Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются методы формирования репродуктивной культуры современной молодежи.
Цель исследования: проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры современной молодежи.
Задачи:
Определить роль социального работника в формировании здорового образа жизни населения.
Проанализировать понятие репродуктивной культуры и выявить ее значение для современной молодежи.
Определить уровень репродуктивной культуры современной молодежи.
Проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи.

Файлы: 1 файл

репродуктиная культура.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Особого внимания в этом контексте  заслуживает современная молодежь, которая является не только основным источником пополнения трудовых ресурсов общества, но и наиболее активной частью общества. Воспитать у молодежи высокую требовательность к себе, жизненную потребность трудиться, умение вести здоровый образ жизни и заботиться о своём здоровье — это одна из главных задач социальной политики государства, а значит и социальной работы тоже [3].

Таким образом, в современном российском обществе, проблемы сохранения, развития здоровья человека и формирования здорового  образа жизни обострились. Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения, а для этого социальному работнику необходимо выполнять множество различных функций: диагностическую, прогностическую, предупредительно-профилактическую, правозащитную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-медицинскую, социально-бытовую, коммуникативную, рекламно-пропагандистскую, нравственно-гуманистическую, организационную.

То есть, в компетенцию социального работника входят практически все стороны общественной жизни. И отсюда следует, что основная роль социального работника – это сохранение здоровья и жизни клиентов. Любые услуги социального работника прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Одно из центральных направлений социальной работы в формировании здорового образа жизни является воспитание сознательного, активного отношения к здоровью. Особого внимания в этом контексте заслуживает современная молодежь. Воспитать у молодежи высокую требовательность к себе, жизненную потребность трудиться, умение вести здоровый образ жизни и заботиться о своём здоровье — это одна из главных задач социальной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие репродуктивной культуры и ее значение для современной молодежи

 

В настоящее  время важна роль семьи в охране и укреплении здоровья населения, в рождении и воспитании подрастающего поколения. Подготовка к супружеству начинается с восприятия примера поведения родителей в семейной жизни. Далее в этот процесс включаются работники детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений. В решении задачи повышения роли семьи в охране здоровья и воспроизводства здорового потомства важное место должны занимать медико-социальные меры, осуществляемые среди молодежи до брака и на этапе создания семьи [7].

В настоящее время одно из центральных мест у современной молодежи занимают проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем. В значительной степени этому способствуют повышение сексуальной активности, рост частоты венерических заболеваний, а также увеличение числа гинекологических заболеваний, обусловленных ранними беременностями, абортами и родами [4].

То есть, репродуктивное здоровье – это уровень физического, психического и социального благополучия мужчин и женщин, позволяющий им вести безопасную половую жизнь  и свободно принимать решения о рождении и воспитании детей. Репродуктивное здоровье зависит от множества факторов, включая обеспечение доступа к безопасным и надежным средствам контрацепции, половой грамотности, профилактики венерических заболеваний и т.д. [5].

 В отличие от понятия «репродуктивное здоровье» понятие «репродуктивная культура» не назовешь признанным и устоявшимся, но само явление, обозначаемое как репродуктивная культура, бесспорно, существует.  Культура появляется там и тогда, где и когда люди, обретая человеческие черты, выходят за пределы природной необходимости и становятся творцами своей жизни [6].

Культура как  социальное явление охватывает все  сферы жизнедеятельности человека. Но если говорить о репродуктивной культуре, то этот фрагмент общечеловеческой культуры остается на периферии научного знания и не привлекает к себе особого внимания.

Выделение и  осмысление репродуктивной культуры в  качестве самостоятельного явления  можно расценивать как результат  дифференциации и интеграции научного знания.

Все, что связано  с продолжением рода как одной  из функций человеческого организма, реализацией его инстинктивной  программы, традиционно рассматривается, прежде всего, с биологических и  медицинских позиций. Однако, клубок социальных проблем, запутывающихся вокруг способности человека иметь или не иметь детей, заставляет осмыслить проблемы человеческой репродукции с позиций гуманитарных наук [1].

Лапцевич Т. связывает понятие репродуктивной культуры с явлениями отцовства, материнства, с ценностью человеческой жизни, особенно у её истоков, с отношением личности, семьи, общества в разных культурах к детям, деторождению, а также теми технологиями в репродуктивной сфере, которые практически постоянно присутствуют в культуре человека на протяжении всего его существования [17]. Данный автор исследует состояние репродуктивной культуры в эпоху Возрождения и отмечает, что ценности репродуктивной культуры в период раннего Возрождения были основаны, прежде всего, на долге. Рождение детей рассматривается как природная обязанность, которую каждый человек должен выполнить. Ребёнок провозглашается ценностью, дороже которой ничего нет. Антиценностью признаётся бесплодие супругов.

В осмыслении современного содержания понятия «репродуктивная  культура» нужно отталкиваться от таких понятий как: «сексуальная культура»,  «культура здорового образа жизни» [4].

  Сексуальная культура относится к важнейшим понятиям, раскрывающим содержание сексуального поведения. Кащенко Е. А.  подразумевает под сексуальной культурой способ утверждения человека в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов [6].

В реальной жизни  современного человека его сексуальные и репродуктивные цели пересекаются редко. Сексуальная культура регулирует сексуальное поведение человека, формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образцов поведения, которая будучи усвоенной в процессе социализации, определяет сексуальный сценарий индивида, стиль его взаимоотношений с партнером, вводит половую жизнь в социально-приемлемые рамки на благо общества, семьи, брака.

Репродуктивная  культура подразумевает решение  двух взаимоисключающих задач: не допускать  начала новой жизни или, наоборот, реализовать свое стремление к рождению ребенка, учитывая опыт прежних поколений. По отношению к сексуальному поведению человека она является той технологией, которая реально отделяет потребность продолжения рода от других потребностей, реализуемых за счет сексуальной активности [19].

 Графически можно было бы представить репродуктивную культуру и сексуальную культуру как отдельные и самостоятельные, но частично перекрывающиеся области культуры [6].

В обыденном  сознании сложился устойчивый стереотип, согласно которому здоровый образ жизни это, прежде всего, отсутствие вредных привычек или разного рода зависимостей. Необходимость разумной физической нагрузки, правильная организация труда и отдыха, рациональное и полноценное питание также заняли устойчивые позиции в определении сути здорового образа жизни [8]. Но проявления человеческой активности значительно многообразней, соответственно и представления о культуре здорового образа жизни должны освещать все стороны человеческого существования и, в частности, репродуктивную сферу.

Таким образом, репродуктивная культура является неотъемлемой частью культуры здорового образа жизни. Обладая высокой репродуктивной культурой, человек будет строить  свое репродуктивное поведение на основе принципов здорового образа жизни.

Способность иметь  детей или, иначе, высокая фертильность не всегда оценивается индивидом  положительно, поскольку порождает  противоречие между значительным физиологическим  потенциалом организма и весьма ограниченными реальными репродуктивными  потребностями современного человека [1].

Это противоречие, во-первых, создает постоянное напряжение в сексуальных отношениях, во-вторых, порождает необходимость держать  под контролем репродуктивные возможности  организма, и, в третьих, возникает  проблема выбора средств этого контроля. Все эти проблемы имеют место, конечно, только в том случае, если индивид осознает всю меру ответственности, связанную с собственным репродуктивным здоровьем.

Кроме того, для  определенной части женщин, имеющих  особые состояния или заболевания, не совместимые с беременностью и родами, здоровье репродуктивной сферы, как это не парадоксально, создает угрозу для жизни. В целом, беременность и роды имеют огромное положительное значение для женского организма, но в то же время связаны с травматизмом и возможными осложнениями [6].

Стоит отметить и гендерные нюансы, если мужская  фертильность оценивалась и оценивается  исключительно положительно, то способность  женщины к деторождению всегда делала ее более уязвимой, а оценка этой способности зависела от социального контекста. В тяжелые времена на фоне дефицита материальных ресурсов женская фертильность становилась не желанной, так как только увеличивала груз испытаний и лишений. Брачный статус женщины также накладывал отпечаток на восприятие ее потенциальных репродуктивных возможностей.

