Анализ и программа повышения уровня жизни населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью мое работы является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения России, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни.
Поставленная цель формирует следующие задачи:
дать понятие «уровня жизни» населения;
исследовать виды, источники и формирование доходов населения;
изучить показатели качества жизни;
проанализировать доходы и благосостояние населения;
рассмотреть политику правительства по обеспечению повышения качества жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….. 3
1. Основные показатели уровня жизни населения России.……………………………… 5
1.1.Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы…………………………………………………………………………… 5
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения............................................................ 8
1.3. Совокупные показатели качества жизни…...……………………………………........ 17
2. Анализ и программа повышения уровня жизни населения России.………………….23
2.1.Анализ доходов и благосостояния населения.………………………………………. ..23
2.2.Программа повышения уровня жизни населения….……………………………….... 30
Заключение………………………………………………………………………………...... 35
Список литературы…………………….…………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

моя_1.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо также различать  денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т. д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это "покупательная способность" номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Отметим, что изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата. До появления других условий (оговоренных особо), будем основывать наш анализ на ставках реальной заработной платы с условием, что уровень цен остается постоянным.

Максимальный размер оплаты труда не ограничивается. При  этом месячная оплата труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, определенную на этот период, и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и иные поощрительные выплаты (ст.78 КЗоТ РФ). К ним относятся: доплаты за совмещение профессий, должностей, допуск к государственной тайне, премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах, доплаты за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, за сверхурочную работу и т.д.4

 

1.3. Совокупные показатели качества жизни.

 

Все вышеперечисленные процессы обусловливают актуальность определения стоимости жизни. Положительный опыт в области определения стоимости жизни был приобретен в нашей стране в 20-х годах. Для этой цели был разработан бюджетный индекс стоимости жизни. Начиная с 30-х годов в силу ряда причин этот опыт был, к сожалению, утрачен. Была утрачена и объективность в области социальной статистики.

В настоящее время возникла острая необходимость в исчислении стоимости жизни, или, точнее, индекса стоимости жизни (ИСЖ). В этой связи необходимо более точно определить сущность и назначение ИСЖ. Категория стоимости жизни может быть использована применительно к определению стоимости рабочей силы. Раскрывая экономическую природу заработной платы как превращенной формы стоимости рабочей силы, следует сказать, что стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. В классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей. Стоимость жизни определяется рядом факторов: - уровнем цен на продовольственные товары и услуги; -динамикой различных видов доходов, сбережений; - улучшением системы бесплатного обслуживания; - изменением налогообложения, личных доходов; - структурными изменениями в потребности населения; - условиями жизни и трудовой деятельности; - требованиями моды и меняющимися вкусами и привычками потребителей;- совокупностью демографических характеристик населения.

При таком понимании  термин «стоимость жизни» в большой  степени соответствует содержанию уровня жизни населения, его благосостоянию. Для расчета индекса стоимости жизни фиксируется набор потребительских благ - или «потребительская корзина».

Различают рациональный (оптимальный) и минимальный состав предметов «потребительской корзины». Рациональный состав формируется, исходя из научно обоснованных норм потребления. Минимальный состав определяет тот уровень удовлетворения потребностей в питании, одежде, жилище, ниже которого существование человека недопустимо. Набор продуктов питания в «продовольственной корзине» определяется по нормативам, разработанным Институтом питания академии медицинских наук Российской Федерации.

Данные свидетельствуют  о том, что в последние годы потребление продуктов питания  в России в расчете на душу населения существенно снизилось. По ценным продуктам питания оно оказалось ниже рациональных норм потребления, а уровень потребления многих других продуктов питания находится ниже и минимальных норм питания.

В расчете рационального  и минимального состава «потребительской корзины» используются наборы продуктов для двенадцати половозрастных групп населения: дети в возрасте 1-3 года, 4-6, 7-10 и 11-13 лет; девушки в возрасте 14-17 лет; юноши в возрасте 14-17 лет; мужчины в возрасте 18-59 лет, 60-74 года, 75 лет и старше; женщины в возрасте 18-54, 55-74 и 75 лет и старше. Структура потребления в различных группах населения существенно дифференцирована. Поэтому необходимо обеспечить построение научно обоснованной «потребительской корзины» материальных благ и услуг для каждой из них с выделением отдельных категорий населения: престарелые, инвалиды, одинокие женщины с детьми, многодетные семьи.5

Особое значение имеет  обоснование стоимости жизни  и соответствующей «потребительской корзины», которая признается в качестве минимального прожиточного минимума. Величина этого минимума - одна из основных характеристик жизненного уровня населения, необходимый ориентир при разработке мер по его социальной защите.

Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость  набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления (для взрослых, детей, лиц пожилого возраста), а также минимальных потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре. Все это включается в минимальную «потребительскую корзину».

 

ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА за IV  квартал 2009 года

(по состоянию на 21 апреля  2010 года), рублей в месяц6

Таблица 3

 

Все  
население

В том числе  
по социально-демографическим группам

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Российская Федерация1)

5198

5620

4134

4978

Центральный федеральный  округ

       

Белгородская  область

4172

4480

3361

4125

Брянская область

4311

4620

3515

4279

Владимирская  область

4973

5385

4048

4761

Воронежская область

4924

5268

4059

4970

Ивановская область

4642

5010

3826

4477

Калужская область

4583

4936

3691

4547

Костромская область

4789

5139

3946

4632

Курская область

4493

4878

3674

4245

Липецкая область

4563

4936

3709

4407

Московская область

5850

6557

4256

5452

Орловская область

4145

4517

3478

3930

Рязанская область

4868

5270

4020

4732

Смоленская область

4977

5384

3948

4882

Тамбовская область

3805

4190

2976

3721

Тверская область

4968

5399

4031

4831

Тульская область

4752

5189

3879

4858

Ярославская область

5113

5568

4110

4926

г.Москва

7406

8398

5057

6306

Северо-Западный федеральный округ

       

Республика Карелия

5990

6532

4844

5340

Республика Коми

6798

7251

5405

6416

Архангельская область

6210

6744

4952

5705

Вологодская область

5270

5722

4224

4849

Калининградская область

5209

5540

4218

5110

Ленинградская область

4843

5103

3782

4537

Мурманская область

7579

7841

6373

7479

Новгородская  область

4924

5347

3922

4814

Псковская  область

4603

5094

3616

4281

г.Санкт-Петербург

5232

5824

4058

4545

Ненецкий авт.округ

10271

11064

8421

9748

Южный федеральный  округ

       

Республика Адыгея

4393

4687

3696

4383

Республика Дагестан

4066

4285

3305

3862

Республика Ингушетия

4439

4715

3512

4156

Кабардино-Балкарская Республика

3847

4101

3043

3676

Республика Калмыкия

4311

4609

3502

3995

Карачаево-Черкесская Республика

4119

4365

3208

4176

Республика Северная Осетия – Алания

3895

4165

3204

3784

Чеченская Республика

4898

5411

3630

4560

Краснодарский край

5253

5655

4342

5035

Ставропольский  край

4820

5115

3925

4837

Астраханская  область

4598

4937

3640

4356

Волгоградская область

4647

4996

3784

4508

Ростовская область

4744

5065

3904

4691

Приволжский федеральный округ

       

Республика Башкортостан

4274

4563

3510

4180

Республика Марий  Эл

4292

4614

3378

4093

Республика Мордовия

4228

4552

3416

4080

Республика Татарстан

4101

4522

2965

3911

Удмуртская Республика

4342

4664

3444

4114

Чувашская Республика

4215

4523

3369

4120

Пермский край

5535

5941

4379

5342

Кировская область

4746

5103

3795

4712

Нижегородская область

5040

5459

4059

4869

Оренбургская  область

4445

4745

3624

4278

Пензенская область

4341

4704

3514

4220

Самарская область

5408

5943

4373

5215

Саратовская область

4488

4845

3640

4304

Ульяновская область

4414

4778

3475

4237

Уральский федеральный округ

       

Курганская область

4589

4999

3517

4467

Свердловская  область

5201

5631

4084

4939

Тюменская область

5297

5726

4608

4978

Челябинская область

4595

5010

3532

4437

Ханты-Мансийский авт.округ – Югра

8172

8757

6630

7538

Ямало-Ненецкий авт.округ

9119

9547

6837

8275

Сибирский федеральный округ

       

Республика Алтай

6670

7138

5505

6089

Республика Бурятия

4968

5338

3817

4824

Республика Тыва

5084

5481

3990

4836

Республика Хакасия

4890

5189

3861

4960

Алтайский край

5113

5503

4060

4925

Забайкальский край

5280

5653

4041

5026

Красноярский  край

5889

6335

4402

5698

Иркутская область

5163

5548

4069

4885

Кемеровская область

4260

4567

3304

4209

Новосибирская область

5391

5838

4249

5233

Омская область

4869

5170

4057

4698

Томская область

5644

6046

4442

5260

Дальневосточный федеральный округ

       

Республика Саха (Якутия)

8627

9327

6982

8036

Камчатский край

10890

11366

9094

10420

Приморский край

6401

6869

5054

6210

Хабаровский край

7993

8565

6429

7387

Амурская область

6402

6848

5071

6069

Магаданская область

8638

9098

6746

8511

Сахалинская область

8362

8815

2)

7912

Еврейская авт.область

6116

6643

5018

5715

Чукотский авт.округ1)

10818

11036

9049

10757

1)Данные за III квартал 2009г. 

2)Правительством Сахалинской  области  величина прожиточного  минимума пенсионера не установлена.


 

Наборы продуктов и  услуг, входящих в «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.

Индекс потребительских  цен прожиточного минимума является относительной величиной. Он характеризует  изменение стоимости минимальной  «потребительской корзины», а также  показывает, насколько дороже или дешевле стали реальные условия жизни для низкодоходной части населения. Индекс рассчитывается по формуле Ласпейреса.

С этих позиций определяется индексация доходов, минимального уровня заработной платы, осуществляется использование  различных шкал индексации в зависимости от уровня оплаты труда. В результате может применяться:

- полная индексация. Она  осуществляется в точном соответствии  с индексом потребительских цен на товары и услуги;

- частичная индексация. Она осуществляется в определенной пропорции к индексу цен.

Чем выше уровень индексации доходов, тем более существенное влияние она оказывает на развитие инфляционных процессов, тем медленнее  рассасывается неудовлетворенный  спрос. На практике полная индексация не используется ни в одной стране. Частичная компенсация может быть весьма гибкой и дифференцироваться в зависимости от уровня оплаты труда по отраслям, отдельным группам населения, с учетом необходимости перераспределения рабочей силы и т. п.

Особенно остро вопрос об индексации стоит в отношении тех групп населения, которые имеют фиксированный уровень доходов или рост доходов которых значительно отстает от увеличения стоимости жизни (прежде всего малообеспеченные слои населения). В этих условиях необходимы дотации к растущим розничным ценам.

Дотации к розничным  ценам являются результатом отклонения цен на ряд товаров ниже их стоимости. Величина дотации определяется как  разница между издержками и розничными ценами на определенный круг товаров: мясо-молочная продукция, овощи, отдельные сорта рыбы, товары детского ассортимента, медикаменты и др. Ценовые дотации сознательно используются государством для поддерживания стабильного уровня розничных цен на особо важные предметы потребления. Даже если растут издержки на их производство, потребление населения поддерживается на должном уровне. Таким образом, дотации есть метод перераспределения ресурсов государства в пользу населения.

Источниками дотаций являются налог на добавленную стоимость, акцизный налог. Данные виды налогов представляют собой результат отклонения цен на ряд товаров выше общественных затрат на их производство. Величина указанных налогов определяется как разница между розничными ценами и издержками производства для определенного круга предметов потребления: товары длительного пользования, продукция легкой промышленности, социально вредные товары (алкоголь, табак) и др. Эти налоги балансируют спрос и предложение, обеспечивают устойчивое поступление части доходов населения в государственный бюджет. Налоги используются государством в качестве инструмента перераспределения доходов в макроэкономике.

Таким образом, важно  учесть все факторы, формирующие  динамику потребительских цен и  соответственно стоимость жизни  населения. Только в этом случае могут  быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе

может быть разработан действительный механизм социального контроля и  социальной защиты населения от инфляционных тенденций.

В повышении уровня жизни  населения в современных условиях возрастает роль социальной сферы. В ней реализуются важнейшие принципы развития человеческой личности. К ним относятся:

1) социальная справедливость, или степень социального равенства людей. Она включает их равноправное отношение к средствам производства, равноправное участие в распределении материальных благ, создание равных «стартовых» условий развития для молодежи, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;

2) социальные гарантии. К ним относятся право на  труд, удовлетворение потребностей  в медицинском обслуживании, в образовании, жилье, материальном обеспечении, содействии в культурном росте и отдыхе;

3) повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, решение экологических проблем и охрана природы;

4) гуманизация общественных  отношений на производстве, в  общественно-политической жизни,  в быту. Данное направление обеспечивает гармоничное сочетание многообразных интересов;

5) развитие социальной  активности всех членов общества. Оно предполагает раскрытие и  использование всех созидательных  способностей человека, сочетание  потребления материальных благ с богатой духовной жизнью;

6) гражданская сплоченность  всех составляющих общество социальных  слоев и групп, усиление социальной однородности общества.

Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.

 

  1. Анализ и программа повышения уровня жизни населения России.

 

    1. Анализ доходов и благосостояния населения.

 

Денежные доходы населения  включают оплату по труду всех категорий  населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.

Информация о работе Анализ и программа повышения уровня жизни населения России