Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются методы формирования репродуктивной культуры современной молодежи.
Цель исследования: проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры современной молодежи.
Задачи:
Определить роль социального работника в формировании здорового образа жизни населения.
Проанализировать понятие репродуктивной культуры и выявить ее значение для современной молодежи.
Определить уровень репродуктивной культуры современной молодежи.
Проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи.

Файлы: 1 файл

репродуктиная культура.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Формирование репродуктивной культуры, прежде всего, у молодежи является важным направлением образовательной и воспитательной работы, от реализации которого зависит решение демографических и целого ряда других социальных проблем российской действительности. Человек, не обладающий репродуктивной культурой, также как и неумелый водитель за рулем автомобиля, представляет большую угрозу для самого себя и окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная работа по формированию репродуктивной культуры современной молодежи
    1. Уровень репродуктивной культуры современной молодежи

 

Репродуктивная  культура представляет собой систему знаний, умений, ценностей, регулирующих репродуктивное поведение человека, которое может быть направленно на рождение детей или избегание этого события. Репродуктивная культура определяет репродуктивный сценарий, т. е. самоопределение индивида относительно выбора числа и сроков рождения детей, отношения к собственным репродуктивным возможностям, предпочтения тех или иных способов их регуляции и разумного использования на благо личной самореализации и общественного благополучия [19].

На сегодняшний день общественное благополучие в России сильно подорвано низкой рождаемостью, высокой смертностью, высоким уровнем искусственных абортов, постоянно ухудшающимся здоровьем населения репродуктивных возрастов, прежде всего, молодежи.

Социологические опросы показывают, что у молодежи в основном, очень низкий уровень представлений по вопросам, касающимся демографических закономерностей в развитии общества, социальных и биологических условий поддержания репродуктивного здоровья, современных норм репродуктивного поведения, методов и средств регулирования момента наступления беременности, знания собственных прав в области планирования семьи и т. д. Этические оценки таких явлений как раннее начало сексуальной жизни, ее внебрачный характер, одномоментная или хронологическая полигамия четко не определены, присутствует оправдательное отношение к искусственному прерыванию беременности [18].

Перечисленные наблюдения свидетельствуют о низкой репродуктивной культуре молодежи, порождающей серьезные социальные проблемы:

– стихийность  в осуществлении репродуктивного поведения, отсутствие личной репродуктивной стратегии;

– ценностный и  информационный дефицит в вопросах репродуктивного поведения;

– несоответствие репродуктивных установок интересам государства (ориентация на малодетность);

– использование  негуманных мер регуляции собственной фертильности (аборты), подрывающих физическое и нравственное здоровье молодежи;

– глубокий конфликт межу профессиональными и родительскими ролями;

– распад молодых  семей из-за кризиса, связанного с  рождением ребенка [6].

Одним из показателей уровня репродуктивной культуры является отношение к аборту. Позитивное отношение к искусственному прерыванию беременности, говорит о низком уровне репродуктивной культуры. Неприятие аборта в качестве средства контроля над рождаемостью можно расценивать как одну из составляющих высокой репродуктивной культуры [4].

Когда говорят  о педагогической профилактике девиантного поведения в молодежной среде, в первую очередь обращают внимание на такие негативные проявления как наркомания, молодежная преступность, пивной алкоголизм. Но необходимо не терять из виду и другие формы девиантного поведения, например, относящиеся к сфере репродуктивного самоопределения молодежи, а именно - искусственному прерыванию беременности или абортам [6].

Все разнообразие индивидуальных воззрений на искусственные  и самопроизвольные аборты, укладывается в три позиции.

Согласно первой, аборт рассматривается как завуалированное  убийство, жестокое преступление против человека, который находится на внутриутробной стадии своего развития. В рамках данной позиции, активно пропагандируемой Русской Православной Церковью и другими конфессиями, началом человеческой жизни считается момент зачатия, а игнорирование этого факта рассматривается как дискриминация по возрасту, месту жительства, социальным и медицинским обстоятельствам [2].

Полярно противоположной  точки зрения придерживаются сторонники абортов, видящие в нем способ реализации репродуктивных прав граждан и неотъемлемое право женщины распоряжаться своим телом. В данном случае этические переживания отрицаются за счет того, что началом человеческой жизни считается момент рождения.

 Между этими полюсами лежит третий вариант, согласно которому аборт оправдан при определенных условиях жизни или неблагоприятном стечении обстоятельств. Эта позиция соответствует официальной идеологии «меньшего зла», приемлемого в трудной жизненной ситуации [23].

Большинство молодых  людей расценивают аборт как  приемлемый способ регуляции репродуктивного  поведения, как доказательство суверенности репродуктивных прав граждан, как один из способов управлять своей жизнью, планировать число детей семье.

 Не всем ясно, что искусственные аборты не относятся к понятию «контрацепция», а являются как раз результатом отсутствия всякой контрацепции или неумелого ее использования. Широкое распространение абортов дискредитирует идею сознательного планирования семьи, искажает ее здравый смысл, поскольку выбор числа детей и сроков их рождения необходимо делать еще до момента наступления беременности, грамотно регулируя собственное репродуктивное поведение [4].

Если в 1920 г, когда Советская Россия впервые  в мире легализовала аборты, это можно было рассматривать как достижение и проявление прогресса, то в ХХI веке аборты выглядят варварством, проявлением безответственности в сексуальных отношениях, имеющем плачевные последствия [11].

Последствия абортов  хорошо изучены, они поражают и тело, и душу, сказываются на отношениях с людьми, определяют дальнейшее мироощущение. Помимо многочисленных следствий для индивида, общество тоже несет немалый ущерб. Искусственные аборты напрямую усиливают депопуляционные процессы, так как ощутимо снижают показатели рождаемости и остаются одной из ведущих причин женской смертности. Они подрывают современные представления о гуманизме, нравственности, делают двуличной существующую мораль.

Поэтому, искусственные  аборты следует рассматривать как одну из форм девиантного поведения, представляющую собой отклонение в области репродуктивного поведения, имеющее значительные отрицательные следствия для индивида и для общества [4].

 Как и наркоманы, люди, принимающие решение об аборте, таким образом бегут от реальности, не желая принимать сложившиеся обстоятельства, а видоизменяя их искусственным образом.

Аборты могут  органически сочетаться с другими  девиациями: пьянством, проституцией, наркоманией или существовать отдельно от них.

Как правило, решение прервать беременность оправдывают невозможностью создать благоприятные условия для рождения и воспитания детей. Для молодежи наиболее характерны следующие мотивы: отсутствие брачных отношений на момент возникновения беременности; случайность сексуального контакта, приведшего к беременности; экономическая несостоятельность; расценивание беременности как помехи в карьерном росте; страх перед изменением собственного тела (потеря физической привлекательности), страх осуждения внебрачной беременности, страх разрыва отношений с партнером или родителями и т.д. Но все эти причины иного масштаба, не сопоставимого с двумя ключевыми вопросами - жизни и смерти [25].

 Причина абортов среди молодежи кроется в дисбалансе между высокой степенью свободы и низкой степенью социальной ответственности, помноженной на восприятие аборта как приемлемого способа регулирования собственной фертильности. Профилактика абортов требует не карающих, а помогающих мероприятий, которые позволили бы без жертв решать проблемы незапланированных беременностей среди молодежи.

 В настоящее время в России отсутствует какая-либо действенная поддержка женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с беременностью, а профилактика искусственных абортов вменяется в обязанность медицинских учреждений и, соответственно, ведется по мере обращения за медицинской помощью [7].

Поскольку профилактика возложена на медицинские службы, аргументы, приводимые против аборта, носят медицинский характер, а  основной путь профилактики видится  в распространении информации о методах контрацепции. Этической оценке абортов не уделяется должного внимания, тогда как для формирования любой культуры, в том числе контрацептивной, недостаточно новых знаний и умений, необходим ценностный компонент.

 Медицинские учреждения изначально не предназначены для воспитания, обучения, пропаганды каких-либо идей; они не в силах разрешить тот клубок мировоззренческих, психологических, социальных причин, создающих питательную среду для абортов [10].

Среди аргументов против аборта должны превалировать ценностные категории, а не медицинские «страшилки». У молодежи важно сформировать понимание того, что:

  • жизнь возникает с момента зачатия и, соответственно, аборт это убийство;
  • никто не вправе распоряжаться чужой жизнью;
  • дети - это мощный стимул и поддержка в старости;
  • воспитание детей - большое поле для творчества и самореализации;
  • аборт не является выходом из сложной ситуации, он не облегчает жизнь, а порождает новые проблемы;
  • если мать не может позаботиться о ребенке, о нем позаботятся другие [4].

 Опыт Свердловской области и других регионов (Архангельской, Белгородской, Волгоградской областях [9; 21]), позволяет утверждать, что в последнее время наряду с медицинскими структурами в заботу о репродуктивном здоровье, репродуктивном поведении семьи и молодежи постепенно включаются социальные службы, центры дополнительного образования, религиозные и общественные организации. Но государственные социальные службы медленно проникают в сферу профилактики абортов, бесплодия, сохранение репродуктивного здоровья, укрепление идей осознанного родительства, формирование социально приемлемых репродуктивных установок населения (молодежи, прежде всего).

А также и  система общего и профессионального  образования стоит в стороне  от этой деятельности, тогда как социальные проблемы, вырастающие из-за пробелов в репродуктивной культуре, одолевают в том числе и учащуюся молодежь от 14 до 25 лет, которая большую часть своего времени проводит в учебных учреждениях.

К приоритетным целям современной воспитательной работы в учебных заведениях наряду с гражданским воспитанием, профилактикой зависимостей следует отнести и оказание влияния на репродуктивное самоопределение молодежи [19].

Репродуктивное  самоопределение – процесс осознания собственных репродуктивных потребностей и их соотнесение с соответствующими возможностями – биологическими и социальными. Репродуктивное самоопределение выражается в устойчивых представлениях об идеальных количественных, качественных и временных рамках репродуктивного поведения (число детей, их половая принадлежность, сроки рождения), в определении личностных смыслов продолжения рода или поддержания состояния бездетности, сознательном осуществлении контрацептивного выбора, целенаправленной подготовки к материнству и отцовству [4].

Процесс репродуктивного  самоопределения начинается еще в детстве и продолжается до момента угасания фертильности, т. е. биологической способности иметь детей.

На репродуктивное самоопределение влияют многие факторы: национальная, конфессиональная, профессиональная принадлежность человека, его социальный и брачный статусы; состояние социальной политики, экономики, доступность и качество медицинских услуг, тенденции моды и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что у современной молодежи репродуктивная культура находится на низком уровне. Отношение к аборту является одним из показателей уровня репродуктивной культуры. Позитивное отношение к искусственному прерыванию беременности, говорит о низком уровне репродуктивной культуры. Неприятие аборта в качестве средства контроля над рождаемостью можно расценивать как одну из составляющих высокой репродуктивной культуры.

Проблема искусственных  абортов заслуживает пристального внимания, так как для развивающегося плода (ребенка) - это смерть, для  женщины - это угроза ее жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию, а для общества это сложная этико-правовая проблема.

 В российском обществе количество абортов снижается медленно. В том числе потому, что не наблюдается заметного участия основных субъектов воспитательной и образовательной работы, а также социальной работы в преодолении «абортной культуры», выросшей из реалий советского образа жизни.

Необходимо  признать искусственные аборты формой девиантного поведения и вести  педагогическую профилактику этого явления среди молодежи, смысл которой в оказании влияния на репродуктивное самоопределение, выработку личных репродуктивных стратегий, повышении репродуктивной культуры юношей и девушек.

    1. Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи

 

 Многие современные  социальные проблемы связаны  с репродуктивным поведением и репродуктивным здоровьем человека. Неразвитые личностные смыслы продолжения рода, несформированные ценности отцовства и материнства, беспечное отношение к собственным репродуктивным возможностям привели к тому, что на сегодняшний день общественное благополучие в России сильно подорвано низкой рождаемостью, высокой смертностью, высоким уровнем искусственных абортов, растущими масштабами бесплодия [7].

Информация о работе Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи