История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:39, реферат

Описание работы

История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - это важнейший раздел общерусской истории.
Наряду с названием «Северо-Восточная Русь» в литературе используются синонимичные термины. Для периода IX—XI вв. Ростовская земля, в XI — сер. XII в в Ростово-Суздальское княжество, с сер. XII — сер. XIII Владимиро-Суздальское княжество, с сер. XIII — Великое княжество Владимирское

Файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Города Ростово-Суздальской Руси делились на старые («старшие») и новые (пригороды). К старшим относились бывшие центры племенных союзов - Ростов, Суздаль, Муром, к пригородам - Владимир, Переяславль и вновь возникавшие городские центры. Муром и Ростов впервые упоминаются в летописях под 862 г. Население их было этнически неоднородным (славяне, меря, мурома), но в XII в. в них уже преобладал славянский элемент. В городах сосредотачивалось управление целой округой - волостью. Поэтому в них размещались дворы князей, посадников, тысяцких, бояр и членов дружины. Но основными жителями городов были ремесленники и торговцы. В каждом городке имелись кузнецы, гончары, плотники, мастера золотых и серебряных дел и другие специалисты

 Специализация шла не по  материалу, а по готовому изделию. Седельник, например, должен был знать кожевенное дело, уметь ковать стремена и чеканить узорчатые накладки на седельные луки. Селились ремесленники группами по сходству профессий. Так в городах возникали слободы (или концы) гончаров, кузнецов, кожевников и т. д.

Дома ремесленников были больше сельских изб, так как жилище часто совмещалось с мастерской. В некоторых домах уже в XII в. имелись даже вытяжные трубы - дымари, поставленные рядом с печью. Утварь горожан отличалась большим разнообразием и лучшей отделкой. В домах имелись светильники, амфоры для вина, бронзовые кресты, хитроумные замки и ключи. Но жёны ремесленников также, как и крестьянки, мололи муку на жерновах, пряли пряжу и ткали. Ремесленники работали на заказ и на рынок. Некоторые мастера владели местами на торгу и сами продавали изделия.

В истории можно условно выделить пять этапов строительства городов. Первый связан с деятельностью Владимира Мономаха в Ростово-Суздальской земле, когда было построено десять городов-крепостей; второй последовал за переносом столицы княжества из Ростова в Суздаль Юрием Долгоруким, когда было построено 22 города; третий этап падает на период правления Андрея Боголюбского, им было построено четыре города; на пятом этапе во времена Всеволода Большое Гнездо было возведено ещё семь городов, а в канун монголо-татарского нашествия князем Юрием Всеволодовичем возводится один город - Нижний Новгород.

 

Глава 4. Хозяйственный уклад и культура.

 

4.1. Земледелие.

 

Земледелие требовало большого труда и упорства. Но оно не всегда вознаграждало земледельца. Часты были неурожаи из-за неблагоприятных погодных условий. Средний урожай ржи с одной десятины в XII в. на лучших землях Суздальского Ополья составлял около 50 пудов (800 кг).

Несмотря на более суровый климат в сравнении с Поднепровьем, здесь удавалось получать сравнительно устойчивые урожаи, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование.

В хозяйстве крестьян большое место сохранило скотоводство. Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей. Археологи в раскопках повсеместно находят железные косы, которые использовались для заготовки сена для домашних животных. Лошади разводились для хозяйственных и ратных дел.

В XII в. возникло огородничество. Главным орудием труда в нём была деревянная лопата, имевшая по рабочему краю железную оковку - «рыльце». Такие оковки найдены при раскопках в Суздале. На «златых вратах» Рождественского собора г. Суздаля (начало XIII в.) есть изображение Адама, держащего в руках лопату, сопровождающееся надписью: «Адам рыльцем землю копал».

В XII в. берёт начало и садоводство. Тогда оно было делом горожан. Это подтверждается раскопками в Суздале, когда в сгоревших наземных постройках были найдены обугленные яблоки и открыта корневая система сада на территории городской усадьбы. Предания сообщают о разведении с XII в. на территории княжества вишнёвых садов.

