Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа

Описание работы

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….

1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА

Файлы: 1 файл

диплом Адаптация к новым условиям жизни лиц освободившихся из испр. учр-ия.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, факторы, которые играют значительную роль в успешной адаптации отбывшего наказание осужденного к условиям жизни на свободе можно отнести к следующим группам:

  1. Личность самого освобождающегося:

- мировоззрение;

- черты характера;

- темперамент;

- интеллект;

- правосознание;

- мораль, нравственность, этика, и т.д.

  1. Условия внешней среды, окружающей личность освобожденного:

- образование;

- специальность, трудовые навыки;

- наличие жилья, прописки;

- семья и взаимоотношения с ней;

- работа, удовлетворенность ею  и взаимоотношения с трудовым  коллективом;

- отношения с членами малых  групп, в которые освобождающийся  входит по месту работы, жительства и т.п.;

- тактика работников милиции, которые  осуществляют надзор.

  1. Условия, в которых находился осужденный в исправительном учреждении (ИУ) и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы:

- организация трудового процесса;

- структура коллектива осужденных;

- срок пребывания в ИУ;

- учеба;

- воспитательное воздействие администрации;

- структура и особенности малой группы, в которую входил осужденный.

Над более серьезными проблемами, с которыми встречаются социальные службы, занимающиеся вопросами осужденных, как в самом ИУ, так и вне их, а также сами осужденные, сразу по выходу на свободу являются18:

  • ведомственная разобщенность, препятствующая полноценному взаимодействию администрации ИУ, уголовно-исполнительных инспекций, социальных служб при органах местного управления, центров занятости, негосударственных общественных организаций и т.д. В ряде случаев руководители ИУ считают: «Дайте нам денег и мы сами все организуем», забывая о том, что своими силами постпенитенциарное сопровождение они осуществлять не могут, либо настраиваются на явно иждивенческие позиции в расчете на неконтролируемую спонсорскую помощь: «В противном случае мы к себе никого не пустим». С другой стороны, представители общественных организаций нередко реальную помощь (материальную, образовательную, медицинскую, социальную и иную) пытаются подменить вмешательством в работу пенитенциарного учреждения,  необоснованно присваивают себе несвойственные контролирующие функции, выискивают компромат, дестабилизируют работу ИУ. Руководители местных предприятий по понятным причинам препятствуют трудоустройству лиц, отбывших наказание, а иногда жестко конкурируют с производством, организованном в ИУ;
  • режимность, закрытость, естественная для исправительных учреждений;
  • территориальная удаленность большинства ИУ от административных центров, крупных городов, где социальные службы наиболее развиты;
  • недоверие общества к лицам, отбывшим наказание в ИУ, в том числе к впервые оступившимся (социальные, трудовые и правовые ограничения);
  • стремление профессионального криминалитета сохранить влияние на лиц, отбывших наказание;
  • безразличие, непонимание, враждебность в отношении отбывших наказание («Ничего страшного, еще раз сядет» - в ответ на вопрос о затянувшимся сверх  предусмотренного срока оформления паспорта отбывшего наказания подростка), бюрократизм иных должностных лиц;
  • недостаточная информированность осужденных, освобожденных из ВК и ИУ, о том, куда обращаться (адреса и телефоны социальных служб, центров занятости, уголовно исполнительных инспекций, общественных организаций и т.д.), с какими вопросами, как правильно написать заявление, у кого можно найти помощь в случаях бюрократического или явно неправомерного действия должностных лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел:  «Появишься здесь (в ОВД), я тебя снова посажу»;
  • субъективные факторы (психический инфантилизм, алкоголизм, наркомания, другие аномалии или расстройства личности, неспособность сопротивляться давлению со стороны криминала, отрицательная социальная установка и т.д.).

Успешная  ресоциализация осужденного (в смысле повторной попытки социализации в обществе в качестве полезного и законопослушного его члена, исправления извращенных нравственных ценностей) невозможна без решения его самых насущных социальных проблем (наличие паспорта, прописки, жилья, трудоустройства, постпенитенциарного сопровождения).

Важность преемственности социальной работы, проводимой в ИУ и после отбытия наказания по месту жительства, обусловлена тем, что неудачи в ней сводят практически «перечеркивают» всю предшествующую работу воспитателей, психологов и других специалистов, а само нахождение преступника в местах лишения свободы превращается в итоге лишь во временную изоляцию его от общества, в дальнейшее накопление криминального опыта, а не решает оснополагающую задачу уголовно-исполнительной системы: перевоспитание.

 

 

 

 

Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК.

 

 

Наиболее важными вопросами, встающими перед воспитанниками в связи с окончанием срока наказания и сотрудниками ВК, занимающимися проблемами подготовки несовершеннолетних осужденных к жизни на свободе, являются вопросы, связанные с определением гражданского статуса бывшего несовершеннолетнего осужденного, его здоровья, обеспеченности жильем, возможностями трудоустройства, образованием.

Актуальность и сложность указанных проблем как нельзя лучше иллюстрируются ниже приведенными примерами, взятыми из реальной жизни одной из ВК19.

Проблемы определения гражданского статуса:

  • Бахтияр (16 лет), гражданин Узбекистана, до попадания в колонию работал в Москве на рынке. В колонии выяснилось, что у него нет паспорта, а посольство Узбекистана отказалось выдать свидетельство о возвращении на родину без присутствия подростка. На родине Бахтияра ждут родители, связь с ними установлена, подросток выразил желание вернуться домой, к ним. Однако билет должен быть оплачен, но даже если бы нашлись деньги, у Бахтияра нет нужного документа.
  • Антон (16 лет), житель Подмосковья, не может получить паспорт из-за того, что в свидетельстве о рождении неправильно написана его фамилия (через «а», а не через «о»).
  • Алена (14 лет) осуждена на длительный срок.  С ее слов она с самого детства (в 4 года ее привезли родители из Молдовы) проживала на территории России, однако гражданства у нее нет. Запросы по адресам проживания, которые она дает, не позволяют подтвердить ее проживание на территории России. Через 8 лет она выйдет на свободу.

Проблема жилья:

  • Алексей (17 лет) во время отбывания наказания потерял мать (отец умер ранее). Квартира (в одном из подмосковных городов), в которой Алексей и мать проживали вдвоем, опечатана. Статус сироты Алексею не был оформлен. В течении двух лет за квартиру никто не платил, и к моменту выхода Алексея из колонии у него накопился долг за квартиру, превышающий 60 тыс. рублей. Поскольку Алексею исполняется 18 лет, он несет полную ответственность за неуплату долга по квартире. В соответствии с новым Жилищным Кодексом квартира, скорее всего, будет отобрана, а Алексею будет предложена комната в общежитии. Поскольку процесс изъятия квартир и предоставления взамен меньшей площади отработана мало, скорее всего, длительное время Алексей не будет иметь жилья вообще.

Проблемы здоровья:

  • Василий (17 лет) имеет 2 группу инвалидности по зрению (не видит на один глаз). За время пребывания в ВК подошел срок подтверждения инвалидности. Однако по разным причинам провести освидетельствование и подтвердить инвалидность не удалось. Была приостановлена выплата пенсии по инвалидности. Кроме того статус инвалида мог бы существенно повлиять на выбор работы и учебы после освобождения.
  • Алия употребляла и распространяла наркотики (героин), в СИЗО был обнаружен вирус иммунодефицита. Алию преследует страх, что она может заразить других и стать объектом всеобщего преследования.

Подобных проблем у воспитанников ВК наблюдается множество, нередко они сами не осознают их, вспоминают о них лишь в момент освобождения: куда идти, к кому обращаться, что делать. Нерешенность этих вопросов очень часто толкает молодых людей на совершение новых преступлений, лишает возможности начать законопослушную жизнь, сводит «на нет» всю предшествующую работу воспитателей и других должностных лиц воспитательных колоний.

Таким образом, социальная работа с несовершеннолетним осужденным, независимо от характера совершенного им преступления и сроков наказания должна проводиться с первых дней пребывания его в ВК.

Необходимо выяснить, где он родился, кто его родители, где проживают, чем занимаются, особенности взаимоотношений в семье, наличие ближайших родственников, поддерживаются ли с ними какие-нибудь связи, отношение близких людей к изменению социального статуса подростка (равнодушное, сочувственное, стремление и возможности оказать реальную поддержку и т.д.).

Важно выяснить, имеет ли подросток постоянное место жительства, регистрацию, право на занимаемую жилую площадь, нет ли лиц, проявляющих заинтересованность и стремление занять ее и т.д. Наибольшие трудности возникают с лицами, имеющими длительный опыт бродяжничества, не имеющими постоянного места жительства, воспитанными в асоциальных семьях, теми, кто не имеет российского гражданства (беженцы, нелегальные иммигранты и т.д.), а также, кто не имеет возможности в силу разных причин восстановить утерянные документы. Специалист часто оказывается перед дилеммой: как помочь подростку найти законный способ выжить и необходимость соблюдать нормы, которые ограничивают такие поиски.

Необходимо убедиться в наличии паспорта, свидетельства о рождении, других документов, подтверждающих гражданский статус, полученное образование и т.д. При отсутствии указанных документов следует выяснить причины их отсутствия, сделать необходимые запросы.

Основные типы жилищных проблем, которые должны быть своевременно выявлены, так как не могут быть решены только силами сотрудников ВК, представлены на рис. 37

 

Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответственно, основными направлениями оценки жилищных потребностей подростка в местах лишения свободы становятся:

  • наличие жилья;
  • наличие права на жилье;
  • способность оплачивать жилье;
  • состояние жилья;
  • намерение подростка относительно жилья.

Ориентировочные вопросы для оценки обеспечения жилищных прав:

  • Где и с кем ты жил до ареста?
  • Кто сейчас проживает там, где ты жил?
  • Случалось ли тебе жить вне дома? Как долго это было?
  • Где живут твои родственники? Знаешь ли ты их адрес? Какие отношения у тебя с ними?
  • Как менялись твои жилищные условия за последние несколько лет до заключения (обмен квартиры, переезд, утрата жилья)?
  • Сколько твоя семья платит за квартиру в месяц?
  • Есть ли долги по квартплате?
  • Расскажи, что это была за квартира, в которой ты жил (размер, количество комнат, тип собственности)?
  • Участвовал ли ты в приватизации?

Выясните сложность каждого из случаев для решения жилищной проблемы подростка, какие запросы и куда следует направить для прояснения ситуации, какие службы и специалисты понадобятся для решения данной проблемы.  Сформируйте  в удобной для Вас форме (в тетради, карточках, компьютерной базе данных и т.д.) списки воспитанников, входящих в группы риска в отношении возможных проблем при решении жилищных вопросов и наметьте возможные пути решения ситуации.  Подобная  форма работы позволит охватить наибольшее число воспитанников, нуждающихся в помощи и определить характер наиболее сложной проблемы.

Примерная оценка гражданского статуса формализовано может быть представлена в балльном виде

Оценка гражданского статуса

Таблица №2.

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Свидетельство о рождении

Есть, находится в личном деле

Есть, но отсутствует в личном деле

Свидетельства нет, но есть доступ к родителям (родственникам, учреждениям) для восстановления доступа

Свидетельства, доступа к учреждениям и родственникам нет, но есть данные о месте рождения подростка, где свидетельство может быть восстановлено

Свидетельства нет, подросток не сообщает о месте рождения

Паспорт

Паспорт нового образца в личном деле

Есть, но отсутствует в личном деле

Паспорт старого образца

Паспорт утерян

Паспорта не было

Гражданство

Россия

Страны СНГ, кроме стран Средней Азии

Страны Средней Азии

Дальнее зарубежье

Информация о гражданстве отсутствует

Регистрация по месту жительства

Регистрация совпадает  с постоянным местом жительства

Регистрация не совпадает  с постоянным местом жительства

В паспорте нет регистрации

Подросток имеет постоянное место жительства

Регистрации нет, и не было.

Нет информации о постоянном месте проживания


 

Оценка социального статуса подростка позволяет определить примерные временные и людские затраты для осуществления подготовки подростка к освобождению. Чем выше уровень трудностей, тем очевидней, что силами лишь сотрудников ВК в решении проблемы не справиться, необходимо привлечение специалистов извне. Средний показатель по блоку, превышающий 3-4 балла, свидетельствует в большинстве случаев, о необходимости длительной работы и привлечении  значительных внешних ресурсов.

Особую проблему составляют сироты, подростки, ставшие сиротами, социальные сироты (скрытые сироты), подростки без попечения родителей. Следует также иметь в виду, что подростки, проживавшие до момента осуждения в больших городах, часто утрачивают связи со своими ближними и дальними родственниками и при отсутствии родителей не могут ни на кого опереться.

Аналогично оценивается обеспеченность жильем.

 

Оценка обеспечения жильем

Таблица №3

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Наличие жилплощади

Есть отдельная жилплощадь, в которой он зарегистрирован или ее является собственником

Есть жилье у ближайших родственников, где подросток был зарегистрирован по постоянному месту жительства или участвовал в приватизации вместе с другими членами семьи

Есть жилье у ближайших родственников, в котором подросток не зарегистрирован.

Есть жилье, на которое подросток может претендовать как наследник или правопреемник

О наличии жилья нет точных сведений, однако подросток утверждает, что жилье имеется

Опыт бродяжничества, в том числе, вместе с родителями больше одного года

Жилищные права подростка нарушены (обмен, продажа квартиры, новые ее хозяева и т.д.)

Наличие права на жилплощадь

Право зафиксировано статусом подростка (лишенный попечения родителей), правом наследования, пропиской и т.д.

Есть возможность получить право на жилплощадь без особых затруднений

Право на жилье может быть получено, но требуется обращение в суд, достаточно длительная процедура получения права

Правовые отношения не ясны.

Право на жилье есть, но может быть оспорено другими лицами, организациями

По закону права подростка ограничены, и он может быть лишен жилья

Способность оплачивать расходы на содержание жилья

Подросток имеет средства содержать жилье (имеет возможность зарабатывать, обеспечен поддержкой родителей и т.д.)

Подросток будет проживать не один.

Имеет субсидию, льготы на оплату жилья

Подросток имеет право на субсидию, другие льготы, но требуется содействие в их получении

Подросток не сможет оплачивать жилье, не имеет права на субсидию, имеет место долг по квартплате

Долг за жилье значителен, требует погашения, существует реальная опасность лишения жилья по новому Жилищному Кодексу

Состояние жилья

Жилье находится в нормальном состоянии, не требует капитального ремонта

Жилье требует ремонта, но в нем можно проживать

Жилье нуждается в серьезном ремонте, на который подростку необходимы средства для приведения его в порядок

Формально жилье не имеет статуса «аварийное», однако проживать в нем затруднительно

Жилье в аварийном состоянии и не пригодно для проживания

Намерения подростка относительно имеющегося жилья или права на жилье

Жить в своем жилье, принадлежащем ему по закону;

Жить совместно с родными

Собирается вернуться в детский дом;

Собирается проживать с попечителем (опекуном)

Намерен получить временное жилье по мету учебы или работы

Хотел бы разделить лицевые счета с родственниками и получить возможность реально использовать свою часть жилья

Намерен снимать жилье

Намерен продать имеющееся жилье

Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения