Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:42, реферат
Дворцы Китайских императоров и по сей день вызывают огромный интерес у людей всего мира. Это связано с тем, что мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков «длительности», а искусство – эволюции. Художественные направления не следуют одно за другим, а «стили» и «школы» связываются не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами.
Введение……….. ……………………………………………………....3
1. История развития и особенности Китайской архитектуры……….....4
2. Архитектурные стили китайских погод………………………………8
3. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун…………………...11
4. Архитектурные стили летних дворцов……………………………....17
Заключение……………………………………………………………..20
Список используемой литературы……………………………………22
Фасады всех главных зданий дворца обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным ветрам из Сибири. Главный вход тоже находится на южной стороне. Он называется Вумен (полуденные ворота), здесь император инспектировал свои войска. За воротами — внутренний двор, который пересекает небольшая Золотая речка. Через нее перекинуты пять мраморных мостиков, символизирующих пять добродетелей и ведущих к Воротам высшей гармонии. За ними — еще один большой внутренний двор. Он так велик, что там могут поместиться 20 000 человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города — Дворец высшей гармонии. В этом дворце по особо торжественным для государства дням восседал на троне император. Под перезвон колоколов его окружали волнами фимиама управляющие, сановники и вельможи. Далее расположены два других помещения для церемоний: Зал полной гармонии и Зал сохранения гармонии. Еще дальше к северу — частные покои императоров, их семей и придворных.
Сегодня во многих из этих комнат выставлены собранные императорами сокровища, среди которых особо примечательна коллекция часов и марионеток. Но эти богатства лишь в малой степени создают впечатление былого величия.
Королевский комплекс, сравнимый по размаху с Версальским дворцом во Франции, состоит из более чем 800 зданий с 9999 комнат, общей площадью 150000 кв.м.
Существует легенда, что дизайн Запретного города пришел во сне монаху, который нарисовал проекты для князя Чжу Ди в конце XIV века. Став императором Китая, он начал воплощение своей мечты. Чжу Ди построил Запретный город в Пекине и объявил его новой столицей Китая и центром вселенной, откуда божественные императоры могут управлять Поднебесной более эффективно. В то же самое время он развернул второй масштабный проект: даосские храмы и монастыри на горе Уданшань.
Запретный город строился 15 лет. Согласно преданию, было задействовано миллион работников, использовано 100 млн. кирпича, 200 млн. плитки и невыразимое количество мрамора. Комплекс был закончен в 1421 году.
Вход в город без разрешения означал смерть для нарушителя, причем наказание было медленным и болезненным. Несмотря на это, многие любопытные хотели увидеть, что же происходит внутри.
Некоторые получили такую возможность в 1644 году. Император Мин жил в роскоши, когда новое налогообложение заставило буквально голодать население. Вспыхнувшее восстание ворвалось в Запретный город. Император династии Мин, как говорят, был в пьяном угаре, когда прибыли повстанцы. Чтобы оградить свой гарем от поругания, он убил всех женщин и отрезал руку своей дочери. Затем повесился, открыв тем самым путь династии Цин.
Предание говорит, что на род Цин было наложено проклятие императором – «дом Цин падет от руки женщины». Тем не менее, в 1644 году династия Цин поселилась в Запретном городе и его тайны стали еще более интригующими. Евнухи дворца, которых было около трех тысяч, начали готовить собственные заговоры и вербовали шпионов из наложниц. Об этом существует множество скандальных рассказов, в которых невозможно отличить правду от вымысла, когда описывается Запретный город.
В 1853 году семнадцатилетняя девушка Цыси была доставлена во дворец в качестве наложницы. Со временем она стала самой влиятельной женщиной в истории Китая и многие считают, что она привела к уничтожению не только династии Цин, но и императорского Китая в целом. Цыси нарушила традиции и стала вдовствующей императрицей. Она правила страной пока ее двухлетний племянник Пу-Йи не стал преемником. Пу-Йи был последним владельцем Запретного города в Пекине. В 1912 году в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но ему разрешили остаться во дворце.
Крупный пожар в 1923 году уничтожил склады города. Многие считают, что его подожгли евнухи, чтобы скрыть кражи из королевских сокровищниц. В 1925 году Пу-Йи, последний двадцать четвертый император Китая, покинул Запретный город. А двадцать четыре года спустя комплекс был открыт для общественности.
Весь комплекс разделен на Внутренний и Внешний дворцы. Основные помещения Внешнего дворца, где император проводил государственные мероприятия и торжественные церемонии: залы Верховной гармонии, Полной гармонии и Сохранения гармонии. Северную часть, Внутренний дворец, занимали семьи императоров и наложницы. Здесь находятся залы Небесной чистоты, Объединения мира и Земного спокойствия. Их окружают три императорских сада: Долголетия, Доброты и Спокойствия. За ними элегантный Императорский сад с беседками и живописными скальными образованиями. Весь город разделяет восьмикилометровая центральная ось. В центре этой оси находится Трон, символизирующий императорскую власть.
Каждое из зданий имело свое название. Главное из них, Тайхэдянь («Павильон высшей гармонии»), отражает все самые характерные особенности деревянной архитектуры средневекового Китая. Нарядность, яркость, легкость сочетаются в этом сооружении с простотой и ясностью форм. Высокие лакированные красные колонны, укрепленные на многоступенчатой беломраморной платформе, пересекающие их балки и ветвистые многоцветные кронштейны - доугун служат основой всей конструкции. На них покоится огромная двухъярусная крыша. Эта крыша с широкими, загнутыми кверху краями является как бы основой всего здания. Её широкие выносы предохраняют помещение от беспощадного летнего зноя так же, как и от чередующихся с ним обильных дождей. Плавно изогнутые углы этой крыши придают всему зданию ощущение особой праздничности. Торжественность его подчеркивает и красота обширной резной террасы, на которой возведены друг за другом два следующих парадных зала. Лёгкие стены состоящие из ажурных деревянных перегородок, служат как бы ширмами и не имеют опорного значения. В павильоне Тайхэдянь, как ив остальных центральных сооружений дворца, изгибы крыш, как бы облегчающие их тяжесть и ширину, отличаются плавным спокойствием. Они придают всему зданию ощущение большой лёгкости и равновесия, скрадывают его подлинные размеры. Величие масштабов сооружения ощущается, главным образом, в интерьере Тайхэдянь, где прямоугольное помещение заполнено лишь двумя рядами гладких колон и вся его протяжённость и ясная простота предстают ничем не скрытыми от глаза.
По архитектуре и отделке павильон Тайхэдянь являет собой уникальный образец, не имеющий себе равных не только по сравнению с другими павильона Гугуна, но и, пожалуй, во всей коллекции деревянных конструкций древнего Китая. Павильон имеет в высоту 35,5 м, в ширину 63,96 м, в глубину 37,2 м. Крышу павильона поддерживают 84 деревянных колонны диаметром в один метр, шесть из них, окружающие трон, позолочены и украшены резными изображениями извивающихся драконов. Трон стоит на постаменте двухметровой высоты, перед которым установлены изящные бронзовые журавли, кадильницы, треножные сосуды; позади трона - ширма тонкой резной работы. Вся отделка павильона Тайхэдянь отличается парадным блеском и великолепием.
Прямоугольный двор, что находится перед павильоном Тайхэдянь, занимает площадь более 30 тыс. кв. м. Он совершенно голый - здесь нет ни деревца, ни какого-либо декоративного сооружения. Всякий раз во время дворцовых церемоний в этом дворе в строгом порядке выстраивались ряды вооруженных стражников, в порядке субординации стояли на коленях гражданские и военные сановники. Из многочисленных треножников и кадильниц поднимался дым благовоний, усугубляя и без того таинственную атмосферу, окружавшую императора.
Павильон Чжунхэдянь служил местом, где император отдыхал перед началом церемоний, здесь же совершались репетиции этикетного ритуала. Павильон Баохэдянь служил местом, где в канун Нового года император устраивал банкеты, на которые приглашались вассальные князья. Этот павильон, как и павильон Чжунхэдянь, представляет собой сооружение, целиком выполненное из дерева.
Внутренние покои. На задней половине дворцового ансамбля Гугун размещались внутренние покои. По центральной оси выстроились дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь и Куньнингун, оп обе стороны от них расположены шесть восточных и шесть западных дворцов. Здесь размещались покои императора, членов императорской семьи, его жен и наложниц.
По объему дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь и Куньнингун значительно уступают трем большим павильонам внешнего двора. Во дворце Цяньцингун находилась опочивальня императора. Здесь же император занимался повседневными государственными делами, просматривал документы, делал распоряжения. В праздничные дни здесь устраивались пиры, на которые император приглашал своих сановников. Во дворце Куньнингун размещались покои императрицы. Дворец Цзяотайдянь, находящийся между дворцами Цяньцингун и Куньнингун, служил залом для семейных торжественных мероприятий. Во времена Мин и Цин именно в этом зале устраивались торжества по случаю дня рождения императрицы. При Цинской династии здесь хранилась императорская печать.
Вдовствующая императрица Цыси, которая правила Китаем более 40 лет, жила во дворце Чусюгун, одном из шести западных дворцов. По случаю своего 50-летия она предприняла ремонт двух дворцов - Чусюгуна и Икуньгуна. На ремонтные работы и на подарки сановникам и слугам было израсходовано 1 млн. 250 тыс. лянов серебра.
При династиях Мин и Цин дворец Гугун служил политическим центром Китайской империи. Императоры династий Мин и Цин, жившие в этом дворце более пятисот лет, не занимали все время одни и те же апартаменты. По своей прихоти или же уверовав в то, что та или иная часть дворца является "несчастливой", они перебирались в другое место, а порой вообще покидали и опечатывали покои своих предшественников. Дэрлин , одна из принцесс, приближенных к Цыси, рассказывала, как однажды вдовствующая императрица совершала обход и увидела здания, которые были заперты и не использовались так долго, что из-за травы и кустов к ним невозможно было подойти. Ей сказали, что никто не помнит, почему этот дворец оказался заброшенным, но высказали предположение, что один из членов императорской семьи когда-то умер здесь от инфекционной болезни. Никто из дворца никогда не посещал покинутые апартаменты.
Архитектурные стили летних дворцов
Хотя личные покои Запретного города были обширны и разнообразны, императоры сочли летний городской воздух слишком нездоровым. С самых древних времен двор на лето переезжал в специальные загородные резиденции. Их строительство вызвало к жизни новый, менее официальный архитектурный стиль. У Цинь Ши Хуан-ди, как уже говорилось, в окрестных парках было много летних дворцов, служивших в то же время и охотничьими поместьями. Его примеру следовали ханьские и танские императоры, а особенно неугомонный строитель Янь-ди, второй император Суй. Хотя от их дворцов и парков не осталось и следа, сделанные историками описания показывают, что они планировались точно так же, как и Юаньминюань, сооруженный Цянь-луном в десяти милях от Пекина обширный парк с многочисленными дворцами и павильонами, разрушенный английскими и французскими солдатами в 1860 году. Современный Летний дворец, восстановленный Цыси в 90-х годах XIX века, лишь слабо напоминает оригинал.
Если в официозных «императорских городах», последним из которых был Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии пышность и строгость, в «летних дворцах» господствовали изящество и обаяние. Если холмов и озер не было, то их создавали, не считаясь с затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус. Деревья специально сажали или пересаживали, как это было при суйском Ян-ди, повелевшем издалека на специальных повозках доставить уже большие деревья. Великолепные ландшафты имитировали полотна живописцев.
Среди лесов и ручьев, на берегах озер и склонах холмов строились гармонично связанные с окрестностями павильоны. Казалось бы, они рассыпаны беспорядочно, но на самом деле по тщательно продуманному плану. Каждый из них был снабжен всем необходимым, так что император мог по своему желанию отправиться в любой из них и найти все подготовленным к его появлению.
Роскоши императорских дворцов старались следовать, в меньших, правда, масштабах, и в городских, и в загородных домах богатых семей. Никто за исключением, быть может, англичан не смог обойти китайцев в искусстве создания садов и загородных резиденций. Китайцы, несмотря на свои большие и населенные города, всегда были тесно связаны с сельской жизнью, всегда любили естественную красоту. С древнейших времен в Китае бытовала убежденность в высоком очищающем нравственном смысле пребывания в уединении среди гор. Даосские мудрецы жили на лесистых склонах высоких гор и отказывались сойти вниз, даже если сам император предлагал им высшие почести. Многие выдающиеся ученые и поэты годами жили в глубинке, лишь изредка посещая города. Столь характерное для европейцев чувство ужаса перед дикой природой китайцам было неведомо.
Летний императорский дворец (Парк Ихэюань) — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина. Парк с более чем 3000 строений занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады.
Создание «Сада чистой ряби» началось в 1750 году по приказу императора Цяньлуна с устройства рукотворного озера Куньмин (прообраз — Дяньчи). Из вырытой при строительстве озера земли возведён холм Долголетия, на вершине которого выстроены несколько буддийских храмов.
Вдоль берега идет Длинный коридор, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор» — 728 метров. На стенах висит около 8 тысяч картин. Вокруг стоят бронзовые фигуры драконов и львов — символов императорского могущества. Здесь же на берегу стоит знаменитая Мраморная ладья, где любила обедать императрица Цыси, потратившая на создание Летнего дворца деньги, собранные на строительство китайского военно-морского флота — 30 миллионов лян серебра (937,500 кг).
Парк неоднократно перестраивался, его общая площадь — около 290 гектаров. Расположенная в северной части парка гора Ваньшоушань («Гора долголетия») занимает четверть этой площади, а лежащее к югу от горы озеро Куньминху — примерно три четверти.
Заключение