Население Владимирского княжества продолжало заниматься охотой, рыболовством и бортничеством. В раскопках на территории Владимира, Мурома, Суздаля, Ярополча Залесского было найдено большое количество рыболовных железных крючков разных размеров, берестяных поплавков, глиняных грузил для сетей, игл костяных для плетения рыболовных сетей и перевесий.

 

4.2. Ремесла.

 

В городах Владимирской Руси XII в. развивались ремёсла в том же наборе, что и на остальной территории Древнерусского государства.

Летописи свидетельствуют о развитии деревообрабатывающих ремёсел. Археологами во Владимире, Суздале, Муроме и Ярополче-Залесском найдены пилы, тёсла, свёрла, буравы, долота, скобели, топоры, стамески. Ещё одна не менее древняя профессия - гончарное дело. Свидетельством его развития в крае явилось строительство Владимиром Мономахом в конце XI в. в Суздале Успенского собора (обжигалось за приём до 5000 штук кирпича).

Расцвет гончарного ремесла был связан с производством различных видов поливных плиток и кирпичей. Поливные плитки изготавливались разных размеров: от небольших, используемых для орнаментовки стен соборов, до очень крупных половых плиток (19x19x4 см). Для покрытия плиток использовалась красная, синяя, зелёная, коричневая, чёрная, жёлтая полива.

С середины XII в. берёт начало камнетёсное ремесло. В городах, прежде всего во Владимире, появляется особая группа ремесленников-каменотёсцев. Поэтому не случайно во время социального кризиса в княжестве ростовские и суздальские бояре презрительно называют владимирцев «холопами и каменщиками». В конце 40-х годов XII в. появляется артель каменотёсцев в Суздале. Вероятно, её составили выходцы из Галицкой земли. Она участвовала в строительстве белокаменных храмов в Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Суздале и загородной княжеской резиденции Кидекше.

Широкое распространение получило кузнечное ремесло. Археологи в разных местах нашли остатки домен, сыродутных горнов, а также многочисленные орудия труда (молоты, клещи, наковальники, пробойники, напильники, молотки). Во время раскопок под Вязни-ками обнаружены многочисленные куски болотной руды в постройках того времени, что позволяет сделать вывод о её добыче местным населением в XII в. Образцом кузнечного мастерства являются кресты Успенского собора и крест на Дмитриевском соборе, увенчанный фигуркой медного голубя-флюгера. К выдающимся изделиям владимирских кузнецов можно отнести великолепные медные полы в Рождественском и Успенском соборах Владимира.

Среди кузнецов выделялась особая категория - оружейники. Их рукам принадлежат шлем Ярослава Всеволодовича и топорик Андрея Боголюбского, которые являются не только памятниками кузнечного, но и ювелирного мастерства. В числе изделий оружейников до нас дошли многочисленные кольчуги. Среди образцов оружия тех лет следует отметить крепостной лук, от которого сохранились семь стрел. Длина каждой стрелы составляет 169 см., а вес равен 2, 5 кг. Видимо, их имел в виду автор «Слова о полку Игореве», указывающий, что владимирский князь Всеволод Большое-Гнездо стрелял рязанскими Глебовичами как «шереширами». Имелась ещё и группа мастеров, изготавливающих щиты. Русские кузнецы, в том числе и владимирские, в XII в. знали не менее 16 различных специальностей и умели изготовлять до 150 видов изделий из железа и стали.

Во Владимирском княжестве почти повсеместно распространялось ткачество и прядение. Во многих пунктах археологами найдены различные фрагменты сукна, войлока, мешковины, верёвки. В раскопах же находят большое количество костяных и бронзовых иголок. Русские вышивальщицы знали до 50 приёмов шитья. В полуземлянке посада г. Суздаля была найдена берестяная шкатулка, в которой лежали вещи, изготовленные из ткани, меха, кожи и толстых льняных или шёлковых нитей. На ткани местами сохранились остатки вышивки «серебряной нитью».

