Агрессивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить на практике эффективность технологий по профилактике агрессивного поведения подростков.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза – уровень агрессивного поведения у подростков будет снижен, если:
1. будет своевременно проведена диагностика, отвечающая возрастным особенностям учащихся, которая позволит установить наличие и причины агрессивного поведения в подростковом коллективе;
2. грамотно будут подобраны методы и приемы профилактики агрессивного поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы о агрессии в подростковой среде. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...6
1.2 Психолого-педагогическая и психофизиологическая характеристика подростков……………………………………………………………10
1.3 Методы и формы социально-педагогической профилактики агрессии в подростковой среде……………………………………..15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика уровня агрессивности в подростковом коллективе….
2.2 Организация опытно-эксперементальной работы по профилактике агрессивного поведения у подростков 14-15лет…………………..
2.3 Анализ опытно-эксперементальной работы . . . . . . . . . . .. . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

ВКР Макса.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет рассмотрение не только самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например, учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично - такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к агрессии[24;164].

 

1.2 Психолого-педагогическая  и психофизическая характеристика                     подростков

В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные качества[15;214].

Каждый возрастной этап характеризуется  определенным положением человека в системе общественных отношений, т. е. каждый ребенок, достигнув определенного возраста, попадает в систему определенных прав и обязанностей. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», т. е. определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности[15;217].      

Подростковый, отроческий возраст охватывает период от 11 до 15 лет и является переходным в биологическом смысле как фаза полового созревания[23;44]. В социальном плане он характеризуется продолжением учебной деятельности, в психологическом — появлением большого количества новообразований, касающихся самосознания и эмоциональной сферы. Чувство взрослости, развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как к личности и, с другой стороны, невозможность фактически изменить социальную ситуацию являются источником тех негативных тенденций, о которых мы так много сейчас говорим[13;89].

Подростковый возраст  не прост и противоречив и большинство  родителей озабочены поведением подростков в этом сложном возрасте. Тревогу вызывают: повышенная агрессивность; высокая конфликтность, как в семье, так и в школе; открытое протестующее поведение подростка; эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость; нежелание мириться с излишней родительской опекой; застенчивость и юношеский максимализм[19;331].

Чтобы понять мотивы поведения  подростков, необходимо знать его  психологические механизмы. Родители должны знать, что, достигнув подросткового  возраста (11-15 лет) их дети переживают сложный и иногда противоречивый период. Этот период характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Переходность данного периода заключается в том, что подросток начинает осознавать себя как личность, как равноправного члена семьи, класса, общества. Это важная психическая особенность молодых людей в этом периоде. Подростки в этом возрасте не только осознают себя в системе общественных отношений, а  начинают строить планы своей будущей, взрослой жизни. Эти планы во многом расплывчатые, не реальные (ввиду отсутствия необходимого опыта), в них присутствует ещё детская наивность. Но они очень значимы для подростка, он живёт этими фантазиями и очень ревностно их защищает от посягательств взрослых. Родители, учителя, или же просто значимые для подростка взрослые люди, с высоты своего жизненного опыта, не учитывая эти возрастные особенности, не учитывая мнение самого подростка, зачастую пытаются навязать им своё мнение. Это приводит к потере контакта между взрослыми и подростками, что усугубляет отчуждение между поколениями[24;52].

Кризис подросткового  возраста  заключается в преодолении пути вхождения ребёнка в общество. Это кризисы общения с товарищами и родителями, кризис самосознания - когда человек начинает приобретать чувство индивидуальности. Успешность и лёгкость этого пути зависит от того, на сколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, и насколько его личные моральные ценности близки с общественными[14;77].

В этом возрасте подросток  ещё не взрослый, но и ребёнком быть уже не хочет. Поэтому подростку  особенно нужен тесный контакт и  взаимопонимание взрослых, они должны готовить ребенка к самостоятельной жизни. Нередко этот процесс завершается «реакцией группирования» с выделением соответствующего лидера, а порой и со стремлением к асоциальности.

Характерные черты личности подростка в этом периоде:

- эмоциональная неустойчивость;

- застенчивость;

- агрессивность;

- юношеский максимализм;

- отсутствие чувства адекватной реальности;

- повышенная тревожность;

-стремление к самостоятельности, не подкреплённое     соответствующими физическими и психологическими способностями.

Основной вид деятельности в этом возрасте -  интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому  у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости. Становится очень значимым для ребёнка  мнение о нём класса, других значимых людей.

Этот возраст также характеризуется половым созреванием и психическим взрослением, что выражается в таких характерных чертах, как:

- повышенная чувственность;

- плаксивость (особенно у девочек);

- противоречивость в мыслях и поступках;

- бунтарский дух поведения.

В этом периоде могут  также проявляться или обостряться  унаследованные или приобретенные  психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатические черты характера и др.[13;97].

Агрессивность в поведении  в подростковом возрасте возрастает, и психологи объясняют агрессивность на данном этапе особенностями подросткового возраста.

Агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств  подростков:

1. В это время у  подростка происходит становление  самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.

2. Неудовлетворенность  потребностями находит отражение  в частности в тяге подростков  к интимно–личностному и стихийно–групповому  общению со сверстниками. В процессе  стихийно–группового общения устойчивый  характер приобретают агрессивность,  жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости)[3;147].

В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение.

Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения                             

подростков это желание  выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии.

          Половое созревание–гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание[4;83]. 
             Итак, рассмотрев некоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточное умение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам и экстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а также уязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлению агрессивности.

Кроме того, на формирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья, телевидение, сверстники и др. И если это влияние  негативно, то агрессия обостряется[4;115]. 

Если в семье принято  агрессивное поведение, то это, как  правило, подкрепляет агрессивное  поведение ребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки  могут научиться агрессивному поведению  и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение одна из очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилия провоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведение человека, снимает запреты на агрессивное поведение и др. «Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя». Один из выходов агрессии подростков это преступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростков актуальна и определяется личными особенностями этого возраста[22;63].

 

1.3 Методы и формы социально-педагогической профилактики агрессии в подростковой среде

      Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать  приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить,  что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей[18;117].

     Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и

"снятия" агрессии  вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный

психолого-педагогический опыт, практика психологического

консультирования и  некоторые специальные исследования показывают, что

игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями

и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения,

превращения его в привычную  форму поведения личности. Очевидно, это

связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии

маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга  общения на семью,

оно  действительно  останется не подкрепленным. Если же родители

игнорируют акты  агрессии подростка, то оно не обязательно  остается

неподкрепленным, так  как круг общения подростка уже  не ограничивается

семьей - подкрепление может  быть найдено на стороне. В том  числе,

например, и в виде одобрения    сверстниками агрессии против

"неправильных (не справедливых) действий  родителей". А, кроме  того, в

силу выраженной в подростковом возрасте  тенденции, поведенческой

особенности - пробовать  социальные нормы и     правила "на прочность" и

через это определять границы  допустимого в своем поведении, - отсутствие

реакции взрослых на акты агрессивного поведения  уже само по себе может

стать позитивным подкреплением  агрессии[8;73].

Активное наказание  также рассматривается в  качестве способа

торможения и коррекции  агрессивного поведения. Однако  заторможенные

таким способом агрессивные  реакции не обязательно исчезнут   вовсе и

могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми

непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и

социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная  среда,

которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего[17;12]

          Е.В.Змановская выделяет несколько форм профилактики агрессивного поведения у подростков:

Первая форма – организация  социальной среды. В ее основе лежат  представления о детерминирующем  влиянии окружающей среды на формирование девиации. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы может быть семья, социальная группа(школа, класс) или конкретная личность.

Вторая форма – информирование. Это направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространение  специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Информация о работе Агрессивное поведение