Миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:31, реферат

Описание работы

Фактически же миссионерство преследовало не только религиозные, но и политические цели. Православие в Российской империи являлось важной составляющей государственной идеологии. В связи с этим государство отводило церковным властям самую важную роль – обеспечение духовно-нравственной устойчивости населения. Главными «проводниками» самодержавной идеологии и православной морали были рядовые священники. Приходские батюшки выполняли функцию воспитателей, психологов, духовных наставников.

Файлы: 1 файл

часть1.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Основателем миссии был монах Макарий Глухарев, который приехал на Алтай распространять христианство. Макарий был для своего времени хорошо образованным человеком. Он занимался естественными науками и некоторое время состоял профессором духовной семинарии. Макарий придерживался либеральных буржуазных взглядов и был связан с отдельными декабристами. В высшей церковной организации России – Священном Синоде отношение к нему было недоверчивое, его считали «вольнодумцем». Взгляды Макария, хотя и чрезвычайно, как мы увидим позднее, ограниченные, не могли не пугать и не раздражать малообразованное, закоснелое в невежестве и умственной лени, но властное       высшее духовное начальство, не понявшее на первых порах, что все проекты и деятельность Макария отнюдь не идут в разрез с интересами правительства и духовенства. Отношения его с Синодом настолько обострились, что стоял вопрос о заточении в монастырь. Макарию пришлось уехать на Алтай и стать простым миссионером.

Практическую миссионерскую деятельность Макарий начал в 1830 году в селениях Майме и Улале. Он первым стал применять указ 1826 года о новокрещеных, дающее им на первое время освобождение от всяких податей и повинностей. С 1836 года Макарий добился ежегодной субсидии от казны для работы миссии. С этого момента Алтайская духовная миссия становится официальным правительственным учреждением с задачами обращения алтайцев в христианство, внедрения в их среду христианской монархической идеологии.

По своей структуре Алтайская духовная миссия распадалась на миссионерские станы. Главный миссионерский стан находился в селе Улала (ныне город Горно-Алтайск), при впадении р. Улалы в  р. Майму и был учрежден Макарием в 1830 году. С походной церковью и часовней.18

Чтобы закрепить переход алтайцев в христианство, Макарий стремился изменить быт новокрещеных алтайцев, перевести их на оседлость, распространить у них земледелие, огородничество, срубную избу, даже обучать грамоте и т. п. Все это делал Макарий с целью противопоставить крещеных алтайцев с шаманистами, оторвать и изолировать алтайцев от старой бытовой среды, от влияния шаманов и зайсанско-байской языческой верхушки. Независимо от миссионерских целей эта сторона личной деятельности Макария, конечно, играла объективно положительную роль, поскольку результатом ее было некоторое улучшение быта и повышения культурного уровня части рядовых алтайцев, необходимо принять во внимание, что рядовые алтайцы жили тогда еще очень обособленно от русского крестьянства.19

Деятельность Макария Глухарева отнюдь не сводилась к просветительству. Макарий ввел особый институт «крестных отцов». Он возлагал ответственность за последствия возвращению к шаманизму не только на самого новокрещеного, но и на его «крестного отца». Нет никакого сомнения и в том, что Макарий возбуждал экономическую заинтересованность к переходу в православие, обещал за это льготы от ясака и некоторых натуральных повинностей, материальную помощь и т. д.

Следовательно, просветительская деятельность Макария Глухарева была только одним из средств достижения главной цели – обращения в христианство алтайцев, а не являлась самоцелью.

К 1836 году произошло окончательное оформление миссии, определились ее штат, размер и источники финансирования. Так, в 1837 году Святейший Синод отпустил 2000 рублей ассигнациями (или 571 рубль 40 копеек серебром) на содержание церкви, дома миссионера, трех сотрудников, служителя в Улале, путевые расходы и необходимые пособия для новокрещеных.20 На смену первым помощникам В Попову и А. Волкову, прослужившим совсем недолго, в 1831 году был прислан Петр Лисицский, позднее в 1836 году – Михаил Ингрицкий, Стефан Ландышев и иеромонах Анастасий.

16 июня 1844 года архимандрит Макарий  уволился из миссии по состоянию  здоровья. Его преемником стал  Стефан Ландышев. При нем в 1844 – 1866 годах наконец-то прекратились  конфликты с Святейшим Синодом, что позволило расширить деятельность миссии и открыть новые ее отделения.

В 1857 году начальником миссии Стефаном Ландышевым открывается Кузнецкое отделение, распространившее свое влияние на улусы  шорцев рек Кондомы, Мрассу, Матура и бачатских телеутов. Первым миссионером Кузнецкого отделения был назначен Василий Иванович Вербицкий (1827-1890).21

В 1878 году было образовано Кондомское отделение Алтайской духовной миссии. Образовано оно было вместо упраздненного Кузнецкого. В 1884 году стан этого отделения переносится из улуса Кузедеево на 95 верст вверх по реке Кондоме в село Кондомское, поближе к «инородческим кочевьям». 20 октября 1888 года в Кондомское отделение переводится сын бывшего начальника миссии Стефана Ландышева Михаил. В помощь молодому миссионеру на должность учителя кондомской школы переводится Иоанн Матвеевич Штыгашев.

В 1910 году Алтайская духовная миссия была разделена на три благочиния, а бывшие отделения были переведены в разряд инородческих приходов. В третье благочиние вошли Сузуповский, Кондомский, Макарьевский, Мрасский, Бачатский, Турочакский и Матурский приходы. Благочинным для надзора над ними был назначен кондомский миссионер – священник Терентий Каншин.

В 1878 году был открыт новый стан миссии в улусе Усть-Анзасском. Начальником Алтайской духовной миссии архимандритом Владимиром исполнять обязанности священника сюда был определен иеромонах Тихон, в миру Трофим Петрович Соколовский.

В одном только 1880 году миссионером было крещено 163 человека, в два раза больше, чем обратили в православие за этот год все остальные миссионеры на Алтае. Всего же за 2 года своего служения в Мрасском отделении ему удалось окрестить более 300 человек.

В состав отделения вошли 33 инородческих улуса Мрасско-Елейской (Челейской), Кызыльской (Кызланской), Кивийской (Кобыйской), Каргинской волостей, где уже проживало несколько ранее крещеных шорцев.

В конце 1882 года на место Тихона в Мрасское отделение назначается Гавриил Васильевич Оттыгашев. Основной его задачей становится утверждение в вере уже крестившихся.

В 1890 году Гавриил Оттыгашев переводится миссионером в телеутский улус Челухоевский. его место в Усть-Анзасе занял бывший диакон Улалинской церкви Сергей Васильевич Постников.

Новый миссионер Терентий Анфилович Каншин после прибытия в Усть-Анзас в январе 1897 года предложил разделить отделение на 6 участков. В «центральный улус» каждого из них должны были собираться по прибытию миссионера новокрещеные окрестных мелких улусов, после чего с ними проводились церковные службы. Немощных навещал сам.

В открывшееся Бачатское отделение вошли: село Челухоевское со станом миссии, деревни Беково и Семенушкино, улусы Шандинский, Больше-Бачатский. Чертинский, Бабанаковский. Урский, Каролдинский, Крутинский. тарабинский. Каменский, Гавриловский, Куюковский. Первым миссионером Бачатского отделения  указом Томской духовной Консистории назначается 12 июня 1890 года Гавриил Васильевич Оттыгашев, переведенный из улуса Усть-Анзас.

В 1894 году в Бачатское отделение назначается новый миссионер Сергей Арсеньевич Ивановский.

В конце 1897 года отец Сергий был отправлен в Бийск заведовать Катехизаторским училищем. В село Челухоевское  возвратился миссионер Гавриил Оттыгашев. Дважды в год миссионер объезжал все улусы, причащал, крестил и венчал всех желающих.

Бездорожье и удаленность Матурской церкви от Усть-Анзаса позволяли не более одного раза в год посещать Матур, отслужить литургию и провести, разве что, несколько нравственных бесед с новокрещеными. Настойчивые просьбы миссионеров вынудили начальника Алтайской миссии создать в начале 1905 года самостоятельное Матурское отделение.

К 1907 году все жители были крещены, и церковь в дни воскресных и праздничных литургий уже не вмещала всех желающих.

В 1911 году по решению начальника миссии из огромного Бачатского отделения вновь выделяется самостоятельное Тарабинское.

С образованием в 1911 году самостоятельного Спасского отделения миссии к нему отошли улусы по верховьям реки Кондомы, а также по реке Пызас.

В 1918 году закрылось Спасское отделение.

Миссия перестала существовать в 1918 году, когда был расформирован Св. Синод, распалось Православное миссионерское общество и начальство миссии выехало за границу. Последний мрасский миссионер Павел Кыдымаев тяжело заболел чахоткой и умер в 1923 году.

 

 

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

1 Т. В. Батурина  Просветительская деятельность Алтайской духовной миссии в пореформенный период.

2 Н. С. Модоров. Преподобный праведник в земле Сибирской просиявший//Макарьевские чтения:материалы третьей международной конференции (21 – 22 ноября 2004 года). Горно-Алтайск, 2004, с.3 - 7.

3 Хрестоматия по истории СССР. Под ред. Зимина. М.: 1962. С.544-550.

4 Е. П. Мареева. Деятельность приходских священнослужителей как элемент цепковно-государственной политики воспитания граждан (Тамбовская епархия, XIX – нач.XX вв.)//Макарьевские чтения. Горно-Алтайск: 2004. С.98.

5 Там же. С. 99.

6 Н. А. Миненко. Северо-Западная Сибирь в XVIII – перв. пол. XIXв. Новосибирск: 1975. С. 246.

7 С. И. Сперанский. Учение М. М. Сперанского о праве и государстве. М.:2004. С. 83.

8 Е. П. Мареева. Деятельность приходских священнослужителей как элемент церковно-государственной политики воспитания граждан//Макарьевские чтения. Горно-Алтайск:2004. С. 99.

9 Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т. Т. 1. М.: 1993. С. 845.

10 Н. А. Миненко. Северо-Западная Сибирь в XVIII – перв. пол. XIX в. Новосибирск: 1975.с. 272.

11 В. В. Горбачева. Из истории Духовной миссии архимандрита Иосафа (Хотунцева) на  Камчатке//Христианский мир: религия, культура, этнос. Материалы Всероссийской научной конференции. С. 107.

12 В. М. Кулемзин. К вопросу об устойчивости и изменчивости культур//Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. докл. междунар. кнуч. конф. Новосибирск:1995. Т. 2. С. 151.

13 Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая пол. 19-нач. 20 вв.). Л.: 1979. С. 88.

14 В. И. Вербицкий. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск: 1992. С. 5.

15 О. А. Гончарова, Л. Черданцева. Проблемы сохранения коренного этноса Горного Алтая в деятельности Алтайской духовной миссии//Макарьевские чтения. Горно-Алтайск: 2004. С.24.

16 И. П. Эдоков. Коллективизация в Горном Алтае. Горно-Алтайск: 1987. С. 15-17.

17 О. А. Гончарова, А. Черданцева. Проблемы сохранения коренного этноса Горного Алтая в деятельности Алтайской духовной миссии//Макарьевские чтения: материалы третьей международной конференции (21-22 ноября 2004 года). Горно-Алтайск: 2004. С. 27.

18 М. Н. Колоткин. Христианизация алтайцев//Макарьевские чтения: материалы третьей международной конференции (21-22 ноября 2004 года). Горно-Алтайск: 2004. С. 21-30.

19 Л. П. Потапов Очерки по истории алтайцев. Москва-Ленинград: 1953. С. 200.

20 В. В. Ерошов;  В. М.Кимеев. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово: 1995. С. 9.

21 В. В. Ерошов; В. М. Кимеев. Там же. Кемерово: 1995. С. 10.


Информация о работе Миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Сибири