Смутное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 07:17, реферат

Описание работы

В развитии московской смуты ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй - социальным и третий - национальным. Первый охватывает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств. Наконец, третий период смуты охватывает собой время от начала борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с Михаилом Романовым во главе.

Содержание работы

Введение
1. Царь Борис Годунов и Лжедмитрий I (1598-1606)
2. Василий Шуйский и социальная смута. Польская интервенция в Москве
3. Первое и второе земское ополчение. Освобождение Москвы и избрание на царство Михаила Романова
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Смутное время.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

Введение

1. Царь Борис Годунов  и Лжедмитрий I (1598-1606)

2. Василий Шуйский и  социальная смута. Польская интервенция  в Москве

3. Первое и второе земское  ополчение. Освобождение Москвы  и избрание на царство Михаила  Романова

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На рубеже XVI-XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный политический, экономический и социальный кризис. Положение двух основных классов московского населения - ремесленников, крепостных и кабальных слуг – и раньше не было легким, но в конце XVI в. положение жителей центральных областей государства значительно ухудшилось.

 Кабальные слуги - люди, попавшие в невольное услужение  за долги.

С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств Среднего и Нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей широкий поток крестьян, стремившихся уйти от государственного и помещичьего гнета, и эта утечка рабочей силы привела к недостатку рук и к тяжелому экономическому кризису внутри государства. Чем больше уходило людей из центра, тем сильнее давил государственный и помещичий гнет на оставшихся. Рост крупного землевладения и недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности, а также всеми способами закреплять за собой наличное крестьянское население имений.

Положение холопов - «полных» и «кабальных» - всегда было достаточно тяжелым, а в конце XVI в. их число было увеличено указом, который предписывал обращать в «кабальные» холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Полный холоп - полностью зависимый от своего господина и ставший холопом от рождения, а кабальный холоп - это человек, попавший в зависимость из-за долгов, как уже сказано выше. Во второй половине XVI в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства: тяжелая Ливонская война (продолжавшаяся 25 лет и окончившаяся полной неудачей) потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром  Москвы в 1571 г. значительно увеличили эти потери. Опричнина Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию. Пока на Московском престоле сидели государи старой, привычной династии, население безропотно и беспрекословно подчинялось им. Но когда династия прекратилась, и государство оказалось «ничьим», высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Ивана Грозного, начало смуту, т. е. борьбу за власть в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЦАРЬ БОРИС ГОДУНОВ  И ЛЖЕДМИТРИЙ I (1598-1606)

 

После смерти бездетного царя Федора Ивановича в январе 1558 г. Москва присягнула на верность его жене Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Был созван Земской собор из представителей всяких чинов, людей всех городов Московского государства. Собор единодушно избрал на царство Бориса Годунова. Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедимина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю, «потомку татарского мурзы на русском престоле». Рюрик и Гедимин - великие князья, основатели царской династии. Потомки этих князей занимали русский престол до 1558 г. В общем правлении Борис Годунов старался поддерживать порядок и правосудие. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение там городов (Верхотурье, Мангазея, Туринск, Томск). Но

лишь первые два года царствования Бориса Годунова были спокойными и благополучными. В 1601 г. в России случился повсеместный неурожай, который повторялся в последующие два года. Результатом этих неурожаев стал но этих мер было недостаточно. Многие из богатых людей в это время отпустили на волю свою «челядь», чтобы не кормить лишние рты, и это увеличило толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых людей образовались шайки разбойников. В дополнение ко всем несчастьям против Бориса Годунова выступил таинственный и страшный враг: в Польше  явился молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, якобы спасшегося от рук убийц. Самозванец заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол.

По согласным показаниям всех правительственных и частных свидетельств, за царевича Дмитрия выдавал себя Юрий Отрепьев, переменивший в монастыре это имя на имя Григорий. Григорий Отрепьев был сыном Галицкого боярина Богдана Отрепьева. Григорий Отрепьев владел грамотой. В юности он постригся в монахи и скитался из монастыря в монастырь. Попав в Чудов монастырь, он поступил к патриарху Иову для книжного письма. «Поступил для книжного письма» - т. е. стал служить переписчиком книг. Будучи человеком амбициозным, он стал произносить речи о возможности быть ему царем в Москве. За это был сослан в затвор в Кириллов монастырь, откуда позже сбежал в Галич, оттуда в Муром, в Борисоглебский монастырь. В начале 1604 г. приехал в Краков и просил помощи у польской шляхты. Там Григорий Отрепьев тайно принял католичество, чем привлек на свою сторону духовенство. Польское панство также согласилось помогать Лжедмитрию. В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вошел в московские пределы. Он издал воззвание к народу с сообщением, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов Бориса Годунова, и теперь он призывает русское население принять его как законного наследника Московского престола. На сторону самозванца перешло население северной части Украины, города один за другим отворяли ему свои

ворота. На помощь Лжедмитрию, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские, а с другой - донские казаки, недовольные царем Борисом. В апреле 1605 г. Борис Годунов умер, и тогда его войско перешло на сторону Лжедмитрия I, а затем Москва в июне 1605 г. с торжеством приняла своего «законного» государя царя Дмитрия Ивановича и венчала его на царство. Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем. В дипломатических сношениях с другими странами он принял титул «императора» и пытался создать Большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных тем, что не соблюдал старых русских обычаев и обрядов, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво. К тому же шляхта пыталась насаждать католичество среди населения, а Лжедмитрий не препятствовал этому, что было очень серьезной ошибкой с его стороны, т. к. православие в России было незыблемо, а влияние церкви среди населения очень велико. Недовольство особенно возросло, когда в начале мая 1606 г. к царю приехала из Польши его жена Марина Мнишек, и он венчал ее как царицу, хотя она отказалась принять православие. Назревал боярский заговор, который возглавил князь Василий Шуйский. В ночь с 16 на 17 мая 1606 г., подняв колокольным звоном народ против поляков, заговорщики ворвались в Кремль и убили царя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И  СОЦИАЛЬНАЯ СМУТА. ПОЛЬСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ  В МОСКВЕ

 

Руководитель боярского заговора князь Василий Иванович Шуйский был - не скажем избран, но выкрикнут -царем. Новый царь разослал грамоты по всему государству, в которых обличал самозванца и еретика-расстригу. Но Шуйский не пользовался популярностью, т. к. три раза приносил всенародно и торжественно ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий случайно закололся сам, потом, что царевич Дмитрий жив и здоров, идет занимать свой отцовский престол, наконец, что царевич Дмитрий принял мученическую смерть от руки своего лукавого раба Бориса Годунова. Следует отметить, что при своем воцарении Василий Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества, «не осуди истинным судом с бояры своими», и не слушать ложных доносов, но и эта его присяга оказалась ложной. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. С осени 1606 г. в государстве началась кровавая смута, в которой приняли участие все сословия московского общества, восстав одно на другое. Города Северной Украины поднялись под начальством путивльского воеводы князя Шаховского, а затем явился новый популярный вождь восстания - бывший холоп Иван Болотников. Он в своих воззваниях обращался к народным низам, призывая их истреблять знатных и богатых и забирать их имущество; под его знамена во множестве стали стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, частью, чтобы отомстить своим угнетателям, частью «ради получения

скороприбытного и беструдного богатства». В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служилые люди - дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и Прокопия Ляпунова. В Поволжье восстала мордва и другие недавно покоренные народы с целью освободиться от русской власти. Когда давалась присяга царю, непременно тот, кто присягал, должен был целовать крест. Болотников с огромным скопищем «воровских людей» подошел к Москве, с другой стороны подошли к ней  рязанские и тульские служилые люди; но когда последние поближе познакомились со своим союзником, с его программой и действиями, они отступили от «воров» и приняли повинную царю Василию. Болотников был разбит и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться. Вожди восстания были казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую «кампанию», если найдется другой предводитель. Такой скоро нашелся в лице явившегося в Стародубе Лжедмитрия II. Но он, в отличие от Лжедмитрия I, был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные московским правительством и своим положением. Под знаменами самозванца собрались не только представители угнетенных народных низов, но также часть служилых людей, казаки и, наконец, большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся поживиться за счет неразумных и мятущихся в междоусобии «русаков». Марина Мнишек, бывшая восемь дней царицею Московскою и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женой Лжедмитрия II.  Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий II подошел к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино. Здесь были свои «бояре и воеводы», свои приказы и даже свой патриарх (захваченный силой митрополит Ростовский Филарет). В тушинский лагерь пришло из Москвы немало московских князей и бояр, хотя они знали, что идут «целовать крест и служить обманщику и самозванцу». Будучи не в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью к шведам,  которые согласились послать к нему войска. Во главе московского войска встал в это время молодой талантливый племянник царя Василия князь Михаил Скопин-Шуйский. С помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти «воровского» тушинского правителя, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север России и двинулся к Москве. Однако вмешательство шведов в русские дела вызвало возмущение короля польского Сигизмунда, который поставил Василию Шуйскому в вину союз с неприятелем Польши Швецией и решил использовать московскую смуту в интересах Польши. В сентябре 1609 г. король Сигизмунд перешел границу с большим войском и осадил  сильную русскую крепость Смоленск. В своих воззваниях к русскому населению король заявлял, что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, но для того, чтобы прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в  несчастном Московском государстве, над которым он сжалился. Но смоляне со своим воеводою Шеиным не поверили ласковым королевским словам и в течение двадцати одного месяца оказывали Сигизмунду упорное и героическое сопротивление.

Приближение Скопина-Шуйского и ссоры с поляками заставили «тушинского вора» осенью 1609 г. Оставить Тушино и бежать в Калугу. Тогда русские «тушинцы», оставшиеся без своего царя, послали послов под Смоленск, к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним (в феврале 1610 г.) договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава.

В марте 1610 г. тушинский лагерь был покинут всеми его обитателями, которые разошлись в разные стороны, и Скопин-Шуйский торжественно вступил в освобожденную Москву. В апреле Скопин-Шуйский внезапно заболел и умер (по слухам, он был отравлен). Между тем от западной границы к Москве двигалось польское войско во главе с гетманом Жолкевским; при селе

Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско, бывшее под командой царского брата, князя Дмитрия  Шуйского, и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходил из Калуги «тушинский вор». Город был в тревоге и смятении, а царь Василий окончательно потерял всякое доверие и всякий авторитет; 17 июля 1610 г. он был свергнут с престола, а 19 июля насильственно пострижен в монахи. После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе правления оказалась боярская дума с князем Ф. И. Мстиславским (семибоярщина). Однако это боярское правление не могло быть длительным и прочным. Приближение «тушинского вора», за которым шел призрак социального переворота и анархии, пугало всех бояр и всех «лучших людей». Чтобы избавиться от «вора» и его притязания, бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.

В августе 1610 г. московскими боярами был заключен с гетманом Жолкевским договор об условиях, на которых Владислав будет принят на царство. Прежде всего он должен обещать охранять православную веру, «чтобы наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему».  Таким образом, московское боярство хотело иметь формальные гарантии своих прав и общего правопорядка для защиты от царского произвола, который одинаково проявляли как прежние «природные» цари, так и последние «наскакатели» на царский престол.

Королевич Владислав не должен был менять обычаев и устоев Московского государства, а также ставить  поляков выше русских. После того как Жолкевский принял предложенные Владиславу условия, Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как своему будущему государю, с условием, однако, что «ему, государю, быть в нашей православной христианской вере греческого закона». На последнем условии категорически настаивал патриарх Гермоген, который не допускал возможности занятия московского престола неправославным. Лжедмитрий был прогнан из Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким. К королю Сигизмунду под Смоленск было послано великое посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын; посольству было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а король со своим войском вышел бы из пределов Московского государства. Однако планы Сигизмунда были иные: он не хотел отпускать молодого сына в Москву, тем более не хотел позволить ему принять православие; он намеревался сам занять московский престол, но пока не открывал своих планов. Поэтому русское посольство под Смоленском было вынуждено вести длительные и бесплодные переговоры, в которых король, со своей стороны, настаивал, чтобы послы побудили смоленских «сидельцев» к сдаче.

Информация о работе Смутное время