В ряде городов и селений издавна существовало кожевенное производство. Кожевники выделывали юфть и сафьян (особые сорта коровьей и козлиной кожи), которые шли на изготовление сапог, более грубые кожи - на производство ремней, кошельков, лаптей и других необходимых в быту вещей. В Суздале Н. Н. Ворониным были найдены «тупики», то есть рёбра коровы, употребляемые для очистки кож.

Жителям края известно было и косторезное мастерство. В раскопках встречаются многочисленные изделия из кости: иглы, гребни, стрелы, проколки и пуговицы.

Широкое развитие получает ювелирное мастерство. Во Владимире, Суздале и Ярополче найдены литейные мастерские медников. Ювелиры использовали для своей работы до 60 литейных форм. Особую группу ювелиров составляли златокузнецы. О разнообразии продукции владимирских ювелиров говорят находки браслетов-запястьев, серебряных ожерельев, колтов, бус, пуговиц и других украшений, выполненных в технике золочения, гравировки, зерни и эмалей.

Владимирским мастерам принадлежало первенство по технике огневого золочения и чернения. Русский мастер мог вытянуть из одного грамма серебра нить в один километр.

 

 

 

4.3. Культура.

 

Владимиро-Суздальское княжество, ядро будущего Московского государства XV в.,— яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные строки, которые посвящены ему в «Слове о полку Игореве». 
Многогранная культура Северо-Восточной Руси вполне созвучна этой замечательной поэме: белокаменное зодчество, проникнутая своеобразной средневековой философией скульптура, летописи, полемическая литература, живопись и «узорочье» золотых и серебряных дел мастеров, народные былины о местных и общерусских богатырях.

…В краю лесов, естественно, расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура. От них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.

Когда в 1160 г. пожар уничтожил ростовскую деревянную церковь, построенную в конце X в., летописец отмечал сокрушенно, что другой такой дивной церкви не было и не будет. И это искусство оказалось, в конце концов, сильнее пожаров, ибо оно ожило в белокаменной строительстве и в белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской Руси. Не характерно ли, что еще в 70-х годах XII в., когда за владимирцами прочно укрепилась слава каменщиков, их по-старому называли в то же  время и «древоделями»…

 Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.

Во Владимире была построена великолепная церковь Успения Богородицы, где поставил похищенную из Вышгорода  икону.  Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь.

Ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм.

В Боголюбове был сооружен дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями.

Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165). Основные объемно-пространственные формы здесь те же, однако отсутствуют башни и увеличивается число элементов романского характера. Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальских стиль. Входы и окна решены так же, как у романских построек.

Суздальский белокаменный Рождественский собор, украшенный узорчатой резьбой, славится на весь мир своими Златыми вратами.

 Это – вершина Владимиро-Суздальского  декоративно-прикладного искусства. Лучшие достижения народного  творчества, живой народной фантазии  в сочетании с законченным  мастерством легли в основу этого замечательного памятника русской художественной культуры.

Вместе с тем распространялось и книжное просвещение. Правда книжная образованность вращалась только в избранном кругу духовных, мало проникала в народную массу.

 

Заключение

 

Изучая историю Суздальской земли с половины XII в. до смерти Всеволода III, мы на каждом шагу встречали все новые и неожиданные факты. Эти факты, развиваясь двумя параллельными рядами, создавали Суздальской области небывалое положение в Русской земле: одни из них изменяли ее отношение к прочим русским областям, другие перестраивали ее внутренний склад. Перечислим еще раз те и другие.

Сначала князья Андрей и Всеволод стараются отделить звание великого князя от великокняжеского киевского стола, а Суздальскую землю превратить в свое постоянное владение, выводя ее из круга земель, владеемых по очереди старшинства; при этом князь Андрей делает первую попытку заменить родственное полюбовное соглашение князей обязательным подчинением младших родичей, как подручников, старшему князю, как своему государю-самовластцу. По смерти Андрея в Суздальской земле падает политическое преобладание старших городов и руководящих классов местного общества, княжеской дружины и вечевого гражданства, а один из пригородов, стольный город великого князя Андрея, во время борьбы со старшими городами устанавливает у себя наследственное княжение.

Информация о работе История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв