Основные понятия культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Культура речи и общение имеют, важное значение в развитии и становлении человека как личности. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………….3
ТРИ АСПЕКТА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ………………………………4
Нормативный аспект……………………………………………….4
Коммуникативный аспект…………………………………………6
Этический аспект…………………………………………………...7
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ……………………8
Правильность речи …………………………………………………9
Точность речи……………………………………………………... 11
Понятность речи …………………………………………………...14
Богатство и разнообразие речи…………………………………… 18
Чистота речи ………………………………………………………..22
Выразительность речи ……………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

Русский язык и культура речи.docx

— 49.09 Кб (Скачать файл)

В научной речи выбор языковых средств полностью подчинен логике мысли. Это строго обдуманная речь, систематизированная, призванная точно, логически последовательно выражать сложную систему понятий с четким установлением взаимоотношений между ними, что, однако, не препятствует ее богатству и разнообразию. Научный стиль в определенной степени (правда, в значительно меньшей по сравнению с художественным публицистическим и разговорным) способствует обогащению языка, прежде всего за счет лексики и словосочетаний терминологического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистота речи

 

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др.

Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их.

Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм, стилистически оправданное употребление не только литературных языковых единиц (иноязычных слов и выражений, речевых штампов ), но и элементов, находящихся за пределами литературного языка (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов и вульгаризмов). Областью использования диалектизмов, жаргонизмов и вульгаризмов является художественная проза и публицистика, использование профессионализмов допустимо в научной и деловой речи.

Чистота речи часто нарушается из-за использования так называемых речевых штампов (выражения с потускневшим лексическим значением) и канцеляризмов (слов и выражений, характерных для текстов официально-делового стиля, употребленных в живой речи или в художественной литературе).

Слова-сорняки, или слова-паразиты, засоряют речь. В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать), частицы (ну, вот, это, как его). Употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в словесный материал, объединяющий речь, снижающий его значимость. От употребления слов-паразитов нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. В художественной речи подобные элементы могут использоваться для создания речевой характеристики персонажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительность речи

 

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.) и фигурами (антитеза, инверсия, повтор и др.), а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Однако они не исчерпывают всего многообразия и выразительных средств родной речи. Прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Коммуникативная целесообразность – важнейшая категория культуры речи.

Под выразительностью речи понимается такие особенности ее структуры. Которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всесторонне знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь – выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи, особенно устной, эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

 

 

 

Заключение

В процессе изучения основных понятий культуры речи было найдено много особенностей русского языка и еще раз подтверждено, что несмотря на то что он многогранный и многозначный, наиболее эффективный способ его выражения достигается соблюдением многих аспектов и принципов. Изучив основные понятия изложенные в данном реферате, и сравнив мысли в этом реферате с настоящей ситуацией в мире, можно сказать что человеку еще совершенствовать и совершенствовать свою культуру речи, чтобы каждому из нас было комфортно, приятно, понятно и удобно вести диалог, писать, читать, выступать перед публикой. Это неотъемлимая часть нашей жизни и всегда имеет большое незримое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

4. Культура русской речи и эффективность общения / Граудина Л.К. и др.М., 1996.

5. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Управление в русском языке. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. – 752 с.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф. – 208 с.

7. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина, Ю.А. Ермолаева, Я.В. Лукина и др. Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

8. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 192 с. – (Высшее образование).

9. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ 1

  1. Грамматические нормы в употреблении предлогов не нарушены в      предложениях …
  1. Вследствие проведённых мероприятий улучшилось качество продукции.
  1. Ввиду ожидаемых заморозков посевные работы отменяются.
  2. На предприятии немало сделано по повышению производительности труда.
  3. Благодаря низкого качества строительных работ значительное время уйдёт на устранение неполадок.

 

  1. Для выражения благодарности в служебно-деловом общении исполь зуются  речевые формулы …
  1. Позвольте выразить нашу признательность за …
  1. Разрешите поблагодарить Вас за …
  2. Будьте добры, передайте …
  3. Можем ли мы рассчитывать на вашу помощь?

 

3. При составлении письма-просьбы  используются стандартные языковые  формулы …

a) Обращаемся к Вам с просьбой …

b) Убедительно прошу решить вопрос о …

c) Ставим Вас в известность о том, что …

d) Довожу до Вашего сведения, что …

 

4. К числу необязательных (на усмотрение соискателя) разделов  резюме относятся …

a) сведения о физических данных соискателя;

b) отличия и награды, учёные степени;

c) наименование вакансии, на которую претендует автор резюме;

d) сведения об образовании и имеющемся опыте работы.

 

5. Знаки препинания расставлены верно в предложениях …

a) Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают её фонтаном вверх.

b) Когда Каштанка проснулась, было уже совсем светло и с улицы доносился шум.

c) Человек должен, хотя бы раз испытать себя в трудном деле.

d) Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли, и куда нужно вам идти.

 

6. Юбилейная речь является  жанром ______________ красноречия

a)социально-бытового;

b)социально-политического;

c)духовного;

d)академического.

 

7. Ударение падает на третий слог в словах, представленных в рядах …

a) бюрократия, апостроф;

b) приговор, развитой;

c ) ходатайство, алкоголь;

d ) феномен, закупорить.

 

8. Верно указано произношение  обоих слов в ряду …

a) юри[с]консульт, конста[т’]ировать;

b) юрис[т]консульт, конста[т’]ировать;

c) юри[с]консульт, конста[нт’]ировать;

d) юрис[т]консульт, конста[нт’]ировать.

 

9. Одна и та же буква  пишется во всех словах, представленных  в рядах …

a) мальч..нка, камыш..вый, трущ..ба;

b) непр..ходящие (ценности), пр..забавный, пр..рогатива;

c) пр..вилегия, пр..зентабельный, пр..емственность (поколений);

d) сгущ..нка, парч..вый, расч..ска.

 

10. Грамматически правильно  построены предложения …

a)  Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой.

b)  О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.

 c) Переводя текст, мне понадобился словарь.

 d) Это был самый ужаснейший поступок в его жизни.

 

11. В книжно-письменной  речи используется фразеологизм  …

a) дух времени;

b) висеть над душой;

c) давать задний ход;

d) хоть лоб расшиби.

 

12. Речевая ошибка, связанная  с неправильным употреблением  слова, обнаруживается в предложении  …

a) Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе.

b) В настоящее время катастрофически быстро идёт утрата и многих местообитаний, и видов живых организмов.

c) Ещё на заре человеческого общества существовали  определённые ограничения на добывание зверей, птиц, рыб.

d) Беспечное и неразумное отношение людей к животному и растительному миру привело к исчезновению многих видов.

 

13. К числу контактоустанавливающих  речевых действий относятся …

a)приветствие;

b)обращение;

c)извинение;

d)коммуникативное состояние говорящего.

 

14. Правильные формы родительного  падежа множественного числа  существительных использованы в  словосочетаниях ряда …

a) пара чулок, нет носков;

b) килограмм помидор, ящик мандарин;

c) триста грамм, пять гектар;

d) много грузинов, жить среди болгар.

 

15. Правильные формы числительных  использованы в словосочетаниях  …

a) влить полтора стакана воды;

b) приблизиться к полутораста тысячам километров;

c) ограничиться полторастами экземплярами;

d) прочитать около полуторасот страниц.

 

16. Частица не пишется  в предложениях …

a) Взялась за роли потруднее, да и провалилась, – пороху н.. хватило!

b) Кто н.. едал розового, румяного, томлённого в крестьянской печке молока?

c) Всё, что про меня печатают, есть н.. что иное, как пустая сказка.

d) Куда н.. посмотришь, ничего не увидишь, кроме необозримых степей.

 

17. Грамматически правильно  построены словосочетания …

a) в городе Петропавловске-Камчатском;

Информация о работе Основные понятия культуры речи