Агрессивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить на практике эффективность технологий по профилактике агрессивного поведения подростков.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза – уровень агрессивного поведения у подростков будет снижен, если:
1. будет своевременно проведена диагностика, отвечающая возрастным особенностям учащихся, которая позволит установить наличие и причины агрессивного поведения в подростковом коллективе;
2. грамотно будут подобраны методы и приемы профилактики агрессивного поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы о агрессии в подростковой среде. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...6
1.2 Психолого-педагогическая и психофизиологическая характеристика подростков……………………………………………………………10
1.3 Методы и формы социально-педагогической профилактики агрессии в подростковой среде……………………………………..15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика уровня агрессивности в подростковом коллективе….
2.2 Организация опытно-эксперементальной работы по профилактике агрессивного поведения у подростков 14-15лет…………………..
2.3 Анализ опытно-эксперементальной работы . . . . . . . . . . .. . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

ВКР Макса.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы о агрессии в подростковой среде. . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . ...6

1.2 Психолого-педагогическая и психофизиологическая характеристика подростков……………………………………………………………10

1.3 Методы и формы социально-педагогической профилактики агрессии в подростковой среде……………………………………..15

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО          ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика уровня агрессивности в подростковом коллективе….

2.2 Организация опытно-эксперементальной работы по профилактике агрессивного поведения у подростков 14-15лет…………………..

2.3 Анализ опытно-эксперементальной работы . . . . . . . . . . .. . . . . . .

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . .  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблема агрессии весьма актуальна в силу ее повсеместной распространенности. И особенно тревожным симптомом  является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов неоправданно агрессивного поведения людей. Происходят интенсивные процессы расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

 Агрессия как поведенческое  действие индивида и социальные  феномен сопровождает человечество  на протяжении всей его истории. Большинство авторов научных исследований сходятся во мнении, что способность  к агрессии есть неотъемлемое свойство личности, что агрессия обеспечивает реализацию защитных механизмов, что она необходима для защиты индивида в неоднозначных ситуациях. В то же время агрессия как неадекватное поведение является на протяжении всей истории человечества социальной проблемой и бытийного, и событийного уровня. Она дает себя знать в грубости раздраженного человека, в избиении подростками ночных прохожих, в мелких семейных ссорах и в острых национальных конфликтах. Несмотря на то, что агрессия уже давно является объектом исследований в различных областях человеческого познания (философии, политологии, социологии, психологии, психиатрии и др.), актуальность проблемы агрессии не исчерпана и сегодня. Уверенно растущий уровень преступности, бесконечный поток локальных конфликтов, непрекращающиеся войны, терроризм и насилие в наши дни обостряют дискуссии о природе агрессии. Подобная неустойчивая, напряженная социальная, экономическая и идеологическая обстановка обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении наших растущих детей и подростков. Однако попытки объяснения агрессивных действий затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

       Объект исследования: социально-педагогический процесс по профилактики агрессивного поведения подростков в условиях школы.

Предмет исследования: методы и приемы социально-педагогической деятельности по профилактики агрессивного поведения подростков в условиях школы.

Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить на практике эффективность технологий по профилактике агрессивного поведения подростков.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза – уровень агрессивного поведения у подростков будет снижен, если:

        1. будет своевременно проведена диагностика, отвечающая возрастным особенностям учащихся, которая позволит установить наличие и причины агрессивного поведения в подростковом коллективе;
        2. грамотно будут подобраны методы и приемы профилактики агрессивного поведения;
        3. работа будет проходить во взаимодействии с родителями и классным руководителем.

Задачи исследования:

        1. Выявить социально-педагогические аспекты подростковой агрессии в условиях школы на основе изученной литературы.
        2. Дать психолого-педагогическую и психофизиологическую характеристику подросткового возраста.
        3. Отобрать методы и приемы по профилактике подростковой агрессии.
        4. Правильно провести диагностику уровня агрессивности.
        5. Организовать опытно-эксперементальную работу роботу по профилактике агрессивного поведения.
        6. Проанализировать опытно-эксперементальную работу.

        

Методы исследования: теоретические: анализ литературы, синтез; эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа; диагностические: анкетирование и тестирование учащихся, тренинговые занятия, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Этапы исследования:

сентябрь 2007 г. – апрель 2008 гг. изучение литературы по проблеме и написание теоретической части;

сентябрь 2008 г. – апрель 2009 гг. проведение диагностики, анализ опытно-педагогической работы, оформление.

Практическая  значимость: заключается в том, что данная работа может быть использована в образовательных учреждениях классными руководителями, учителями, социальными педагогами, психологами в учебной и внеучебной деятельности, студентами на практике.

Структура -  Выпускная квалификационная работа состоит из двух частей – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

 

 

    1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о агрессии в подростковой среде

 

Проблеме агрессии посвящено  много работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Европейские и американские ученые занялись изучением агрессии с начала ХХ века. В российской науке первые работы, посвященные данной проблеме, появились в 80-ых годах двадцатого столетия. За этот период вышло много публикаций, посвященных агрессии в разных сферах жизни общества.

Агрессия происходит от латинского слова «aggressio» - нападение.

С.Ю. Головнин(словарь практического психолога) дает такое определение агрессии: Агрессия — индивидуальное или коллективное  поведение или действие,  направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение  другого человека  или группы.

Существует несколько теории природы агрессии.

       Основоположником теории влечения является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение  по своей природе  инстинктивное  и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия  же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни[4;27]. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия инстинктов либидо и танатос, и между ними существует постоянное напряжение. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию[16;136].

Новое звучание тема агрессии получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался  эволюционного  подхода к агрессии, (экологическая  теория), что было схоже с позицией З.Фрейда[5;28].

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного  инстинкта борьбы за выживание, который  присутствует у людей так же, как  и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая  своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени[10;63]. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

- Количества накопленной  агрессивной энергии.

- Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также  Лоренц утверждал, что любовь и дружеские  отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления[11;31].

Фрустрационная теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется  двум, выше описанным. Здесь агрессивное  поведение рассматривается как  ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

- Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

- Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют  три фактора:

- Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

- Сила препятствия на пути достижения цели;

- Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей  степени субъект предвкушает  удовольствие, чем сильнее препятствие  и чем большее количество реакций  блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы[24;147].

Когда выяснилось, что  индивидуумы не всегда реагируют  агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием[12;55].

           С точки зрения А. Балдуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

- Способов усвоения подобных действий;

- Факторов, провоцирующих их появление;

- Условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию  первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей  агрессивному поведению[2;89]. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций -  прямое поощрение такого поведения. То есть, получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем[2;91].

Уровень выраженности агрессивных  реакций коррелирует с самооценкой  подростка. Общая тенденция здесь  заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии – враждебности[9;113]. В одном исследовании А.А. Реан было показано, что уровень физической агрессии подростков 14-17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие как самооценка способности к лидерству и самооценка своего "физического Я", коррелируют с такой формой агрессии как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство[21;35]. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки "сходятся" в одной личности[22;17].

В том же исследовании А.А.Реан было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Также как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно, если для этого подростка характерны представления о себе как о высоко автономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом[20;29].

Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях Н.Б.Трофимовой и А.А.Реан, состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку - либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую[20;31]. Для не агрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе не агрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков - 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе не агрессивных – только 15%[22;132].

Информация о работе Агрессивное поведение