Значение Серебряного века для русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 21:50, реферат

Описание работы

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только
в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения,
которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не
могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода
является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую
культуру.

Содержание работы

Введение
Силуэт Серебряного века
Образование и просвещение
Наука
Литература
Театр и музыка
Архитектура
Скульптура
Живопись
Значение Серебряного века для русской культуры
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Серебряный Век Русской культуры.docx

— 38.29 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

Силуэт  Серебряного  века

Образование и просвещение

Наука

Литература

Театр и музыка

Архитектура

Скульптура

Живопись

Значение Серебряного века для русской культуры

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Силуэт Серебряного века

    Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не  только

в социально-политической, но и духовной жизни  России.  Великие  потрясения,

которые пережила страна за сравнительно небольшой  исторический  период,  не

могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой  этого  периода

является  усиление  процесса  интеграции  России  в  европейскую  и  мировую

культуру.

    Отношение к  Западу  для  русского  общества  всегда  было  показателем

ориентиров  в  его  поступательном  историческом  движении.  На   протяжении

столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а  тем  более

географическое  пространство,   а,   скорее,   как   система   ценностей   —

религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно  либо  принять,

либо  отвергнуть.  Возможность  выбора  рождала  в  истории  России  сложные

коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев"  и  старообрядцев  в

XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое",  "Россия"  —  "Запад"  особенно  остро

сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в.  был  именно  такой

эпохой, и проблема "русской европейскости"  приобрела  в  это  время  особый

смысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока:

    Мы любим все  — и жар холодных чисел,

    И дар божественных  видений,

    Нам внятно все—и  острый галльский смысл,

    И сумрачный  германский гений...

    Идеалы  "русской  европейскости",   ориентирующие   развитие   русского

общества по  пути  европейских  культур,  получают  достойное  воплощение  в

просвещении,  науке,  искусстве.   Русская   культура,   не   теряя   своего

национального лица, все более  обретала  черты  общеевропейского  характера.

Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на  широком  применении

новейших достижений научно-технического прогресса — телефона  и  граммофона,

автомобиля  и  кинематографа.  Многие  русские   ученые   вели   научную   и

педагогическую работу за рубежом. Самое же важное  заключается  в  том,  что

Россия  обогатила  мировую  культуру  достижениями  в  самых   разнообразных

областях.

    Важной чертой  развития культуры рубежа  веков  является  мощный  подъем

гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела  история,  в  которой  заблистали

имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др.  Подлинных  вершин

достигает философская мысль,  что  дало  основание  великому  философу  Н.А.

Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

    Русский культурный  Ренессанс  создавался  целым  созвездием  блестящих

гуманитариев — Н.А. Бердяевым,  С.Н.  Булгаковым,  Д.С.  Мережковским,  С.Н.

Трубецким,  И.А.  Ильиным,  П.А.  Флоренским  и  др.   Ум,   образованность,

романтическая  страстность  были  спутниками  их  трудов.  В  1909  г.  С.Н.

Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л.  Франк  и  другие  философы  выпустили  сборник

"Вехи", где призвали  интеллигенцию к покаянию и  отречению от  разрушительных

и кровожадных революционных планов.

       Конец XIX — начало  XX  столетия  сегодня  часто  называют  "серебряным

веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву,  увидевшему  в  высших

достижениях  культуры   своих   современников   отблеск   российской   славы

предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той  поры

были   творцами   искусства,   поражающего    напряженностью    предчувствий

надвигающихся     социальных     катаклизмов.     Они     жили     ощущением

неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

 

 

 

                

 

Образование и просвещение

     Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три

ступени: начальную (церковноприходские  школы,  народные  училища),  среднюю

(классические гимназии, реальные  и  коммерческие  училища)  и  высшую  школу

(университеты, институты). По  данным  1813  г.,  грамотные  среди  подданных

Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в  среднем

38—39 %.

    В значительной  мере  развитие  народного  образования  было  связано  с

деятельностью  демократической  общественности.  Политика  властей  в   этой

области не представляется последовательной.  Так,  в  1905  г.  министерство

народного  просвещения  вынесло  проект   закона   «О   введении   всеобщего

начального   обучения   в   Российской   империи»   на    рассмотрение    II

Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

    Растущая потребность  в специалистах способствовала  развитию высшего,  в

особенности технического, образования. В 1912 г. в  России  было  16  высших

технических учебных заведений. К  прежнему  числу  университетов  прибавился

только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно  выросло  —

с  14  тысяч  в  сер.  90-х  годов  до  35,3  тысяч  в  1907   г.   Получили

распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа  П.Ф.

Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и  др.).  Университет

Шанявского, работавший в 1908—  18  гг.  на  средства  либерального  деятеля

народного образования А.Л.  Шанявского  (1837—1905)  и  дававший  среднее  и

высшее  образование,   сыграл   важную   роль   в   демократизации   высшего

образования. В  университет  принимались  лица  обоего  пола  независимо  от

национальной принадлежности и политических взглядов.

    Дальнейшее развитие  в начале XX в. получило высшее женское образование.

В начале XX в.  в  России  имелось  уже  около  30  высших  женских  учебных

заведений  (Женский  педагогический  институт  в  Петербурге,  1903;  Высшие

женские  сельскохозяйственные  курсы  в   Москве   под   руководством   Д.Н.

Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование  было

признано юридически (1911).

      Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати  и

книгоиздательства. В начале XX в. выходило  125  легальных  газет,  в  1913—

более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж  массового  литературно-

художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916)  к

1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров.  По  количеству  издаваемых  книг

Россия занимала третье место в мире (после Германии и  Японии).  В  1913  г.

только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.

       Процесс просвещения был интенсивным  и  успешным,  количество  читающей

публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в  1914

г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.

    Не менее важную  роль в развитии  культуры  сыграл  "иллюзион"  —  кино,

появившееся в Петербурге  буквально  через  год  после  его  изобретения  во

Франции. К 1914г. в России уже было  4000  кинотеатров,  в  которых  шли  не

только зарубежные, но  и  отечественные  картины.  Потребность  в  них  была

настолько велика, что в период с 1908 по  1917  г.  было  снято  более  двух

тысяч новых художественных фильмов. Начало  профессиональному  кинематографу

в России положил  фильм  "Стенька  Разин  и  княжна"  (1908  г.,  реж.  В.Ф.

Ромашков). В 1911—1913 гг. В.А.  Старевич  создал  первые  в  мире  объемные

мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф.  Бауэра,

В.Р. Гардина, Протазанова и др.

 

 

 

 

 

 

Наука

      На руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в  том  числе

воздухоплавание. Н.Е. Жуковский  (1847—1921)  —  основоположник  современной

гидро- и  аэродинамики.  Он  создал  теорию  гидравлического  удара,  открыл

закон, определяющий  величину  подъемной  силы  крыла  самолета,  разработал

вихревую  теорию  воздушного  винта  и  др.  Великий  русский   ученый   был

профессором Московского университета и Высшего технического училища.

    К.Э.  Циолковский   (1857—1935)   разрабатывал   теоретические   основы

воздухоплавания,  аэро-   и   ракетодинамики.   Ему   принадлежат   обширные

исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В  1897

г.,  построив  простейшую  аэродинамическую  трубу,  совместно  с  Жуковским

проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов.  В  1898

г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый,  обосновывая  возможность

межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный  двигатель  —  ракету

(«Исследование мировых  пространств реактивными приборами», 1903).

    Работы выдающегося  русского физика П.Н.  Лебедева  (1866—1912)  сыграли

большую  роль  в  разработке  теории  относительности,  квантовой  теории  и

астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии  и  измерении

давления  света  на  твердые   тела   и   газы.   Лебедев   является   также

основоположником исследований в области ультразвука.

    Научное  значение  трудов  великого  русского  ученого  физиолога  И.П.

Павлова (1849—1934) столь велико, что  история  физиологии  делится  на  два

больших этапа:  допавловский  и  павловский.  Ученый  разработал  и  ввел  в

научную   практику   принципиально   новые   методы   исследования    (метод

«хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова  относятся

к  физиологии  кровообращения,  а  за  исследования  в  области   физиологии

пищеварения  первому  среди   русских   ученых   Павлову   была   присуждена

Нобелевская  премия  (1904).  Десятилетия   последующей   работы   по   этим

направлениям привели к созданию учения о высшей  нервной  деятельности.  Еще

один русский естествоиспытатель И.  И.  Мечников  (1845—1916),  вскоре  стал

Нобелевским  лауреатом  (1908)  за  исследования  в  области   сравнительной

патологии,  микробиологии  и  иммунологии.  Основы  новых  наук   (биохимии,

биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским  (1863—1945).  Значение

научного предвидения и ряда основополагающих научных  проблем,  поставленных

ученым в начале века, становится ясным только теперь.

    Гуманитарные науки  испытывали большое влияние процессов,  происходивших

в естествознании. В  философии  получил  широкое  распространение  идеализм.

Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального  и

духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась  едва  ли  не

самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

    Основы религиозно-философского  Ренессанса, которым отмечен  «серебряный

век» русской  культуры,  были  заложены  В.С.  Соловьевым  (1853—1900).  Сын

знаменитого историка, выросший в «суровой и набожной атмосфере», царившей  в

семье (дед его был московским священником), в гимназические годы (от  14  до

18  лет)  он  пережил,  по  его  словам,  пору  «теоретического  отрицания»,

страстного увлечения материализмом, и от  детской  религиозности  перешел  к

атеизму.  В  студенческие  годы  —  сначала,  в   течение   трех   лет,   на

естественном,  затем  на  историко-филологическом  факультетах   Московского

университета (1889—73) и, наконец, в Московской духовной академии  (1873—74)

—  Соловьев,  много  занимаясь  философией,  а  также   изучая   религиозно-

философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время  начали

складываться основы его будущей системы.

 

 

 

   

Литература

    Реалистическое  направление  в  русской  литературе  на  рубеже  XX  в.

продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99;  «Хаджи-Мурат»,  1896-1904;

«Живой  труп»,  1900);  А.П.  Чехов  (1860-1904),  создавший   лучшие   свои

произведения,  темой  которых   были   идейные   искания   интеллигенции   и

«маленький» человек с его повседневными заботами («Палата № 6»,  1892;  «Дом

с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899; «Чайка», 1896  и

др.), и молодые писатели И.А.  Бунин  (1870—1953;  сб.  рассказов  «На  край

земли», 1897; «Деревня», 1910; «Господин из  Сан-Франциско»,  1915)  и  А.И.

Куприн (1880-1960; «Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Яма», 1909-15).

    Одновременно  в  реализме  появились  новые   художественные   качества

(опосредованное отражение  действительности). С этим связано  распространение

неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х  годов  («Макар

Чудра»,  «Челкаш»  и  др.)  принесли  известность  молодому  А.М.   Горькому

(1868—1936).  Лучшие  реалистические  сочинения  писателя  отразили  широкую

картину  русской  жизни  рубежа   XX   в.   с   присущим   ей   своеобразием

экономического развития и идейно-общественной борьбы (роман «Фома  Гордеев»,

1899; пьесы «Мещане», 1901; «На  дне», 1902 и др.).

    В конце XIX вв., когда  в  обстановке  политической  реакции  и  кризиса

народничества часть интеллигенции была охвачена  настроениями  общественного

и нравственного упадка, в художественной культуре  получило  распространение

Информация о работе Значение Серебряного века для русской культуры