Значение Серебряного века для русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 21:50, реферат

Описание работы

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только
в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения,
которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не
могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода
является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую
культуру.

Содержание работы

Введение
Силуэт Серебряного века
Образование и просвещение
Наука
Литература
Театр и музыка
Архитектура
Скульптура
Живопись
Значение Серебряного века для русской культуры
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Серебряный Век Русской культуры.docx

— 38.29 Кб (Скачать файл)

декадентство ([от позднелат. decadencia—упадок] явление  в  культуре  XIX-XX

вв.,  отмеченное  отказом  от   гражданственности,   погружением   в   сферу

индивидуальных переживаний.  Для  эстетической  концепции  характерен  культ

красоты),  многие  мотивы  которого  стали  достоянием  ряда  художественных

течений модернизма, возникших на руб. XX в

      Принято различать «старших»  и  «младших»  символистов.  «Старшие»  (В.

Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус),  пришедшие  в

литературу в 90-е  годы,  период  глубокого  кризиса  поэзии,  проповедовали

культ красоты и свободного самовыражения  поэта.  «Младшие»  символисты  (А.

Блок,  А.  Белый,  Вяч.  Иванов,  С.  Соловьев)  на  первый  план  выдвигали

философские и теософские искания. Читателю символисты  предлагали  красочный

миф о мире, созданном по законам  вечной  Красоты.  Если  к  этому  добавить

изысканную образность, музыкальность и легкость слога,  становится  понятной

устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма  с  его

напряженными  духовными  исканиями,  пленительным   артистизмом   творческой

манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы,  но  и

писатель-реалист А.П. Чехов.

    К 1910 г. «символизм  закончил свой круг  развития»  (Н.  Гумилев),  его

сменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н. Гумилев,  С.  Городецкий,  А.

Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали  освобождение

поэзии от символистских призывов к  «идеальному»,  возвращение  ей  ясности,

вещности и «радостное  любование  бытием»  (Н.  Гумилев).  Акмеизму  присущи

отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок  с

присущим  ему  обостренным  чувством   гражданственности   отметил   главный

недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь  тени  представления

о русской жизни  и  жизни  мира  вообще».  Впрочем  не  все  свои  постулаты

акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует  психологизм  первых

сборников А. А. Ахматовой  (1889-1966),  лиризм  раннего  0.3.  Мандельштама

(1981— 1938). По существу, акмеисты  были не столько организованным  течением

с общей  теоретической  платформой,  сколько  группой  талантливых  и  очень

разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

    Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые  невозможно

отнести к определенному  течению  —  М.  Волошин  (1877—1932),  М.  Цветаева

(1892—1941).  Ни  одна  другая  эпоха  не  дала  такого  обилия   деклараций

собственной исключительности.

   

Театр и музыка

    Важнейшим событием  общественно-культурной жизни России  в конце  XIX  в.

было открытие в Москве художественного  театра  (1898),  основанного  К.  С.

Станиславским  (1863—1938)  и  В.И.  Немировичем-Данченко   (1858—1943).   В

постановке пьес Чехова и Горького формировались  новые  принципы  актерского

искусства,  режиссуры,   оформления   спектаклей.   Выдающийся   театральный

эксперимент, восторженно  встреченный  демократической  общественностью,  не

был  принят  консервативной  критикой  (газета  «Новое  время»),   а   также

представителями символизма —  с  критической  статьей  «Ненужная  правда»  в

журнале  «Мир  искусства»  выступил  В.  Брюсов.  Ему,  стороннику  эстетики

условного  символического  театра,  были  более  близки  эксперименты   В.Э.

Мейерхольда -родоначальника метафорического театра.

    В 1904 г. в Петербурге  возник театр В.Ф.  Комиссаржевской  (1864—1910),

репертуар которого  (пьесы  Горького,  Чехова  и  др.)  отражал  устремления

демократической    интеллигенции.    Режиссерское     творчество     ученика

Станиславского Е.Б. Вахтангова (1883— 1922) отмечено  поисками  новых  форм,

его постановки  1911—12  гг.  носят  радостный,  зрелищный  характер  («Чудо

святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот»  К.  Гоцци  и  др.).  В

1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ,  позднее  ставшая  театром  его

имени (1926). Один из реформаторов русского театра,  основатель  московского

Камерного  театра  (1914)  А.Я.  Таиров  (1885—1950)  стремился  к  созданию

«синтетического  театра»  преимущественно  романтического   и   трагедийного

репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.

