Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа

Описание работы

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….

1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА

Файлы: 1 файл

диплом Адаптация к новым условиям жизни лиц освободившихся из испр. учр-ия.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Усиление  или преобладание какой-либо тенденции в качестве ведущей, проявляется выраженной чертой характера. Более яркий дисбаланс определяется как личностная акцентуация, при которой могут в зависимости от степени выраженности отмечаться различные проблемы социально-психологической адаптации. В тех случаях, когда ведущая тенденция не компенсируется антитенденцией, мы сталкиваемся с психопатическим паттерном личности, приводящим к социальной дезадаптации2.  Достоинством предложенной модели психодиагностической работы является то, что она позволяет сопоставлять результаты тестирования, полученные на основе проективных и стандартизированных методов исследования, а также показатели субъективных самоотчетов.

В число предпочтительных методов изучения девиантных форм поведения осужденных входят:

  • стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, адаптированный и модифицированный тест MMPI, выявляющие эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы3;
  • модифицированный восьмицветовой тест Люшера, раскрывающий особенности актуальных состояний и адаптивные возможности личности4;
  • метод диагностики межличностных отношений (ДМО), основу которого составляет адаптированный тест Т. Лири, позволяющий выявить субъективную самооценку обследуемого в сопоставлении с идеальным образом «Я», например, выраженность лидерских черт5.

В дополнение к указанным методикам рекомендуется использовать 16-ти факторный опросник изучения личности Кеттелла, однако надежность этой методики значительно уступает СМИЛ, в то же время он более компактен и удобен при проведении массовых исследований.  Модифицированная методика Сонди при грамотном применении является существенным инструментом, позволяющим развеять догадки или сомнения психолога  относительно природы и механизмов девиантного  поведения6.

Хорошо зарекомендовали себя фрустрационной  тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест (ТАТ),  проективный тест Роршаха и другие.

Проведенный статистический анализ результатов, полученных с помощью вышеприведенных методик, обнаружил достоверные связи между факторами, выявив тем самым их феноменологическую близость. Предложенный подбор методик представляется оптимальным в плане сравнительного анализа структуры личностных свойств. Согласно результатов прикладных исследований показатели интроверсии-экстраверсии, тревожности-агрессивности, эмоциональной лабильности-ригидности, сензитивности-спонтанности оказались значимо связаны с объективно наблюдаемыми типологическими свойствами (коэффициент корреляции колебался в пределах 0,63 и 0,86)7.

 Следует отметить, что тестовые  батареи должны формироваться  таким образом, чтобы конкретные методики адресовались к  определенному уровню изучения личности.  Так,  метод  цветовых  выборов (МЦВ) ориентирован, главным образом, на неосознаваемые  аспекты  переживания, «бессознательные», не  подвластные  осознанному  контролю  уровни личности. Стандартизированная методика изучения личности (СМИЛ) выявляет психологические  характеристики, позволяющие судить о типе реагирования,    стиле поведения в группе, социальной направленности, настроении  и  уровне общей активности обследуемого. Метод диагностики межличностных отношений отражает характер взаимодействия осужденного с ближайшим социальным окружением, а также  степень рассогласования между актуальным и идеальным «Я» индивида.

В практике психодиагностики применение системного подхода затрагивает разные уровни индивидуально-личностных свойств – эмоционально-динамический, отражающий конституциональные особенности индивида, характерологический, проявляющийся в стереотипах поведения (переживания, стиль мышления, мотивационная направленность) и социально-личностный, обусловленный иерархией ценностей и морально-нравственными установками человека.

Поскольку социально-личностный уровень жестко контролируется сознанием, он главным образом ориентирован на идеальное «Я» и имеет декларативный установочный характер. Для удобства интерпретации указанные три уровня обозначаются как бессознательный, субъективно переживаемый и декларативный.

 

Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения

Опираясь на материалы наблюдений и результаты психодиагностических обследований, всех осужденных, проявляющих склонность к девиантному поведению, можно разделить на 6 подгрупп в зависимости от выраженности их индивидуально-личностных  особенностей и характера взаимоотношений в среде ближайшего социального окружения  

Основные результаты психодиагностического  исследования осужденных, склонных к девиантным формам поведения

(выборочная совокупность, n=486 человек)

Таблица №1.

Индивидуально-

типологические

особенности

СМИЛ

МЦВ

Сонди

ДМО

Межличностное

поведение

 

Активно-оптимистические

экстраверты

Акцентуация

характера при максимальных количественных показателях –

гипертимно-

экспансивный

тип

469'-/0

946'-/0

96'4-/

'96-/2

'46-/

Предпочтение ярким цветовым эталонам,

на первых

позициях

4 и 3 цветов

 

 

  m+

  d+

I октанта

Властно-лидидирующий стиль поведения, асоциальная направленность, авторитарность.

