Анализ и программа повышения уровня жизни населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью мое работы является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения России, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни.
Поставленная цель формирует следующие задачи:
дать понятие «уровня жизни» населения;
исследовать виды, источники и формирование доходов населения;
изучить показатели качества жизни;
проанализировать доходы и благосостояние населения;
рассмотреть политику правительства по обеспечению повышения качества жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….. 3
1. Основные показатели уровня жизни населения России.……………………………… 5
1.1.Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы…………………………………………………………………………… 5
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения............................................................ 8
1.3. Совокупные показатели качества жизни…...……………………………………........ 17
2. Анализ и программа повышения уровня жизни населения России.………………….23
2.1.Анализ доходов и благосостояния населения.………………………………………. ..23
2.2.Программа повышения уровня жизни населения….……………………………….... 30
Заключение………………………………………………………………………………...... 35
Список литературы…………………….…………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

моя_1.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Распределение населения  по величине среднедушевых денежных доходов (процентов)14

Таблица 10

 

2005

2006

2007

2008

Все население

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.

       

до 4000,0

28,9

20,5

14,3

9,8

4000,1 – 6000,0

20,3

17,7

14,8

12,0

6000,1 – 8000,0

14,9

14,7

13,6

12,1

8000,1 – 10000,0

10,3

11,2

11,3

10,9

10000,1 – 15000,0

13,9

17,1

19,1

20,1

15000,1 – 20000,0

11,7

8,4

10,6

12,4

20000,1 – 30000,0

-

10,4

9,6

12,4

Свыше 30000,0

-

-

6,7

10,3


 

    1. Программа повышения уровня жизни населения.

Россия, как  и другие страны, сталкивается с  различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

Преобразования  в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке.

Основные направления  государственной политики в области  сельского хозяйства определены пятилетней Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающей весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны.

Наибольший вес в  общем объеме ассигнований в 2010 году будут занимать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным  и краткосрочным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, как одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки сельского хозяйства, субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции и залоговых операций

Кроме того, в 2010 году и  в дальнейшем на цели поддержки сельского  хозяйства будут использоваться средства ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг», в том числе – за счет взносов из федерального бюджета в 2009 году (в объеме, соответственно, 45 млрд. рублей и 25 млрд. рублей).

во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование.

В 2010-2012 годах будет  продолжена реализация приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье», подтвердивших свою эффективность в качестве инструментов реализации системных преобразований в соответствующих сферах.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2010-2012 годах планируется продолжение мероприятий, действовавших в 2009 году. Объемы бюджетных ассигнований на эти цели предусматриваются в сумме по 16,0 млрд. рублей ежегодно в 2010-2012 годах.

Предусматривается дальнейшая реализация мероприятий по совершенствованию организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях (с ежегодной поддержкой до 10 регионов).

С 2010 года ежегодное поощрение  будет получать 1 тысяча лучших учителей в размере по 200 тыс. рублей, а 2360 представителей талантливой молодежи получать премии, в том числе 950 человек в размере 60 тыс. рублей и 1410 человек в размере 30 тыс. рублей. Ранее выделявшиеся бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на установление вознаграждения за классное руководство предусматривается направить на  обеспечение введения в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации новых условий оплаты труда и реализовать данное мероприятие в рамках государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

В целях создания условий  для качественного обучения и  успешной социализации лиц с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья предусматривается дальнейшее финансовое обеспечение мероприятия, связанного с развитием дистанционного образования для 35 тысяч детей-инвалидов.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»,  кроме ранее действующих мероприятий, предусматриваются новые направления:

- подготовка и повышение  квалификации медицинских работников  федеральных центров высоких медицинских технологий;

- совершенствование медицинской  помощи детям с нарушением  слуха и инвалидам по слуху;

- обследование населения  с целью выявления туберкулеза,  лечение больных туберкулезом, профилактические  мероприятия.

Общий объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2010-2011 годах предусматривается на уровне 2009 года с некоторым перераспределением средств между отдельными направлениями.

в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Решение жилищных проблем  будет оставаться одним из основных социально значимых приоритетов.

В целях обеспечения  социальных обязательств перед ветеранами и инвалидами Великой Отечественной  войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 № 714 в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрены необходимые бюджетные ассигнования. Обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий указанной категории граждан должно быть завершено до 1 мая 2010 г.

Обеспечение жильем остальных  категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите граждан в Российской Федерации» будет осуществляться в объемах, которые возможно учесть в федеральном бюджете исходя из задач оптимизации.

Продолжится реализация ФЦП «Жилище» на 2002-2012 годы, разрабатывается проект соответствующей долгосрочной целевой программы на период до 2015 года. Предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение постоянным и служебным жильем военнослужащих. Планируется восстановление средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году.

В 2010 году начнется новый  этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного  финансирования пенсий станет повышение  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой  станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.

Проведенные реформы  позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Последовательное осуществление  политики, базирующейся на указанных  ориентирах, предполагает переход к  модели “субсидиарного государства”, которое обеспечивает перераспределение  социальных расходов в пользу самых  уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При таком подходе граждане, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе значительную часть социальных благ этой категории граждан следует предоставлять преимущественно на конкурентной основе через предприятия негосударственных форм собственности.

В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также  предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.

Безусловным приоритетом в области  социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая Программа предусматривает опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.15

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная  рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно  сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.

На основании изложенного  сделаем ряд выводов:

Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами увеличивается. Это далеко положительно влияет на благосостояние населения России.

Во-вторых, с  помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

В-последних, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения.

 

Список литературы

 

  1. Абакумова Н.Н., Р.Я. Подовалова Политика доходов и заработной платы, - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, - 1999
  2. Биктимирова З. Качество жизни: продовольственная безопасность.// Экономист. – 2005. - №2 – с.78.
  3. Бобков В. Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. – М.: ВЦУЖ, 1995.
  4. Видяпин, В.И. Экономическая теория/ под ред. В.И. Видяпина – М.: ИНФРА-М., - 2003 г.
  5. Горелова Н.А. Политика доходов и качество жизни населения - С. – П.: ПИТЕР.: - 2003 г.
  6. Добрынин, А.И. Экономическая теория/ под ред. А.И. Добрынина - С. – П.: ПИТЕР.: - 2001 г.
  7. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. N 89.
  8. Капелюшников Р. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности.// Вопросы экономики. – 2005. - №4 – с.66.
  9. Колганов А., Дубянская Г.Ю. Экономико-статистический анализ заработной платы в России.// Российский экономический журнал. – 2003. - №11-12 – с.76.
  10. Кучма М. Исчисление среднего заработка.// Человек и труд. – 2005. - №9 – с.75.
  11. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы -  М: Центр экономики и маркетинга, 2000г.
  12. Носова, С.С. Экономическая теория/ С.С. Носова- М.: Дашков и К., - 2003 г.
  13. Романов, А.Н. Уровень жизни населения/ А.Н. Романов, В.М Жеребин – М.: Юнити-Дана., - 2002 г.
  14. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. /Под.ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. – М: Б., 1999
  15. «Информация о социально-экономическом положении России» - www.gks.ru
  16. «Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012», www.eg-online.ru/information/76012/

Информация о работе Анализ и программа повышения уровня жизни населения России