    Развитие лучших  традиций музыкального театра  связано  в  петербургским

Мариинским и московским Большим театрами, а также с  частной  оперой  С.  И.

Мамонтова и С.  И.  Зимина  в  Москве.  Виднейшими  представителями  русской

вокальной школы, певцами мирового  класса  были  Ф.И.  Шаляпин  (1873—1938),

Л.В.  Собинов  (1872-1934),  Н.В.   Нежданова   (1873-1950).   Реформаторами

балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880—1942) и  балерина  А.П.

Павлова (1881—1931). Русское искусство получило мировое признание  («Русские

сезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909—12).

    Выдающийся  композитор  Н.А.  Римский-Корсаков  продолжал  работать   в

излюбленном им жанре оперы-сказки («Садко», 1896; «Сказка о  царе  Салтане»,

1900; «Сказание о невидимом  граде Китеже», 1904; «Золотой  петушок»,  1907).

Высочайшим  образцом  реалистической  драмы  явилась  его   опера   «Царская

невеста»   (1898).   Профессор   петербургской   консерватории   по   классу

композиции, Римский-Корсаков  воспитал  целую  плеяду  талантливых  учеников

(А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.).

    В творчестве  композиторов молодого поколения  на рубеже XX в. наблюдался

отход от социальной проблематики, усиление интереса  к  философско-этическим

проблемам. Наиболее полное выражение  это  нашло  в  творчестве  гениального

пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова  (1873—1943),

бывшего во многом  прямым  наследником  Чайковского  (оперы  «Алеко»,  1892;

«Франческа да Римини», 1904 и др.); в эмоционально  напряженной,  с  резкими

чертами  модернизма  музыке  А.Н.  Скрябина   (1871/72—1915;   «Божественная

поэма»,  «Поэма  экстаза»,  «Прометей»  («Поэма  огня»,  1910)  и   др.;   в

произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались  интерес  к

фольклору и самые современные музыкальные  формы  (1882—1971;  балеты  «Жар-

птица», 1910; «Петрушка», 1911; «Весна священная», 1913 и др.).

 

 

   

 

 

 

 

 

Архитектура

    Эпоха промышленного  прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела  подлинный

переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место  занимали

сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление  новых

строительных     материалов     (железобетон,     металлоконструкции)      и

совершенствование    строительной     техники     позволило     использовать

конструктивные и  художественные  приемы,  эстетическое  осмысление  которых

привело к утверждению стиля модерн!

    В творчестве  Ф.О. Шехтеля (1859-1926)  в  наибольшей  мере  воплотились

основные тенденции развития и жанры русского  модерна.  Зодчий  работал  над

проектами  практически  всех  типов  сооружений  (доходные  дома  и  частные

особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля  в  творчестве

мастера шло по  двум  направлениям  —  национально-романтическому,  в  русле

неорусского стиля  (Ярославский  вокзал  в  Москве,  1903)  и  рациональному

(типография А. А. Левенсона  в  Мамонтовском  пер.,  1900).  Наиболее  полно

черты модерна проявились в архитектуре  особняка  Рябушинского  у  Никитских

ворот (1900—02), где архитектор, отказавшись от традиционных схем,  применил

асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное  развитие

объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров,  балконов  и  крылец,

подчеркнуто выступающий карниз —  все  это  демонстрирует  присущий  модерну

принцип уподобления архитектурного  сооружения  органической  форме.  Здание

органически вписывается в окружающее пространство.  В  декоративной  отделке

особняка Шехтель использовал  такие  характерные  для  модерна  приемы,  как

цветные витражи и опоясывающий все  здание  мозаичный  фриз  с  растительным

орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в  переплетениях  оконных

витражей, в рисунке балконных  решеток  и  уличной  ограды.  Этот  же  мотив

использован  при  отделке  интерьера,  например,  в  форме  мраморных  перил

лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже  выполнены  по

рисункам зодчего и составляют единое целое с  общим  замыслом  сооружения  —

превратить бытовую среду в  своего  рода  архитектурный  спектакль,  близкий

атмосфере символических пьес.

    С нарастанием  рационалистических  тенденций  в  ряде  построек  Шехтеля

наметились черты конструктивизма — стиля, который оформится в 20-е годы.

    Торговый  дом  Московского  купеческого  общества  в  Малом  Черкасском

переулке (1909) и здание  типографии  «Утро  России»  (1907)  можно  назвать

предконструктивистскими.

    В Москве  новый  стиль  выразил  себя  особенно  ярко,  в  частности  в

творчестве  одного  из  создателей  русского  модерна  Л.Н.  Кекушева   (дом

наследниц Хлудовых на Моховой,  4,  1894—96;  Никольские  торговые  ряды  на

Никольской ул., 5; 1899— 1903 и  др.).  В  неорусском  стиле  работали  А.В.

Щусев (1873— 1949) — здание Казанского  вокзала  в  Москве  (1913—24),  В.М.

Васнецов — здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901—06)  и

др. В Петербурге же модерн испытал влияние  монументального  классицизма,  в

результате чего появился  еще  один  стиль  —  неоклассицизм  (особняк  А.А.

Половцева на Каменном острове, 1911—13, архитектор И. А. Фомин).

    По целостности  подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры,

живописи, декоративных искусств модерн — один из  наиболее  последовательных

стилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура

    Подобно  архитектуре   скульптура   рубежа   веков   освобождалась   от

эклектизма. Обновление художественно-образной  системы  связано  с  влиянием

импрессионизма. Первым  последовательным  представителем  этого  направления

был П.П. Трубецкой (1866—1938), сложившийся как мастер в Италии, где  прошли

его детство и юность. Уже в первых русских работах  скульптора  (портрет  И.

И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты  нового

метода  —   «взрыхленность»,   бугристость   фактуры,   динамичность   форм,

пронизанной воздухом и светом.

    Самое замечательное  произведение Трубецкого — памятник  Александру III в

Петербурге  (1909,  бронза).  Гротескное,  почти  сатирическое   изображение

императора-реакционера  выполнено   как   антитеза   знаменитому   монументу

Фальконе (Медному всаднику):  вместо  гордого  всадника,  легко  обуздавшего

вздыбленного коня — «толстозадый солдафон»  (Репин)  на  грузной,  пятящейся

назад лошади. Отказавшись от импрессионистической  моделировки  поверхности,

Трубецкой усилил общее впечатление давящей грубой силы.

    По-своему чужд  монументальному пафосу и замечательный  памятник Гоголю в

Москве (1909)  скульптора  Н.А.  Андреева  (1873—  1932),  тонко  передающий

трагедию великого  писателя,  «усталость  сердца»,  столь  созвучную  эпохе.

Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья  с  налетом

меланхолической угрюмости.

    Самобытная трактовка  импрессионизма присуща творчеству  А.С.  Голубкиной

(1864—1927), переработавшей принцип изображения явлений в  движении  в  идею

пробуждения человеческого духа («Идущий»,  1903;  «Сидящий  человек»,  1912,

ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены  чувством  сострадания

к людям, усталым,  но  не  сломленным  жизненными  испытаниями  («Изергиль»,

1904; «Старая», 1911 и др.)

 

Значение Серебряного века для русской культуры.

    Творцы  искусства,  которых  сегодня  относят  к  "серебряному   веку",

незримыми  нитями  связаны  с  обновленным  мироощущением  во  имя   свободы

творчества. Развитие общественных коллизий рубежа  веков  властно  требовало

переоценки ценностей,  смены  устоев  творчества  и  средств  художественной

выразительности. На этом фоне  рождались  художественные  стили,  в  которых

смещался привычный  смысл  понятий  и  идеалов.  "Солнце  наивного  реализма

закатилось", — вынес свой приговор А.А. Блок. Уходили  в  прошлое  историко-

реалистический  роман,  жизнеподобная  опера,  жанровая  живопись.  В  новом

искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром  повседневной

жизни.  Порой  творчество  совпадало  с  религиозным  самосознанием,  давало

простор  фантазии  и  мистике,   свободному   парению   воображения.   Новое

искусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то  философской

глубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и  тайн

творчества.  Родилась  символистская  и  футуристическая   поэзия,   музыка,

претендующая на философию, метафизическая  и  декоративная  живопись,  новый

синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.

    На первый  взгляд  художественная  культура  "серебряного  века"  полна

загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому  анализу.  Кажется,

Информация о работе Значение Серебряного века для русской культуры