Социальная активность в виде лидерских тенденций. Сильный тип личности. Властно-лидирующий стиль поведения

II

Спонтанно-

неконформный тип личности

Акцентуация

характера: при максимальных количественных показателях -

экспансивные,

неконформные

личности

 

 

 

 

4'6-/

48'9-/0

4'-/0

'840-/

Ведущая роль 3 цветового эталона в цветовых рядах, сочетающеегося с перемещением на значимые позиции  7-го эталона в цветовых рядах  в случае  ситуативно обусловленной  эмоциональной напряженности, протестная реакция стенического регистра

s+

m-

p+

k+

   II

октанта

Независимо-

доминирующий стиль поведения,

 Склонность к  протестным реакциям стенического регистра. Стремление занять обособленную позицию в группе. Низкая подчиняемость. Доминантность в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением к лидерству. Экстравертированность менее выражена, чем у I подгруппы

III

Стенично-агрессивный тип

Акцентуация характера: при максимальных количественных показателях по эксплозивному типу

Повы-шение

4-й и 6-й шкал

Предпочтнение ярких цветовых эталонов с ведущей ролью

23 и 24, реже 21 на первых позициях

s+

p-

e-

   III

 октанта

Прямолинейно-агрессивный стиль поведения. Социальный уровень личности проявляется в прямолинейно-агрессивном стиле межличностного поведения

IV

Эмотивно-впечатлительные личности. Высокие показатели обнаружены по всем методикам в процессе обследования по истероидному типу

‘3149-/0

‘439-/2

37’49-/

35’89-/

‘4368-/

13’687-/

542

456

43

41

451

hy+

e+

m+

d+

VIII

октанта

Ответственно-великодушный

стиль поведения,  экзальтация в проявлении своих убеждений

V

Ригидно-педантичный тип.

Высокие показатели обнаружены у лиц, акцентуированных по эпилептоидному и паранойяльному типу

6’80-/

0’86-/

8’46-/

Предпочтение

02,     25,

021,   27,

521,  201

k+

p+

   IV

октант

Недоверчиво-скептический стиль межличностного поведения:  ригидность установок, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе

VI

 Пассивно-интровертированный тип.

Акцентуация характера: при максимальных количественных показателях – по гипертимному типу.

‘20-/94

80’267-/9

‘27-/

Значимые позиции пары

51 (15) с

предпочтением 0, 6, 5 цветов на первых

позициях цветового ряда

k+

s-

m-

d-

h-

hy-

  V

Октант

  VI

октант

Покорно-застен-чивый стиль, избегающий широких контактов и социальных ролей, повышенная чувствительность к средовым воздействиям


 

 

Предупреждение!  Выявленная склонность осужденных к девиантным проявлениям значимо связана как со степенью акцентуации личности, так и ее типом. Согласно полученным данным такое поведение отмечено в случаях, квалифицированных как акцентуации личности (39% от всех обследованных); дезадаптивные нарушения (59%) при p < 0,05. Наиболее подвержены нарушению режима осужденные, относящиеся к активно-оптимистическому или экстравертированному (65%); спонтанно-неконформному (61%) и эмотивно-впечатлительному типу личности (45%).

 Первая подгруппа может быть  условно  обозначена как активно-оптимистические  экстраверты. Усредненные психологические профили этой категории отличаются  некоторым повышением Т-значений  4 и 9 шкалы методики СМИЛ (оптимизма  и импульсивности). На фоне этого показатели по 2, 7 и  0  шкалам  (пессимистичность,  тревожность, интроверсия) были самыми низкими.  Они отдают предпочтение ярким цветовым эталонам методики цветовых выборов (МЦВ), причем вероятность  появления на значимых позициях 4 и 3 цветов была  максимальной,  что символизирует признаки стеничности,  активности,  общительности и  эксцентричности.

Результаты, полученные с помощью метода диагностики межличностных  отношений  (ДМО) обнаружили наиболее высокие баллы по I вектору,  соответствующему авторитарному, «властно-лидирующему»  стилю  интерперсонального  поведения. Максимальные количественные показатели были обнаружены у лиц с акцентуацией характера по гипертимному, экспансивному типу. Повседневное поведение представителей этой группы отличается спонтанными, возбудимо-экспансивными реакциями. В среде ближайшего социального окружения доминирующими является конфликтный  характер  межличностных  отношений,  неадекватное восприятие позитивных и негативных качеств окружающих, отчетливая тенденция к совершению неожиданных поступков, как правило, без учета их  последствий.

Эта подгруппа включает осужденных, которые  отличаются почти всегда хорошим настроением,  высоким жизненным тонусом, неуемной энергией, неудержимой  активностью, относятся к сильному  типу личности.  Они   стремятся  к  неформальному лидерству и обычно достигают в этом успеха. Легко  осваиваются в незнакомой обстановке. Наряду с этим, весьма болезненно переносят  одиночество или вынужденное безделье,   избегают монотонной,  требующей  усидчивости и внимательности трудовой деятельности. Нередко переоценивают свои возможности, имеют чрезмерно оптимистические планы на будущее. Хорошее чувство нового весьма часто сочетается с неустойчивостью интересов, а   недостаточная рассудительность и слабый самоконтроль способствуют нарушению  общепринятых  норм и правил поведения.

Наблюдения показывают, что активное стремление подавить их лидерские тенденции сопровождается бурными, но короткими вспышками  раздражения. Опираясь на властно-лидирующий вектор поведения и выраженную потребность командовать другими, имеет смысл привлекать их к участию в органах самоуправления. Однако, учитывая стремление к манипулированию для реализации собственных интересов, а также раздражительность и деспотичность, необходимо принимать во внимание, что  пребывание на руководящих позициях являлось не столь продолжительным. Поскольку такие осужденные не способны выстраивать устойчивые межличностные  отношения и делать выводы из прошлого, следует установить целенаправленный контроль над ними и выявить сферу ближайшего социального окружения. В случае нарушения порядка отбывания наказания,  следует незамедлительно применять адекватные способы дисциплинарного воздействия. Поощрять таких осужденных рекомендуется в тех случаях, когда наметились положительные тенденции в их поведении.

Вторая  подгруппа осужденных отличается  спонтанностью  и неуправляемостью повседневного поведения. Усредненный личностный профиль характеризуется повышенными показателями 4-й и 8-й шкалами СМИЛ (импульсивность, индивидуалистичность). Результаты теста  МЦВ  отличаются  значимостью  3-го цветового эталона в цветовых  рядах (активность,  независимость, гомономность), сочетающегося с перемещением  на лидирующие  позиции 7-го эталона в случаях  ситуативно-обусловленной эмоциональной напряженности (протестная реакция стенического  регистра). По данным методики диагностики межличностных отношений Т.Лири наиболее значимыми оказались показатели II вектора, символизирующего «независимо-доминирующий» стиль  поведения. Наиболее высокие баллы по всем показателям были обнаружены  у лиц, акцентуированных по возбудимому типу  (импульсивно-неконформные личности).

Индивидуальное и групповое  поведение таких осужденных отличается импульсивностью поведения, которое обусловлено снижением способности личности к планированию и суждениям. Среди них отмечаются различные дефекты в  коммуникативной сфере, например, низкий уровень эмпатии и доверия к окружающим, признаки агрессии и садомазохизма, склонность к депрессии и др.

Повседневное поведение обычно выражается  в негодовании или насмешках  относительно  установленных правил и порядков отбывания наказания, моральных принципов, духовных ценностей и социальных интересов, циничных высказываниях по  поводу  «отсутствия свободы». Подобного рода суждения могут скрытно и долго  вынашиваться, а также неожиданно для окружающих проявляться в  резких публичных выступлениях или решительных действиях.

Неуправляемость характеризуется  озлобленностью или  отсутствием  самоконтроля  эмоциональных состояний  (например, вспыльчивость,  нападение  на  других).  Нередко такие лица демонстрируют  суицидальные намерения, главным образом, для манипулирования значимыми другими. Взаимоотношения с окружающими носят неустойчивый характер. Обладая  недюжинной физической силой,  в психологическом плане они предпочитают занимать подчиненную позицию, испытывая при этом чувство собственной неполноценности. Эпизоду физического насилия нередко предшествует ощущение бессилия. Весьма болезненно переносят одиночество, предпринимают лихорадочные попытки общения, в котором они могли бы  смягчить  мучительное чувство внутренней опустошенности.

Окружающие  воспринимаются ими категорично, например, как только хорошие, или только плохие. Например, если они соответствуют их ожиданиям, то чрезмерно идеализируются, если нет - обесцениваются и отвергаются.

При организации индивидуальной воспитательной работы следует ориентироваться, что эти осужденные с готовностью выполняют  любые поручения лидеров неформальных групп отрицательной направленности, в том числе связанные  с  насильственными действиями в отношении окружающих.  Они не претендуют на лидирующие позиции в криминальной субкультуре, совершают  однотипные правонарушения.

Дисциплинарные меры воздействия не оказывают существенного  влияния на их поведение.  Принимая в расчет обстоятельство,  что эта группа представляет источник повышенной опасности  вследствие повышенной вероятности криминальных действий, рекомендуется устанавливать особый контроль системы их взаимоотношений, а также осуществлять профилактические мероприятия специального характера. В качестве превентивных средств воздействия представляется целесообразным использовать угрозы  неотвратимости наказания за незначительные правонарушения. Следует всячески ограничивать их контакты с «отрицательными» осужденными, привлекать к работе, требующей значительных физических усилий.

Третья подгруппа состоит из эмоционально неустойчивых, склонных к  вспыльчивым реакциям индивидов, отнесенных  к  стенично-агрессивному типу поведения. Они отличались повышенными показателями 2-й и 6-й шкал методики СМИЛ (ригидность, импульсивность), лидирующими позициями основных цветов (3 и  2) методики цветового выбора (гомономность, агрессивность,  оборонительные тенденции).

Среди них превалируют значения  III  вектора опросника межличностных отношений (ДМО), что свидетельствует о прямолинейно-агрессивном стиле внутригруппового поведения, равнодушии к чувствам других. Максимальная выраженность  показателей наблюдается у личностей,  акцентуированных по эксплозивному  типу. Ведущей индивидуальной чертой поведения является агрессивность и конфликтность, отчетливая и стойкая  безответственность,  пренебрежительное отношение к  социальным нормам, правилам и обязанностям.

Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения