Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:11, реферат

Описание работы

Структуру настоящего отчета определили две задачи, стоявшие перед исследователем:
1) проанализировать законодательство РФ на предмет наличия в нем определений термина «социальное предприятие»;
2) на основе изучения законодательства выделить инструменты государственного регулирования деятельности социальных предприятий в России.

Файлы: 1 файл

Акрамовская-правка1.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного регулирования этой сферы

 

Анастасия Акрамовская 

 

Введение. Предмет, структура и методология исследования

Структуру настоящего отчета определили две задачи, стоявшие перед исследователем:

1) проанализировать законодательство РФ на предмет наличия в нем определений термина «социальное предприятие»;

2) на основе изучения законодательства выделить инструменты государственного регулирования деятельности социальных предприятий в России.

Исследование проводилось методами анализа и сравнения отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предприятие», а также термины, производные от него и связанные с ним. Для поиска нормативных правовых актов использовались справочные правовые системы «ГАРАНТ» и «Консультант Плюс». Анализировались и действующие, и не действующие на момент проведения исследования документы (в последнем случае об этом делалась отметка).

Список нормативных правовых актов  приведен в Приложении 3. В тексте исследования в квадратных скобках [__] дается ссылка на номер соответствующего нормативного правового акта в списке. Приложение 1 содержит выборочный обзор определений социальных предприятий, встречающихся в законодательстве РФ. В Приложении 2 в качестве примера приведено «Положение о проведении аккредитации социальных предприятий питания» (г. Москва). В Заключении сделаны выводы и рекомендации для дальнейшего изучения законодательства РФ.

 

Раздел I. Законодательные определения термина «социальное предприятие» в нормативных правовых актах РФ

Российскому законодательству известны конструкции, с помощью которых в разных странах мира характеризуют такое явление, как социальное предпринимательство1. В России, например, существуют организации, использующие труд инвалидов. Их поддерживает государство (они в том числе пользуются налоговыми льготами при уплате налога на прибыль – в части средств, направленных на социальную защиту инвалидов2), если инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников и доля расходов на оплату труда инвалидов составляет не менее 25 процентов.

Другой пример – предпринимательская деятельность некоммерческих организаций (в соответствии с международной практикой коммерческие подразделения некоммерческих организаций относятся к социальным предприятиям). Российское законодательство позволяет некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствует им. При этом прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, не может распределяться между учредителями (участниками), а должна направляться на достижение тех целей, ради которых организация была создана. Некоммерческая организация по общему правилу может (но не должна) для ведения предпринимательской деятельности создать коммерческую организацию (выступить ее учредителем и соучредителем). Прибыль, полученная некоммерческой организацией от предпринимательской деятельности, за редким исключением облагается налогом, как и прибыль, полученная коммерческой организацией. Налоговых льгот практически нет3.

Термин «социальное предприятие» (и производные от него) в законодательстве России используется применительно только к двум группам организаций.

1. Организации, предоставляющие товары, работы и услуги социально незащищенным категориям граждан по сниженным (по сравнению с рыночными) ценам. Это социальные предприятия розничной торговли (социальные магазины), питания (социальные столовые), бытового обслуживания (бани, парикмахерские, ремонтные мастерские и проч.). Перечни социально незащищенных категорий граждан (как правило, к ним всегда относят ветеранов, пенсионеров, инвалидов; сюда же могут быть отнесены многодетные и малоимущие семьи, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и др.), видов товаров, работ, услуг (как правило, это базовый набор продуктов питания и товаров первой необходимости, а также бытовых услуг) устанавливаются на региональном или местном уровне. Часто социальные предприятия этой группы подлежат аккредитации (как, например, в Москве и Красноярске), которая дает им определенные льготы и преимущества (скажем, налоговые льготы, льготы по уплате аренды).

Примеры определений социальных предприятий первой группы и связанных с ними терминов приведены в Приложении 1. Там же – извлечения из нормативных правовых актов с оценкой количества предприятий этой группы в Москве и Красноярске. Источником дополнительной информации о социальных предприятиях первой группы могут стать департаменты потребительского рынка и услуг администрации области/города.

Интересно, что в регионах России встречаются примеры продвижения социальных предприятий первой группы (социальных предприятий розничной торговли и бытового обслуживания) под единым, разработанным на региональном или муниципальном уровне, брэндом. Так, в Красноярске в соответствии с постановлением администрации города [1] должен быть разработан единый по стилю и дизайну логотип «Социальная поддержка» и установлен на каждом социально ориентированном предприятии бытового обслуживания.

 

В Кемеровской области, чтобы улучшить снабжение малообеспеченного населения продовольственными и промышленными товарами по доступным ценам, в соответствии с Распоряжением коллегии областной администрации [10] предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, потребкооперации, торговым организациям и индивидуальным предпринимателям предложено создать на базе действующих и путем открытия новых торговых объектов сеть социально ориентированных торговых предприятий – губернских рынков и магазинов. При этом торговое предприятие, получившее наименование «губернское», должно иметь:

– вывеску в единой желто-зеленой цветовой гамме с наименованием «губернское»;

– форменную одежду в единой желто-зеленой цветовой гамме для работников торгового предприятия;

– дополнительную информацию для покупателей о сниженных ценах в губернском торговом предприятии.

 

2. Организации, называемые в нормативных правовых актах социально ориентированными предприятиями, социально значимыми предприятиями, предприятиями социальной направленности и предприятиями высокой социальной ответственности. Это, с одной стороны, организации, которые можно отнести к социально ответственному бизнесу, с другой стороны – представляющие большую социальную значимость для региона (в силу того, что являются градообразующими или, например, единственными производителями/поставщиками социально значимых или стратегически важных товаров, работ, услуг).

Интересно, что среди организаций первой подгруппы (социально ответственный бизнес) часто проводятся конкурсы на лучшую организацию (в отрасли, регионе). При этом в качестве критериев оценки используются:

– оплата и стимулирование труда работников;

– охрана здоровья и безопасные условия труда на предприятии;

– реализация социальных программ на предприятии;

– содействие занятости населения.

 

В отношении предприятий  второй подгруппы прослеживается следующая  тенденция: то, что предприятие является социально значимым, судами признается смягчающим обстоятельством и учитывается при определении размеров штрафов, пени и иных платежей [41–44].

Примеры определений  социальных предприятий второй группы также приведены в Приложении 1.

Единичным случаем употребления рассматриваемого нами термина в законодательстве РФ является Постановление мэра и городского Совета народных депутатов города Архангельска [45], в соответствии с которым в целях формирования политики в работе внешкольных учреждений, удовлетворения запросов детей и подростков Архангельска внешкольные учреждения города должны реорганизоваться в городские муниципальные социальные предприятия по работе с детьми и подростками. Похоже, что в данном контексте термин «социальное предприятие» употребляется как синоним термина «муниципальное учреждение, оказывающее социальные услуги».

 

Раздел II. Инструменты государственного и муниципального регулирования, поддержки и развития социальных и социально значимых предприятий (далее – СП), используемые в регионах РФ

Можно выделить две группы инструментов, тем или иным образом регулирующих деятельность социальных предприятий.

I. К первой группе относятся инструменты поддержки и развития СП.

  1. Конкурсы на лучшее СП в определенной области/по определенному признаку. Обычно целью таких конкурсов называется «пропаганда социально ориентированного ведения бизнеса и популяризация передового опыта». Задачи конкурсов формулируются примерно следующим образом:

– распространение положительного опыта лучших предприятий, ведущих производственную деятельность с учетом социальных интересов коллектива;

– формирование позитивного общественного мнения о предприятиях;

– поощрение социально ориентированных предприятий.

 

Примеры:

      1. Смотр-конкурс на лучшую организацию деятельности социальной направленности среди предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения [Ижевск, 11].
      2. Конкурс на соискание звания «Предприятие высокой социальной ответственности» [Ленинградская область, 4].
      3. Конкурс «Лучшее предприятие социальной направленности» [Тюмень, 3].
      4. Конкурс «Предприятие (организация) высокой социально-экономической эффективности» [Республика Северная Осетия – Алания, 36, 37].
  1. Занесение на доску почета [Рязанская обл., 26].
  2. Конкурсы проектов СП. Пример – конкурс предприятий, производственных участков и социальных проектов общественных организаций инвалидов [Хабаровский край, 12].
  3. Социальный заказ. Пример – Постановление главы города Магнитогорска от 19 октября 1999 г. № 355-П «Об обязательном социальном заказе на специализированных предприятиях инвалидов УПП ВОС, УПП ВОГ и лечебно-производственных мастерских МУЗ "Психоневрологическая больница"».
  4. Установление в особом порядке ставки арендной платы [Москва, 14; Республика Мордовия, 15; Калининградская область, 20; Екатеринбург, 21; Магнитогорск, 35], содействие в получении помещений в аренду через регулирование строительства и размещения в новых объектах социальных предприятий [Красноярск, 8].
  5. Снижение ставок федеральных, региональных и местных налогов и сборов [Республика Мордовия, 15; Северодвинск, 17; Пенза, 18; Архангельская область, 19; Калининградская область, 20].
  6. Освобождение от направления части прибыли социально значимых муниципальных предприятий в бюджет муниципального образования [Краснодар, 16].
  7. Гарантийно-залоговое обеспечение проектов (деятельности) СП, выделение ссуд, кредитов. В рамках этого направления администрация может выступать гарантом (поручителем) получения банковских кредитов под проекты либо выдавать (при наличии средств) бюджетные ссуды (в т.ч. на пополнение оборотных средств). [Калининградская область, 20; Екатеринбург, 21; Орел, 23; Воронеж, 25, Астраханская область, 33].
  8. Предоставление рассрочки платежей при покупке социальными предприятиями с аукциона объектов муниципальной (государственной) собственности [Калининградская область, 20], реструктуризация задолженности по налогам [Республика Башкортостан, 32].
  9. Обеспечение социальных предприятий централизованно выделяемыми товарными ресурсами [Екатеринбург, 21].
  10. Безвозмездное выделение социальным предприятиям транспорта для обслуживания сельского населения [Рязанская обл., 22].
  11. Бюджетное финансирование (принятие на бюджет города) социальных предприятий (инвалидов) [Орел, 24], предоставление безвозмездных субсидий [Астраханская область, 34].
  12. Программа поддержки (развития) социальных предприятий [Екатеринбург, 5].

Иногда условием получения  преференций (налоговых льгот, права  на аренду по льготным ставкам и  пр.) является заключение специального договора [Северодвинск, 17].

II. Ко второй группе отнесены инструменты регулирования, мониторинга и контроля деятельности социальных предприятий.

  1. Институт аккредитации социальных предприятий [Москва, 40; Красноярск, 1]. В качестве примера в Приложении 2 приведена процедура аккредитации социальных предприятий питания в г. Москве.
  2. Создание специального органа по мониторингу, контролю за деятельностью СП – Распоряжение администрации Красноярска от 1 августа 2003 г. № 24-ПРОД «О создании комиссии по изучению ценовой политики социально ориентированных предприятий розничной торговой сети города».
  3. Декларирование цен на социально значимые услуги и ежеквартальная отчетность социальных предприятий, пользующихся налоговыми и иными льготами и преференциями [Рязанская обл., 22].
  4. Институт квотирования рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Это достаточно распространенная, хотя и неоднозначно оцениваемая в регионах практика [Москва, 47; Тверская обл., 30; Архангельская обл., 27; Димитровград, 31 и др.], суть которой заключается в том, что на предприятиях различных форм собственности с численностью работников выше установленного предела (например, 50 человек) должна устанавливаться квота (например, 1 штатная единица/рабочее место) для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, определяются на уровне регионов и (или) муниципальных образований. В качестве примера можно привести следующий список [Приморский район Архангельской области, 27]:

– инвалиды;

– молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих;

– выпускники общеобразовательных учреждений (начального и среднего профессионального образования);

– несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения, другие лица моложе восемнадцати лет, стоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, освобожденные из мест лишения свободы;

– лица, освобожденные из мест лишения свободы;

– одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;

– многодетные родители, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;

– женщины, воспитывающие детей-инвалидов;

Информация о работе Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного р