. Салютом из взятых орудий и благодарными речами А. В. Суворова к своим чудо-богатырям закончилось это торжество. Так пала последняя твердыня турок на Дунае. Путь к Балканам был открыт.

Еще примеры. Иеромонах Иоанникий (Добротворский) с первых дней осады Севастополя постоянно был в траншеях, ежедневно обходил батареи с крестом в руках, вдохновляя солдат на подвиги. В ночь со 2 на 3 марта 1855 года в составе одного из батальонов Камчатского полка он участвовал в ожесточенном бою, ободряя своим словом и примером солдат, напутствовал умирающих, утешал и перевязывал раненых. Среди трупов вражеских солдат пастырь усмотрел офицера, притворившегося мертвым, которого пленил и сдал военному начальству.

Военные пастыри были верны доблестным традициям армейского и флотского духовенства и в последующих войнах и кампаниях. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов отличился священник 160-го пехотного Абхазского полка 40-й пехотной дивизии Феодор Матвеевич Михайлов. Во всех сражениях, в которых принимал участие полк, отец Феодор находился в передовых цепях.

Своей необычайной храбростью священник Феодор Михайлов был известен всему отряду, действовавшему на кавказско-турецкой границе. После каждого сражения между солдатами полков отряда велись разговоры об этом удивительно бесстрашном старичке. За отличие в боях с турками при блокаде города Эрзерума он был произведен в сан протоиерея, кроме того, был награжден орденами святой Анны II степени с мечами, святого Владимира IV степени с мечами и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Различных медалей и крестов отец Феодор имел так много, что по своей скромности стеснялся ходить по городу в полной форме.

Мужество при выполнении пастырского долга в ходе русско-турецкой войны проявил также протоиерей Доримедонт Петрович Поповицкий, священник 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка (старейшего полка в Русской армии), который был ранен в грудь в момент напутствия умирающего воина на поле брани.

В Ахалтекинской экспедиции 1881-1882 годов "за мужественное поведение в боях по ходатайству генерал-адъютанта М. Д. Скобелева золотым крестом на Георгиевской ленте были награждены священники Михаил Жигунов и Димитрий Гачечиладзе".

К концу ХIX столетия за воинские подвиги были награждены сто одиннадцать духовных лиц.

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Деятельность военного духовенства была многогранной. Так, в ряду мер, принятых в армии, в том числе и в войсках Петербургского военного округа, для утверждения православной веры и нравственности среди нижних чинов, нельзя не отметить устройство военных кладбищ и погребение нижних чинов с должными воинскими почестями.
  2. В бою место нахождения полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждавшиеся в моральной поддержке и медицинской помощи.
  3. В случаях необходимости, когда того требовали обстоятельства, полковые священники находились и среди сражающихся. Примеров тому из истории русской армии можно привести великое множество.
  4. В. В. Сахаров отмечал: "Военное духовенство всегда находилось и находится на высоте своего призвания, безупречно исполняя свои обязанности, о чем свидетельствуют единогласные отзывы начальников отдельных воинских частей. Мало того, военное духовенство нередко показывало примеры мужества, рыцарской храбрости во время боевых действий, а главное, словом увещания, речью от чистого сердца и добрым личным поведением научало солдатика безропотно переносить все тяжести доходной службы, а на войне храбро сражаться и побежденного врага щадить"13.
  5. В целом деятельность церкви во время военных действий велась по нескольким направлениям: церковь занималась благотворительной деятельность, священники принимали участие в сражениях и совершали боевые подвиги; священники осуществляли свои непосредственные обязанности, связанные с осуществлением культа и многое другое.

 

Список литературы

 

  1. Грюнберг П.  Н. Военные мемуары графа А. Х. Бенкендорфа: Источниковедческий аспект //  Дис. ... канд. ист. Наук. - М.,  2003. – 20 с.
  2. Журов Н. Д. Военное духовенство в России / Н. Д. Журов. – М.: Дело, 2009. – 233 с.
  3. Котков В. Полковой священник - главный организатор духовного, нравственного и патриотического воспитания военнослужащих русской армии / В. Котков // Журнал московской патриархии. – 1999. - N8. – С. 13-16.
  4. Кузина В. Л. Русская православная церковь в период военный действий / В. Л. Кузина. – СПб.: Нева, 2002. – 214 с.
  5. Лаврова М. Д.  История России / М. Д. Лаврова. – М.: Статут, 2008. – 417 с.
  6. Мадянова К. Д История русской православной церкви / К. Д. Мадянова. – М.: Норма, 2001. – 463 с.
  7. Сычов Е. Д. История Отечества / Е. Д. Сычов. – М.: Просвещение, 2007. – 471 с.
  8. Хрестоматия по русско-турецкой войне: сборник документов / Сост. А. Д. Пыжин. – СПб.: Питер, 2008. – 478 с.
  9. Черепица В. Н. Русская православная церковь на Балканах / В. Н. Черепица. – М.: Старт, 2002. – 123 с.

 

 

 

 

 

1 Хрестоматия по русско-турецкой войне: сборник документов / Сост. А. Д. Пыжин. – СПб.: Питер, 2008. – 478 с.

2 Сычов Е. Д. История Отечества / Е. Д. Сычов. – М.: Просвещение, 2007. – 471 с.; Лаврова М. Д.  История России / М. Д. Лаврова. – М.: Статут, 2008. – 417 с.

3 Мадянова К. Д История русской православной церкви / К. Д. Мадянова. – М.: Норма, 2001. – 463 с.; Кузина В. Л. Русская православная церковь в период военный действий / В. Л. Кузина. – СПб.: Нева, 2002. – 214 с.; Журов Н. Д. Военное духовенство в России / Н. Д. Журов. – М.: Дело, 2009. – 233 с.; Грюнберг П.  Н. Военные мемуары графа А. Х. Бенкендорфа : Источниковедческий аспект //  Дис. ... канд. ист. Наук. - М.,  2003. – 20 с.; Черепица В. Н. Русская православная церковь на Балканах / В. Н. Черепица. – М.: Старт, 2002. – 123 с.; Котков В. Полковой священник -- главный организатор духовного, нравственного и патриотического воспитания военнослужащих русской армии / В. Котков // Журнал московской патриархии. – 1999. - N8. – С. 13-16.

4 Мадянова К. Д История русской православной церкви / К. Д. Мадянова. – М.: Норма, 2001. – С. 214.

5 Кузина В. Л. Русская православная церковь в период военный действий / В. Л. Кузина. – СПб.: Нева, 2002. – С. 131.

6 Хрестоматия по русско-турецкой войне: сборник документов / Сост. А. Д. Пыжин. – СПб.: Питер, 2008. – С. 211.

Информация о работе Духовная службы и роль русско-православной церкви в годы русско-турецкой войны