Основные парадигмы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 21:01, реферат

Описание работы

Парадигма - это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Файлы: 1 файл

К.р. Основные парадигмы социологии.docx

— 43.20 Кб (Скачать файл)

- быть внутренне готовым  к решению возникающих проблем  путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.

 

- общаться с людьми, проявляя  искреннюю заинтересованность в  партнере по общению.

 

- сохранять конструктивные  способы взаимодействия с окружающими  вопреки воздействию конфликтогенных  факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.

 

  • Толерантность как способ разрешения и предупреждения конфликтов

 

 В научной литературе  толерантность рассматривается, прежде  всего, как уважение и признание  равенства мнений партнеров, отказ  от доминирования и насилия.

 Толерантность предполагает  готовность человека принять  других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними  на основе согласия. При этом  толерантность не является отношением  безразличия (индифферентности) или  приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной  позиции — полного отказа от  собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном  результате, сотрудничестве. В слове  «сотрудничество» изначально заложен  смысл— достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.

 Толерантность в общении  — позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности  и интересы, готовой их защищать  и одновременно с уважением  относящейся к позициям и ценностям  других людей. Толерантный человек  хорошо знает себя и признает  других, замечая их раньше, чем  об этом попросят. Понимание толерантности  достигается путем сравнения  ее с интолерантностью — нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные  и зарубежные авторы, проявлениями  нетерпимости являются:

 

 • предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о  человеке как о представителе  определенной группы — представителе  иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) — национализм, шовинизм, расизм;

 

 • насилие в поступках  и в речи — преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

 

 • экстремизм во  взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных  и культурных символов;

 

 • эксплуатация;

 

 • дискриминация, изоляция  в обществе — по половому  признаку, мигрантофобия.

 

 Нетерпимость носит  зачастую не открыто высказанную  позицию, а скрытую, неявную. При  изучении толерантности наших  студентов, например, задавали всем  один и тот же вопрос: следует  ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей  стране подчиняться определенным  правилам, нормам поведения? Почти  все отвечали утвердительно. Когда  же задавали вопросы более  конкретные, касающиеся каждого  лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного  движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных  суждений появлялись двойственные  позиции, за осуждением другого  человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской  нетерпимости, а о категоричности  суждений.

 

 Основные критерии  толерантности:

 

 • позиция на равных  и учет интересов другого;

 

 • отказ от насилия;

 

 • осознанное отношение  к себе, к другому, к обществу;

 

 • подчинение правилам, законам (по доброй воле);

 

 • позитивные цели (нацеленные на результат и  выраженные позитивной лексикой);

 

 • способность сохранять  внутреннюю устойчивость, равновесие  в трудных ситуациях;

 

 • способность личностного  выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности . – 2006. - № 1.

 

  1. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2003.

 

  1. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. — 3-е изд. — СПб., 2004.

 

  1. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. — М., 2007.

 

  1. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

 

  1. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник. – 3-изд., исправ. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

 

  1. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. — 2002. — № 2.

 

  1. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. — СПб., 2001.

 

  1. Скотт Д. Г. Конфликты: пути их преодоления. — Киев, 2001.

 

  1. Скотт Д. Г. Сила ума: Способы разрешения конфликтов. — СибВИС, 1994.

 

  1. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А.Лабунской. — М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные парадигмы социологии