Анализ современного состояния источников демографической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:56, реферат

Описание работы

Основные источники информации в демографии следующие:
1) переписи населения, проводимые регулярно, обычно раз в 10, в некоторых странах — раз в 5 лет;
2) текущий статистический учет демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов), осуществляемый непрерывно;
3) текущие регистры (списки, картотеки) населения, также функционирующие непрерывно;
4) выборочные и специальные обследования

Файлы: 1 файл

реферат демография.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

Введение

Сложность и многообразие используемых ныне методов демографического анализа предъявляют повышенные требования к их информационному обеспечению. Демографическая информация должна быть, во-первых, многосторонней и разнообразной, то есть позволять получать сведения  не только об общем числе демографических событий, но и их детальные характеристики. Например, если речь идет об изучении рождаемости, то важно знать не просто общее число рождений, но и возраст матерей, состояние их в браке и ряд других характеристик. Если речь идет об изучении смертности, необходимо знать не только число умерших, но и их распределение по полу и возрасту, по причинам смерти, по профессиям, а также ряд других характеристик. Если такой детальной информации нет, использование всех методов демографического  анализа невозможно, а это значит, что при изучении демографических процессов можно прийти к неточным, а иногда и просто неверным выводам.

Другим важным требованием к демографической информации является её достоверность. Иначе говоря, получаемые данные должны быть свободны как от преднамеренных искажений, так и от неточностей, связанных со спецификой сбора информации.

Источники демографической информации должны позволить получить необходимый объем сведений не только по стране в целом, но и по регионам, то есть в области, крае, автономной республике, а в некоторых случаях и в административном районе. Это очень важно для нашего многонационального государства, поскольку имеются существенные региональные различия не только в природно-климатических условиях, но и в характере процессов воспроизводства населения.

Наконец, источники данных о населении будут полностью отвечать требованиям практики лишь тогда, когда позволяют получить необходимые сведения за длительный период времени. Только в этом случае можно выявить генеральные тенденции изменения.

Все эти сложные требования к источникам демографической информации обуславливают необходимость существования системы взаимодополняющих методов её сбора. Каждый из таких методов имеет свои достоинства и недостатки, а вместе они по сути представляют единую информационную систему.

 

    1. Анализ современного состояния источников демографической информации

Основные источники информации в демографии следующие:

1) переписи населения, проводимые  регулярно, обычно раз в 10, в некоторых  странах — раз в 5 лет;

2) текущий статистический учет  демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов), осуществляемый  непрерывно;

3) текущие регистры (списки, картотеки) населения, также функционирующие  непрерывно;

4) выборочные и специальные обследования.

 

2. Перепись населения

2.1. Определение переписи населения

 Исторически первым источником данных о населении являлись переписи, научные принципы, проведения которых были впервые сформулированы известным русским географом и статистиком П.П. Семеновым-Тян-Шанским.

В литературе существует много различных определений переписи населения, из которых самое краткое, пожалуй, следующее: перепись населения — это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения.

 В данном случае определение  переписи населения — хотя  и краткое, легко запоминающееся  — оно недостаточно полное  и точное. Поэтому наряду есть другое определение, более объемное. Это определение дано экспертами ООН:

«Перепись населения — это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части» .

 Достоинство этого определения, во-первых, в том, что оно перечисляет  ряд существенных особенностей  переписи населения, которые отличают  ее от других подобных обследований.

Здесь отмечается такая ее особенность, как всеобщность, т.е. есть охват всего населения, указывается, что работа по проведению переписи не ограничивается только сбором информации, в нее входит также оценка качества итогов переписи, их анализ и публикация. Последнее качество переписи (публикация ее итогов) имеет важное значение именно для нашей страны, где после 1926 года публикации итогов переписей постоянно сокращались, пока к 1980-м годам не сократились до одного тома (издания для так называемого «служебного пользования» не могут считаться публикациями).

 Во-вторых, определение ООН раскрывает  универсальный, междисциплинарный  характер переписи населения. Хотя  она и называется по традиции  переписью населения (или демографической переписью), на самом деле перепись показывает целый ряд структур населения, выходящих за границы предмета демографии (этническая и социально-классовая структуры, распределение населения по территории и миграция, распределение населения по отраслям народного хозяйства и по занятиям, безработица, положение в занятии и др.).

2.2.   Основные принципы современной переписи населения

Перечисляемые далее принципы переписи населения следует рассматривать в их взаимосвязи, они не располагаются в какой-либо иерархии, скорее, они равнозначны по отношению друг к другу. Итак, перепись населения руководствуется следующими принципами:

1. Всеобщность охвата населения  территории, на которой проводится  перепись, т.е. учет каждого жителя  без исключения (но и без двойного  счета), независимо от каких-либо  статусных характеристик человека: пола, возраста, национальности, социального  положения, наличия права на проживание  в данном жилище или местности  и т. п. Этим качеством перепись  населения отличается от учетов  населения в прошлом и от  всех других современных обследований  населения, в которых, как правило, в соответствии с целями обследования  учитываются лишь определенные  категории населения.

 Соблюдение этого принципа, при кажущейся его простоте, представляет  одну из самых больших трудностей  при проведении переписи. Во время  переписи организаторы стараются  проводить ее таким образом, чтобы  как можно меньше нарушать  обычное течение жизни людей. Между тем население находится  в непрерывном движении. За время  переписи (несколько дней) человек  может побывать в другом регионе  и вернуться к месту своего  постоянного жительства. Отсюда  возникает опасность, что он может  быть пропущен и не учтен  в переписных документах как  в месте своего постоянного  жительства (поскольку он в это  время отсутствовал), так и в месте своего временного пребывания в другом городе (где он по разным причинам не попал в поле зрения переписных регистраторов). Либо, напротив, он мог быть учтен дважды и в месте своего постоянного жительства, и временного.

 Кроме того, существует повышенная  вероятность пропуска некоторых  категорий граждан, например, новорожденных  и стариков, бездомных, кочевников, путешественников и т. п. Несмотря на все заверения статистиков, что перепись населения не преследует каких-либо фискальных и тому подобных целей, в сознании многих граждан твердо засело неизвестно кем внушенное убеждение, что перепись будто бы проводится именно со специальной целью установить число людей определенных категорий (потенциальных налогоплательщиков или «тунеядцев» и т. д.). Поэтому очень часто бывает так, что на вопрос регистратора переписи о пропущенном младенце его родные отвечают: «Да ведь он еще маленький!». То же самое говорят в подобной ситуации и родственники стариков: «Он ведь уже старый, работать не может. Зачем его переписывать?». Люди, проживающие не там, где они прописаны, часто пытаются пройти перепись и в том месте, где живут, и в том, где только числятся, боясь потерять какое-либо из жилищ. Проблема полноты и точности счета при переписи населения отнюдь не является специфичной лишь для нашей страны, а существует во всех без исключения странах. Для решения этой проблемы статистики используют различные вспомогательные мероприятия.

2. Периодичность (или регулярность) проведения переписей населения  через равные промежутки времени, обычно через 10 или 5 лет. Такие промежутки  времени, кратные 5 годам, выбираются  для обеспечения сопоставимости  данных переписей о возрастной  структуре населения, которые чаще  всего публикуются в виде пятилетних  группировок. Тогда по данным  ряда переписей населения можно  проследить изменения, происходящие  в половозрастной структуре, что  очень важно во многих отношениях.

3. Безотносительность целей переписи  населения к каким-либо конкретным  частным интересам государства, как-то: налогообложение, сведения о  численности молодежи призывного  возраста и т. п. Перепись населения  не связывается ни с какими  административными мероприятиями, не затрагивает ни имущественных, ни личных интересов отдельных  граждан. Она не имеет отношения  ни к вопросам распределения  или использования жилплощади, ни к другим подобным вопросам. Все собираемые при переписи сведения используются только в суммарном виде, в виде обезличенных таблиц. Конечно, переписи населения проводятся для удовлетворения потребностей государства в информации, необходимой для управления народным хозяйством. Но, во-первых, не только для управления народным хозяйством. Сегодня потребности государственных органов управления гораздо шире и многообразнее, чем в прошлом (не только фискальная, хозяйственная, военная политика, но и образовательная, и культурная, социальная, национальная и др.). Во-вторых, информация о составе населения нужна обществу в целом, во всяком случае, очень многим общественным организациям. Поэтому именно круг сведений, собираемых при переписях населения, может удовлетворить (никогда полностью) потребности государства и общества.

4. Проведение переписи населения  по единой программе и единым  правилам на всей территории, охватываемой переписью. Соблюдение  этого принципа необходимо для  получения сопоставимых итогов. Достаточно хотя бы чуть изменить  редакцию вопросов в переписных  листах, используемых для опроса  населения на разных территориях  или в разных группах населения, как характер ответов также  изменится, и они станут непригодными для сравнений. Между тем в такой многонациональной стране, как наша, при любом социологическом исследовании, и тем более таком крупном, каким является перепись, непременно возникает проблема точного перевода переписных документов с русского языка на языки других российских народов. Соблюдение при этом смысловой идентичности вопросов переписного листа оказывается зачастую очень непростой задачей.

 Имеет значение и соблюдение  преемственности программы предстоящей  переписи населения по отношению  к предыдущей. Это также необходимо  для получения сопоставимых итогов  в их динамике, чтобы можно  было проследить по материалам  ряда переписей происходящие  изменения в структуре населения. При нарушении подобной преемственности  изменения в итогах переписи  могут стать результатом различий  в редакции вопросов, а не действительных  изменений в населении. Это не  значит, конечно, что программы переписей  не должны вовсе изменяться  от переписи к переписи (прогресс  не остановить), но каждое такое  изменение вносится в программы  переписей с большой осторожностью, при очень серьезных для этого  основаниях.

5. Индивидуальность регистрации (или  иначе — поименность), т.е. сбор  сведений о каждом человеке  в отдельности, а не в виде  суммарных итогов по семье, хозяйству, жилищу и т. п. При дальнейшей  обработке собранных данных индивидуальные  сведения суммируются в соответствии  с программой обработки итогов  переписи и превращаются в  обезличенные статистические таблицы. Но на этапе непосредственного  сбора сведений они собираются  о каждом человеке по отдельности. Такой принцип обеспечивает возможность  при дальнейшей разработке итогов  получать самые разнообразные  комбинационные группировки из  собранных данных.

6. Непосредственное получение сведений  у населения. Многие сведения  о населении содержатся в различного  рода документах (в паспортах  и удостоверениях личности, в  учетных документах отделов кадров, в домовых книгах, в паспортных  отделах милиции, в военкоматах, в регистратурах органов здравоохранения  и социального обеспечения и  т.д.). Казалось бы, зачем проводить  дорогостоящие и трудоемкие переписи  населения? Не лучше ли собрать  и суммировать сведения, имеющиеся  в документах. Но, во-первых, документы  создаются для определенных, ограниченных задач, и они различаются для определенных категорий населения. Поэтому круг сведений, содержащихся в документах, неодинаков, различается в зависимости от тех целей, в соответствии с которыми эти документы создаются, и, как правило, не охватывает всех необходимых сведений, в которых заинтересовано государство и наука. Во-вторых, поскольку документы создаются с определенными целями и затрагивают интересы людей и государства, в них могут содержаться ошибки и подделки. Кроме того, сведения в документах (при всей своей законности) могут не соответствовать действительному гражданскому состоянию человека. Например, человек прописан в одном месте, а фактически проживает в другом. Или человек, согласно свидетельству о браке, числится состоящим в одном брачном союзе, а в действительности давно уже состоит в другом союзе, или не состоит ни в каком. Или у человека в паспорте записана одна национальность, но в своем самосознании он ощущает внутреннюю, духовную связь с другой национальностью, с ее культурой, обычаями, правилами поведения и т.п. Это нередкий случай в многонациональных странах, особенно в тех, где какая-нибудь одна национальность — «первая среди равных», другие — не «первые среди равных», а третьи — и вовсе не равные «первым». Тогда на выбор национальности по одному из родителей при получении паспорта могут влиять конъюнктурные соображения, которые, если таких случаев окажется много, могут исказить данные о реальном этническом составе населения. Нужны, конечно же, данные о реальном, а не о бумажном составе населения.

 Поэтому уже более ста  лет назад статистики пришли  к выводу, что надежнее получать  сведения путем непосредственного  обращения с вопросами к самому  населению. Конечно, при этом нужно  заручиться доверием граждан, для  чего необходимо объяснить им  цели переписи, ее специфические  правила и гарантировать полную  анонимность собранных сведений, независимо от того, что они  могут показаться кому-либо предосудительными. Исторический опыт проведения  переписей населения во всем мире показал, что при соблюдении подобного принципа можно получить вполне достоверную информацию (какой-то процент лжи все же есть, иногда он выявляется и корректируется на этапе последующего анализа итогов переписи, но если этот процент не превышает определенного предела, то итоги переписи остаются достаточно приемлемыми для работы с ними).

7. Анонимность сведений, получаемых  от населения при переписи, т.е. гарантия тайны любой информации, получаемой во время опроса  людей при переписи. На каждом  переписном листе имеется специальное  уведомление: «Записи в переписном  листе подлежат использованию  только для получения сводных  данных о численности, составе  и жилищных условиях населения  по установленной программе. Работникам  переписи запрещается сообщать, кому бы то ни было содержание ответов». В некоторых странах, например в США, предусмотрено уголовное наказание за разглашение переписных сведений (так же, кстати, как и за отказ граждан отвечать на вопросы переписи). В нашей стране никогда не было предусмотрено ничего похожего. Правда, пока не известно ни одного случая разглашения переписной информации кому бы то ни было, даже самым влиятельным властным органам. Однако все же было бы нелишне создать правовые гарантии сохранения анонимности переписной информации.

8. Принцип самоопределения, т.е. запись в переписные листы ответов опрашиваемых (респондентов) с их слов, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих достоверность сообщаемых сведений (за исключением сведений о возрасте людей 100 лет и старше. Только в этом случае требуется документальное подтверждение). Соблюдение этого принципа обусловлено, во-первых, трудностями или невозможностью во многих случаях отнести человека к той или иной категории населения по «объективным» (документированным) признакам (например, зафиксировать таким способом постоянное место жительства, возраст, состояние в браке, национальность, разговорный язык и т. д.). Во-вторых, применение этого принципа обусловлено стремлением статистиков повысить доверие населения к переписи.

9. Одномоментность переписи, т.е. приурочение  всех собираемых при переписи  сведений о каждом человеке  к одному точному моменту времени (называемому критическим моментом  переписи населения, или моментом  счета населения).

Информация о работе Анализ современного состояния источников демографической информации