Медицинская наука в годы Великой Отечественной Войны

Дата добавления: 20 Марта 2012 в 17:11
Автор работы: p*******@lek.ru
Тип работы: реферат
Скачать архив (39.54 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Реферат Медицинская наука в годы ВОВ.основн 15ноя.doc

  —  157.00 Кб


17

 

 

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

на тему:

«Медицинская наука в годы Великой Отечественной Войны»

 

 

 

 

 

                       

                           Выполнила:

                                            студентка 103 группы

                                 Шибанова Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение_____________________________________________________________________3

2. Работа института физиологии имени Павлова И.П. в годы ВОВ_______________________5

2.1. История института Физиологии_______________________________________________________________5

2.2. Работа ученых института Физиологии в годы  ВОВ_____________________________________________7

3. Физиологические исследования в годы войны _____________________________________10

4. Краткая хронология событий развития  Физиологической науки в годы ВОВ___________12

5. Аннотирование выбранных мною работ, написанных учеными-медиками в годы ВОВ___14

6. Заключение__________________________________________________________________16

7.Список использованной литературы_____________________________________________  17

8.Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В июне 1941 г. вооруженные полчища фашистской Германии вторглись в пределы нашей родины. Период мирного строительства был прерван, началась Великая Отечественная война (далее ВОВ). Над нашей страной нависла смертельная опасность. Советский народ поднялся на защиту своей отчизны.

На другой день после начала войны состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума АН СССР. На нем присутствовало 60 человек руководящего состава и научных работников московских учреждений Академии. Собрание указало, что Академия должна немедленно включиться в работу для обороны страны и постановило: 1) обязать все отделения и научно-исследовательские учреждения Академии наук пересмотреть тематику и методы исследовательских работ, направив всю творческую инициативу и энергию научных работников на выполнение задач по укреплению военной мощи СССР; 2) обеспечить научными силами и средствами научно-исследовательские работы по оборонной тематике; 3) закончить научно-исследовательские работы, могущие получить применение в обороне, медицине и в народном хозяйстве.

28 июня 1941 г. Академия наук СССР обратилась с призывом к ученым всех стран — сплотить свои силы для защиты человеческой культуры от гитлеровских варваров. «В этот час решительного боя, — говорилось в обращении Академии, — советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству»[1].

Деятельность Академии перестраивалась в соответствии с потребностями фронта и тыла. В конце сентября - начале октября 1941 г. Президиум АН СССР обсуждал задачи работы институтов в условиях военного времени. 2 октября 1941 г. состоялось расширенное заседание Президиума с участием директоров институтов АН СССР. В принятом Президиумом в постановлении отмечалось, что «институтами Академии произведен пересмотр тематики своих работ применительно к нуждам обороны,», указывалось на достигнутое «усиление связи институтов и налаживание связи с военными организациями».

Благородные идеи защиты родины вызвали огромный прилив творческой активности советских ученых. «Участие в разгроме фашизма, — писал академик В.Л. Комаров 23 сентября 1941 г. в «Правде», — самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой, и этой задаче посвящены знания, силы и самая жизнь советских ученых».

Академии наук приходилось работать в весьма трудных условиях. Многие академические учреждения были эвакуированы из Москвы и Ленинграда в глубокий тыл. Первые два года войны они размещались в 16 географических пунктах СССР: в Москве, Ленинграде, Свердловске, Казани, Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, Самарканде, Ашхабаде, Тбилиси, Боровом, Миасе и др.

Особенно тяжелы были условия работы академических учреждений, остававшихся в осажденном Ленинграде. Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. Многие сотрудники Академии несли круглосуточную службу в командах МПВО и выполняли оборонные работы по защите города. Наибольшие трудности выпали на долю ленинградцев зимой и весной 1941—1942 г., когда в городе было самое тяжелое положение с продовольствием, топливом и электроэнергией, не работали водопровод и канализация, отсутствовали средства передвижения, длительное время не работала связь.

Но, несмотря на все эти трудности, научная жизнь в осажденном городе продолжалась. Вместе со всеми трудящимися города-героя ученые, переживавшие голод и лишения, смотря в глаза смерти, сумели найти в себе силы и волю, чтобы продолжать научные работы.

В работе институтов Академии на первое место были поставлены темы, содействующие обороне, созданию новых видов и типов вооружения и боеприпасов, развитию военной промышленности и транспорта, изысканию замены жидкого топлива, разработке средств и методов лечения и сохранения жизни бойцам, повышению продуктивности сельского хозяйства, развитию пищевой промышленности и т.д.

         В целях усиления связи академической науки с санитарной службой Красной Армии и Военно-Морского флота в 1942 г. при Президиуме Академии наук СССР была создана Военно-санитарная комиссия под руководством Л.А. Орбели. Основной ее задачей являлось комплексное решение вопросов предупреждения эпидемических заболеваний, эффективного лечения ранений и быстрого восстановления сил, здоровья и боеспособности раненых, изыскание и апробирование новых видов, пищевых ресурсов, новых лекарственных препаратов.

Учреждения Отделения медицинских и биологических наук Академии напряженно работали над научными вопросами, связанными с медико-санитарным обслуживанием Красной Армии. Ученые Академии предложили методы борьбы с различными осложнениями после ранения — с шоком, кровотечениями, нервными явлениями. Применение этих методов лечения дало возможность вернуть в строй многих раненых.

Следует, однако, подчеркнуть, что даже в тяжелейшие годы войны предусматривалось планомерное развитие фундаментальных исследований на перспективу в различных направлениях медицинской науки. Выступая с докладом «Биология и война» на Общем собрании Академии наук СССР 7 мая 1942 г. Л.А. Орбели сказал: «Если бы мы ставили только задачи, которые можно выполнить за короткое время, мы могли бы впасть в большую крайность. Нам нужно смотреть далеко в будущее, предусмотреть вопросы, которые могут возникнуть в дальнейшем ходе войны и в первые годы после ее окончания и даже многие годы спустя после всех несчастий и потрясений, которые пришлось перенести нашей стране в связи с нападением врага»[2].

В годы Великой Отечественной войны так же продолжалось развитие научных медицинских учреждений и, в частности, физиологических, в союзных республиках. Так, в 1943 г. была образована Академия наук Армении и в ее составе Институт физиологии, первым руководителем которого был X.С. Коштоянц. В том же году была организована Лаборатория физиологии человека и животных в составе учреждений Киргизского филиала Академии наук СССР. В 1944 г. создается Сектор физиологии при Казахском филиале Академии наук СССР.

Существенно расширились исследования в области медицины в результате организации в 1944 г. на базе Всесоюзного института экспериментальной медицины и ряда институтов Наркомздрава Академии медицинских наук СССР. В числе задач, поставленных перед новой академией, были отмечены разработка научного наследия И.П. Павлова, вопросы физиологии здорового и больного человеческого организма некоторых видов электрической и лучистой энергии на организм животных. В Академии наук СССР коллектив Института физиологии сосредоточил свое внимание на изучении гистогематических барьеров, в частности гематоэнцефалического барьера.

Примечательно что, в период, ограниченный 1941—1945 гг., годами Великой Отечественной войны начался второй этап развития физиологии в СССР. Применительно к физиологии речь идет о работах, связанных с оборонными вопросами, а также об исследованиях, непосредственно направленных на решение практических задач здравоохранения и военной медицины. Изучались вопросы травматического шока, основы восстановительных процессов в организме после нарушений его функций, вызванных органическими и функциональными поражениями. Исследовались стимуляторы центральной нервной системы, состояния органов чувств и центральной нервной системы при черепно-мозговых ранениях и контузиях. Внимание физиологических лабораторий привлекли проблемы светомаскировки, ночной сигнализации, проблемы, связанные с авиацией, подводным плаванием и водолазной службой.

 

2.Работа института физиологии имени Павлова И.П. в годы ВОВ

 

2.1. История института Физиологии

Я обучаюсь в Университете, носящем имя великого российского физиолога Павлова И.П., поэтому  далее в своем реферате,  я хочу рассказать о работе ученых института физиологии им. Павлова И.П. в годы ВОВ.

Институт физиологии ведет свое начало от Физиологического института Академии наук СССР, организованного на базе Физиологической лаборатории С. Е. Минца в 1925 г.     Первым директором института до 1936 г. был выдающийся ученый, первый лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины академик И. П. Павлов.

Основная задача института состояла в изучении физиологии больших полушарий головного мозга по методу условных рефлексов.

К началу 30-х гг. тематика исследований института концентрировалась на изучении закономерностей работы коры головного мозга, взаимодействия процессов возбуждения и торможения, типов нервной системы, экспериментальных неврозов, а также высшей нервной деятельности человекообразных обезьян.

В 1934 г. были организованы новые отделы (анатомический, биохимический, биофизический и экспериментальной психологии) и созданы предпосылки для углубленного изучения структурных и физико-химических основ физиологии и психологии головного мозга животных и человека. По инициативе И. П. Павлова начались исследования в области нейрогенетики.

В 1936 г., после кончины И. П. Павлова, институту присвоено его имя. Возглавил институт ученик И. П. Павлова академик Л. А. Орбели (1936—1950).

В 1936 г., после смерти И.П. Павлова, руководство Институтом физиологии и патологии высшей нервной деятельности АН СССР было возложено на одного из его ближайших учеников и сотрудников — академика Л.А. Орбели, который в это время заведовал в Москве Лабораторией физиологии животных, также входившей в состав Академии наук. Президиум Академии наук принял решение объединить эти физиологические учреждения в единый Физиологический институт им. акад. И.П. Павлова.

Леон Абгарович Орбели окончил Военно-медицинскую академию в 1904 г., но, еще будучи слушателем третьего курса, он начал работать под руководством И.П. Павлова в Институте экспериментальной медицины. С 1908 г. он полностью переходит на работу в Физиологический отдел этого института. К 1913 г. относится начало работы Л.А. Орбели на кафедре физиологии Военно-медицинской академии, которую он возглавил в 1925 г. после ухода из академии И. П. Павлова.

В 1936—1950 гг. Л.А. Орбели возглавлял Физиологический институт им. акад. И.П. Павлова АН СССР и Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова АМН СССР, созданный на базе Биологической станции в с. Павлове

В 1943 г. он избирается академиком АН АрмССР, а в 1944 г. — действительным членом Академии медицинских наук СССР.

Уже в ранний период научной деятельности Л.А. Орбели выявилось основное направление его исследований, которое в дальнейшем стало характерным для его школы, — это последовательное применение принципов дарвинизма в изучении физиологических функций. Эволюционный подход к разработке различных проблем физиологии, положенный Л.А. Орбели в основу научных исканий руководимых им коллективов, привел к созданию нового, самостоятельного раздела физиологии.

Значительное место в исследованиях Л.А. Орбели и его школы занимают вопросы, связанные с изучением функций симпатической нервной системы и мозжечка. Полученный в его лабораториях обширный экспериментальный материал привел к созданию стройного учения об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы, имеющего широкое общебиологическое значение и представляющего ценность для клинической медицины. Этими исследованиями Л.А. Орбели и его коллеги решили также, по словам И.П. Павлова, «почти столетнюю загадку о так называемой трофической иннервации». Большое значение для клинической практики имеют и работы Л.А. Орбели по проблеме боли, к которым он неоднократно возвращался на протяжении своей научной деятельности.

Исследования Л.А. Орбели, посвященные изучению центральной нервной системы, дали возможность подойти к пониманию возникновения спинномозговых координации и позволили создать совершенно новое представление о функции мозжечка. Должны быть отмечены также работы Л.А. Орбели и его сотрудников в области физиологии органов чувств, которая ранее в нашей стране почти не разрабатывалась.

Обширный экспериментальный материал, полученный Л.А. Орбели и его сотрудниками, был изложен в книге «Лекции по физиологии нервной системы» (1934), удостоенной позже Государственной премии. В этом труде Л.А. Орбели подвел итоги многолетних исследований и обобщил свое учение об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы. В 1937 г. за работы по физиологии симпатической нервной системы Президиум Академии наук СССР присудил Л.А. Орбели премию имени И.П. Павлова. Широкую известность приобрела и другая работа Л.А. Орбели — «Вопросы высшей нервной деятельности» (1949).

Страницы:1234следующая →
Описание работы
Особенно тяжелы были условия работы академических учреждений, остававшихся в осажденном Ленинграде. Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. Многие сотрудники Академии несли круглосуточную службу в командах МПВО и выполняли оборонные работы по защите города. Наибольшие трудности выпали на долю ленинградцев зимой и весной 1941—1942 г., когда в городе было самое тяжелое положение с продовольствием, топливом и электроэнергией, не работали водопровод и канализация, отсутствовали средства передвижения, длительное время не работала связь.
Содержание работы
1. Введение_____________________________________________________________________3
2. Работа института физиологии имени Павлова И.П. в годы ВОВ_______________________5
2.1. История института Физиологии_______________________________________________________________5
2.2. Работа ученых института Физиологии в годы ВОВ_____________________________________________7
3. Физиологические исследования в годы войны _____________________________________10
4. Краткая хронология событий развития Физиологической науки в годы ВОВ___________12
5. Аннотирование выбранных мною работ, написанных учеными-медиками в годы ВОВ___14
6. Заключение__________________________________________________________________16
7.Список использованной литературы_______