Основные парадигмы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 21:01, реферат

Описание работы

Парадигма - это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Файлы: 1 файл

К.р. Основные парадигмы социологии.docx

— 43.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные парадигмы социологии

 

Парадигма - это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин "парадигма" ввел в научный оборот американский философ и историк науки

 Т. Кун.

Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня:

  • Макропарадигмы;
  • Микропарадигмы;
  • Универсальные общие парадигмы.

Помимо данной классификации, существуют и другие.

 

Макропарадигмы включают в себя большие парадигмы, состоящие из малых парадигм. Малые парадигмы включают в свой состав микропарадигмы, в рамках которых выделяются частные модели.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

  1. парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);
  2. парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);
  3. парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

 

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

 

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер. Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

 

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

 

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

 

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы –

М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв "труда" и "интеракции" в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о "мультипарадигмальной" науке.

    1. Основные методы разрешения и предупреждения конфликтов.

 

2.1 МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ  КОНФЛИКТОВ

 

     Более 85% конфликтов  в системе управления разрешаются  внеюридическими методами.

         С точки зрения методов обращения  с конфликтом существует ряд  точек зрения. Есть упрощенные  видения методов, когда все сводится  к трем типам:

 

  1. уходу от конфликта;

 

  1. подавлению конфликта;

 

  1. управлению конфликтом.

 

         В целом методы разделяются  на две группы: стратегические  и тактические.

 

Стратегические методы - те, которые применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:

 

·     планирование социального развития;

 

·     информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;

 

·     использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;

 

·     организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;

 

·     наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;

 

·     адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.

 

Тактические методы управления конфликтом исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом (K. Thomas), которая предполагает две базовые тактики:

 

-       соперничество;

 

-       приспособление.

 

и три производные тактики:

 

-       уклонение;

 

-       компромисс;

 

-       сотрудничество.

 

 

         С позиции применения силы, ее  использования, все методы можно  разместить в виде линейной  экспозиции: от приспособительного  метода уступок до применения  силы как основного аргумента.

Далее рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.

 

I. Уход от конфликта - наиболее популярный метод управления.

 

  Его суть: группа стремится  избежать конфликта, покидая “сцену”  экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого  рода принимается очень быстро.

         Метод применяется в случае  ненужности данного конфликта, когда  он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.

 

         Показание к его применению - очень  высокая цена издержек возможного  конфликта.

 

II. Метод бездействия - разновидность метода “ухода от конфликта”.

 

         Его суть: никаких действий и  расчетов не производится вообще.

  Данный метод оправдан  в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать  варианты развития событий

         Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный  для администрации или социальной  группы поворот событий.

 

III. Метод уступок  и приспособления. Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.

 

IV. Метод сглаживания. Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.

         Метод показан в случаях несущественных  расхождений интересов в условиях  привычных моделей поведения  людей в коллективе.

         Метод основан на подчеркивании  общих интересов, когда различия  приуменьшаются, а общие черты - акцентируются: “Мы одна дружная команда и  не следует раскачивать лодку”.

        

V. Метод скрытых  действий. Применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.

 

VI. Метод «быстрого  решения».

 

Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.

        

VII. Метод компромисса.

 

         Компромисс - вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.

         В демократических странах является  классическим методом в разрешении  конфликтов.

         Суть метода: управление конфликтом  посредством достижения соглашения  в ходе непосредственных переговоров  сторон.

        

VIII. Метод сотрудничества - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.

 

IX. Метод силы - стремление одной стороны навязать другой свое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ  КОНФЛИКТОВ

 

 Конфликт, как и любые  взаимодействия людей, регулируется  нормами социального поведения. Нормативное регулирование конфликтов  делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок  развития и разрешения конфликтов. Большое значение при этом  имеют нравственные нормы, они  затрагивают наши представления  о добре и зле, правильном и  неправильном поведении, справедливости  и порядочности и т.п. Следовательно, здесь действуют нормы, в соответствии  с которыми участники получают  возможность должным образом  оценивать сам конфликт, себя  и другую сторону. Трудность, однако, состоит в том, что эти оценки  неоднозначны, а порой весьма  различны и даже противоположны. Все это в значительной мере  определяется установками, традициями, воспитанием и т.д., но прежде  всего знанием этих норм, пониманием  того, как следует действовать  в соответствующих ситуациях.

 Установка толерантности  призывает отказываться от такой  позиции, когда единственным критерием  правоты может быть сила. Такая  установка предполагает учет  интересов другого человека именно  тогда, когда ты сам обладаешь  силой, властью и т.д. Например, богатый  человек добровольно, без принуждения  готов экономить воду, чтобы хватило  ее и другим; если сильнейший  боксер не «дает сдачу» наступившему  ему на ногу не потому, что  не может; а кто-то не берет  взятку не потому, что не может, а потому, что ему не позволяет  совесть, и т.д.

 Если человек сумел  осознать и принять толерантность  как ценность, она позволяет ему  в дальнейшем жить по иным (согласованным  с самим собой и с миром) нормам, тогда и общество, в котором  он живет, тоже будет меняться. Это иной уровень сознания, который  позволяет думать уже не только  о себе и собственной шкуре, но и о других. Это расширение  собственных границ, собственного  мира, но не по принуждению, а  добровольно, в соответствии с  собственной позицией и волей. Жены декабристов ехали в Сибирь, меняя свою комфортную жизнь  на трудности, — такова была  их гражданская и человеческая  позиция.

 Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции.

 Профилактика конфликта  важна как в социальном плане, так и в личностном. Актуальной  задачей является овладение необходимыми  нормами социального поведения, соответствующими возрастным особенностям  человека, отвечающими современным  представлениям о социальной  компетентности.

 Другой существенной  задачей является конфликтологическая  грамотность, предполагающая овладение  стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения  конфликтов, возможности перевода  конфликта из деструктивного  русла в конструктивное, навыками  саморегуляции в конфликте и  т.д.

 Третья важная задача  — осознанное отношение к собственным  психологическим проблемам, понимание  важности самоисследования и  самоизменения, свободное и осознанное  принятие толерантности как нормы  существования и сосуществования. Этот далеко не полный перечень  мер профилактики конфликта, необходимых  сегодня каждому человеку.

 

 Учитывая особую значимость  предупредительных мер в конфликтных  ситуациях, остановимся прежде всего  на анализе возможных моделей  поведения в такой обстановке. Существуют два cпособа овладения  накопленным теорией и практикой  опытом.

 Один предполагает  регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных  играх. И чем больше человек  повторяет упражнение, тем совершеннее  и прочнее будут его навыки, тем увереннее он будет чувствовать  себя в самых непредвиденных  конфликтных инцидентах. Этот способ  весьма полезен и эффективен.

Информация о работе Основные парадигмы социологии