Анализ современного состояния источников демографической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:56, реферат

Описание работы

Основные источники информации в демографии следующие:
1) переписи населения, проводимые регулярно, обычно раз в 10, в некоторых странах — раз в 5 лет;
2) текущий статистический учет демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов), осуществляемый непрерывно;
3) текущие регистры (списки, картотеки) населения, также функционирующие непрерывно;
4) выборочные и специальные обследования

Файлы: 1 файл

реферат демография.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

 Население изменяется непрерывно. Только за один час в России  рождается 156 человек, умирает 252, заключается 123 брака, расторгается 76, происходит множество других изменений в структуре населения. Таким образом, к вечеру одного дня население уже совсем не такое, как было утром. Но перепись обычно не проводится за один день, для этого потребовалось бы очень много переписчиков. Поэтому перепись проводится в течение 7—10 дней, но все сведения о жителях собираются по их состоянию на один точный момент времени (обычно 0 часов первого дня переписи). Этот момент называется моментом счета населения либо критическим моментом переписи населения. Установление критического момента переписи позволяет получить как бы моментальный снимок состава населения, свести все данные о различных структурах населения к одной общей его численности. Установление критического момента также помогает уменьшить возможность пропусков и двойного счета людей. Родившиеся после критического момента не учитываются переписью (даже если они родились в первые же минуты первого дня начала переписи). Напротив, люди, умершие после критического момента, записываются в переписные листы по полной программе, так как на критический момент переписи они были живы.

10. Централизованное руководство  проведением переписи. Перепись  населения — сложная, трудоемкая  и дорогостоящая операция, которая  проводится в сжатые сроки  и которую в силу ее чрезвычайной  важности нельзя провалить. Поэтому  проведение переписи населения  требует большой четкости и  слаженности многочисленного переписного персонала. Для проведения переписей населения в каждой стране обычно создается специальное подразделение в органах государственной статистики. В его функции входит методологическая и техническая подготовка переписи населения, организация ее непосредственного проведения, обработка итогов и их публикация. Объем работы так велик, что этому подразделению приходится работать постоянно (конечно, по мере приближения сроков переписи напряженность работы существенно возрастает). В нашей стране таким подразделением является Управление переписей и обследований Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.

2.3. Программа переписи населения

Программа переписи населения — это перечень вопросов, обращенных к населению. Сумма ответов на вопросы программы и образует ту информацию о составе населения, ради получения которой перепись и проводится. Обычно вопросы программы переписи приводятся в специально предназначенном для этой цели бланке, который может быть различной формы, в зависимости от техники подсчета полученных от населения ответов списочной (т.е. один бланк на несколько человек) или индивидуальной формы (бланк на одного человека).

 Программа переписи составляется  по определенным правилам и  с учетом определенных требований, многие из которых обычны для  любого социологического исследования. Желательно (но необязательно), чтобы  часть вопросов по содержанию  и редакции точно повторяла  аналогичные вопросы предыдущей  переписи, чтобы можно было измерить  произошедшие изменения в структуре  социально-экономических и демографических  характеристик населения. Необходимо  учитывать международные рекомендации  с тем, чтобы получить данные, сопоставимые с аналогичными  международными. Программа разрабатывается  с учетом потребностей органов  управления, научных и общественных  организаций в необходимой информации. При этом учитывается специфика  переписи населения, стоимость получения  информации именно путем переписи  населения, изучаются возможности сбора равноценной информации путем проведения выборочных обследований, менее масштабных и дорогих, чем всеобщая перепись населения, но более подробных.

 Согласно международным рекомендациям  вопросы, включаемые в программу  переписи населения должны быть  такими, чтобы респонденты (т.е. опрашиваемые) были способны дать на них  вполне правильные ответы: Иначе  говоря, вопросы не должны быть  затруднительными для большинства  опрашиваемых, не должны вызывать  страха у населения (иначе перепись  окажется под угрозой срыва). В  свою очередь, вопросы переписи  должны также учитывать общий  уровень грамотности населения, этнические особенности, в том  числе народные обычаи и даже  предрассудки.

 В переписях населения изучаются  следующие вопросы:

1) численность и размещение  населения по территории страны, по городским и сельским типам  поселений, миграция населения;

2) структура населения по полу, возрасту, брачному состоянию и  семейному положению;

3) структура населения по национальной (этнической) принадлежности, родному  и разговорному языку, по гражданству;

4) распределение населения по  уровню образования, по источникам  средств существования, по отраслям  народного хозяйства (для имеющих  средства существования от экономической  деятельности), по занятиям и положению  в занятии (т.е. по социальному положению);

5) число и структура семей  по целому комплексу социальных  характеристик (однородные и смешанные  в социальном и этническом  отношении семьи и т. д.);

6) рождаемость (число рожденных  детей и живых из них на  момент переписи), пожелания и  планы в отношении будущего  деторождения;

7) жилищные условия населения.

 Это вопросы, характерные для  наших отечественных, последних  по времени переписей населения. В ряде стран возможны и  другие вопросы о физических недостатках, об участии в прошлых войнах (с целью изучения последствий войны для здоровья населения), об уровне обеспеченности населения теми или иными благами жизни и т. д. Наши переписи пока еще бедны по объему собираемой информации. В частности, мы уже никогда не узнаем, как повлияла вторая мировая война на смертность и здоровье нашего населения, потому что ни в одной из послевоенных отечественных переписей населения не было вопроса об участии в этой войне.

3. Текущий статистический учет событий естественного движения населения

 Учет событий естественного  движения населения — рождений, смертей, браков и разводов —  основан на регистрации этих  событий. Первоначально потребность  в такой регистрации возникла  у западноевропейской церкви  для оформления оплаты верующими  совершения обрядов бракосочетания, церковного расторжения брака, крещения  новорожденных и погребения умерших. Никаких других целей церковь  не преследовала. Но постепенно  и государство стало проявлять  интерес к учету событий естественного  движения населения, и церковные  записи совершенных обрядов стали  использоваться для целей государственной  статистики. Постепенно государство  начало контролировать ведение  церковных регистрационных книг, устанавливать правила, по которым  эти книги должны вестись духовенством. С конца XVIII в. в Европе регистрация  событий естественного движения  населения начала переходить  от церковных к гражданским  органам (во Франции — с 1792 г., в Бельгии — с 1796, в Голландии  — с 1822, в Великобритании —  с 1837, в Италии — с 1865, в Испании  — с 1871, в Германии — с 1875 г.).

 В России первые попытки  ввести церковную регистрацию  событий естественного движения  населения относятся еще к  середине XVII в. Позднее Петр I своим  указом от 14 апреля 1702 г. повелел  вести записи рождений и смертей  в приходских церквах Москвы  и представлять еженедельно ведомости  о числе крещений и погребений  в Патриарший Духовный приказ. В 1722 г. Петр I издал новый указ уже о повсеместном ведении метрических книг для православного населения. С этого времени и начинается история текущего учета событий естественного движения населения в России. Но — только формально, потому что указы Петра I о ведении метрических книг и тем более о присылке ведомостей в центральные церковные органы не везде исполнялись, никто их не обобщал и не анализировал, ведомости, если и имелись где-то, не публиковались, поэтому никто о них не знал очень долго. Преемники Петра никакой заботы об этой стороне общественной жизни не проявили. Лишь при Екатерине II усилиями выдающихся ученых — географа Антона Фридриха Бюшинга (1724—1793) и историка Августа-Людвига Шлёцера (1735—1809) были разработаны в 1763—1764 гг. образцы отчетных ведомостей, по которым приходские священники обязывались представлять отчеты в Синод с тем, чтобы оттуда они пересылались в Академию наук. Соответствующий Указ был подписан Екатериной II 29 февраля 1764 г. Позднее были приняты соответствующие законы о введении учета событий естественного движения населения для неправославных народов России: для лютеран — в 1764 г., для католиков — в 1826 г., для мусульман — в 1828 г., для иудеев — в 1835 г. Однако долгое время данные церковной регистрации были относительно достоверными лишь для православного населения, и то лишь к концу XIX в. и далеко не по всей территории страны.

 Новая история текущего учета  естественного движения населения  в России началась после большевистской  революции 1917 г. Уже 18 декабря 1917 г. был  издан декрет «О гражданском  браке, о детях и о введении  книг актов состояния». А еще  через месяц, декретом от 23 января 1918 г. (об отделении церкви от  государства), функции регистрации  актов гражданского состояния  были переданы из ведения церкви  гражданским органам: в городских  поселениях — специально созданным  для этого отделам (или бюро) записей  актов гражданского состояния (ЗАГС), в сельских местностях — сельским  органам управления. Эта система  существует и сегодня.

 Регистрация актов гражданского  состояния носит обязательный  характер, что подкрепляется выдачей  при регистрации в органах  ЗАГС свидетельств о рождении, смерти, браке, разводе — документов, имеющих юридическое значение  для их владельцев. Это сделано  специально, чтобы побудить граждан  к регистрации демографических  событий и тем самым обеспечить  полноту и качество учета. Сроки  и порядок регистрации актов  гражданского состояния, ответственность  за их нарушение установлены  законом «О порядке и сроках  регистрации рождений и смертей», принятым 27 июля 1936 г.

 При регистрации демографических  событий записи актов гражданского  состояния в специальных книгах  производятся в двух экземплярах, один из которых остается в  книге и хранится в архиве, а второй передается в статистические  органы для обработки и обобщения  содержащихся в нем сведений.

 Сведения, содержащиеся в актах  гражданского состояния, можно разделить  на две части. Одна часть —  сведения административного характера (фамилия, имя, отчество субъекта  события, номера различных документов  и т.п.). Эти сведения не представляют  интереса для статистики и  в разработку не идут. Вторая  часть — сведения, которые имеют  статистическое значение. Например, в акте о рождении указываются  такие характеристики новорожденного, как пол, место рождения, каким  по счету у матери родился, в одноплодных или многоплодных  родах и т.п., а также сведения  о родителях, такие как, их возраст, национальность, брачное состояние, место постоянного жительства, род  занятий и место работы. На  основе этих сведений можно  рассчитать показатели рождаемости  по возрасту матери и отца, их брачному состоянию, национальности, роду занятий, социальной группе, территории проживания и др. Акт  о смерти содержит сведения  о поле и возрасте умершего, месте его жительства, причине  смерти, национальности.

 Однако эти сведения даже  в суммарном виде еще не  характеризуют интенсивности демографических  процессов. Объем демографических  событий зависит от численности  населения, которая эти события  продуцирует. Поэтому совокупности  демографических событий надо  сопоставить с соответствующими  им совокупностями населения (число  рождений — с числом женщин  определенного возраста и брачного  состояния, соответствующей национальности, социальной группы, места жительства  и т.д., число умерших — с  численностью населения соответствующего  пола, возраста, национальности и  т. д.). Данные о численности и  составе населения дают переписи. Таким образом, данные текущего  учета демографических событий  образуют неразрывное единство  с данными переписей населения. При расчете демографических  показателей данные текущего  учета составляют числитель дроби, а данные переписи — ее знаменатель. Уже на этапе разработки программы  переписи населения учитываются  возможности взаимного использования  итогов переписи с данными  текущего учета.

4. Текущие регистры (списки, картотеки) населения

Текущий учет населения ведется не только статистическими, но и различными административными государственными органами в виде списков (картотек) населения. Эти картотеки создаются для выполнения конкретных задач и обычно охватывают не все население, а некоторые его группы (жителей микрорайонов, категории, подлежащие социальной опеке, и т. д.). Важно отметить, что во всех этих регистрах числится юридическое население, которое может не совпадать полностью с фактическим населением (наличным или постоянным, как это определено в переписях населения). Поэтому данные списков населения имеют ограниченное применение. Но все же в определенных случаях приходится пользоваться ими и для статистического применения, причем не только в демографических, но в социологических полевых исследованиях.

 Так, при проведении выборочного  социологического опроса мнений, людей определенного возраста, состоящих в браке, проживающих совместно с семьей, для построения выборки приходится использовать сведения, имеющиеся в домовых книгах. В них указывается семейный состав и возраст жильцов дома. Правда, потом, когда переписчики пойдут по отобранным для опроса квартирам, может оказаться, что в ряде случаев фактические данные отличаются от указанных в домовых книгах. Кто-то из числящихся успел умереть, кто-то — развестись или уехать и т. п.. Таким образом, и в этом случае юридическое население не соответствует фактическому. Но все же как предварительная база для отбора людей или семей списки юридического населения полезны.

Информация о работе Анализ современного состояния источников демографической информации