Несмотря на многочисленные «хлопоты», человек, тем  не менее, не стремится расстаться с  собственной фертильностью. Об этом свидетельствует, в частности, непопулярность в России хирургической стерилизации как среди женщин, так и, особенно, среди мужчин. Бесплодие сегодня, также как и в эпоху Возрождения, воспринимается в качестве своеобразной функциональной инвалидности, истоки которой приписывают не только «земным» причинам, но и причинам «небесным», связанным с «божественным провидением» [7].

Таким образом, особенность репродуктивного здоровья в том, что, с одной стороны, оно  есть благо, а, с другой, это потенциальный  риск, влекущий за собой изменение  социального положения человека, а в некоторых случаях представляющий угрозу его физическому существованию. И, если общее физическое и душевное здоровье - это безусловная ценность, то репродуктивное здоровье представляет собой физиологический потенциал, который может из созидательной силы стать силой разрушительной. Этот факт наглядно доказывает значимость освоения репродуктивной культуры как для отдельного человека, так и общества [6].

Для человека, стремящегося к здоровому образу жизни, способность  к продолжению рода - это бесценный  и особый дар, который ко многому обязывает, накладывает определенные ограничения и ответственность, причем не только за свою жизнь и здоровье, но жизнь и здоровье своего сексуального партнера, жизнь и здоровье уже рожденных или будущих детей.

Соответствие  репродуктивного поведение человека принципам здорового образа жизни заключается в том, что индивид, решая проблему выбора средств контроля своих репродуктивных способностей, может подорвать как репродуктивное, так и общее состояние здоровья. В основном это проблема женщин, именно они испытывают на себе все новые и старые веяния в области контрацепции и соответственно сталкиваются с проблемой «побочных эффектов», подрывающих их здоровье, о чем свидетельствуют медицинские исследования [8].

Рациональный  концепт репродуктивной культуры  для людей, ориентированных на здоровый образ жизни, зачатие и рождение ребенка не станет случайным событием. В идеале готовность к продолжению рода выражается в совокупности условий: во-первых, как женский, так и мужской организм должен быть физиологически зрелым и относительно здоровым; второе условие - социальная зрелость личности и ее экономическая состоятельность, и, наконец, третье - психолого-педагогическая грамотность в вопросах, связанных с освоением родительских ролей [11].

В постсоветском  российском обществе пока не наблюдается заметного участия основных субъектов воспитательной и образовательной работы (семья, школа, средне-профессиональные и высшие учебные заведения) в формировании репродуктивной культуры подрастающего поколения. Подготовка к рождению ребенка одна из задач этого процесса. В последние годы она, наконец, начала реально осуществляться в рамках медицинских учреждений, учреждений дополнительного образования, частных коммерческих инициатив.

 Главная цель социальной работы в подготовке к рождению ребенка: помочь семье встретить рождение ребенка в радости, воспринимая это событие как венец длительного творческого процесса, слияние природных, божественных, человеческих усилий и, в то же время, как начало другого куда более длинного и тернистого пути взаимного развития и совершенствования. То есть формирование готовности к родительству, его начальным и самым ответственным стадиям: беременность, роды и первые дни, недели жизни ребенка в семье [6].

Таким образом, репродуктивная культура является важной составной частью культуры здорового образа жизни. Обладая высокой репродуктивной культурой, человек будет строить свое репродуктивное поведение на основе принципов здорового образа жизни. Соответствие репродуктивного поведения человека принципам здорового образа жизни заключается в том, что индивид, решая проблему выбора средств контроля своих репродуктивных способностей, может подорвать как репродуктивное, так и общее состояние здоровья. В основном это проблема женщин, именно они испытывают на себе все новые и старые веяния в области контрацепции и соответственно сталкиваются с проблемой «побочных эффектов», подрывающих их здоровье, о чем свидетельствуют медицинские исследования.

Информация о работе Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи