Технология социальной профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.
Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..6
1. Сущность и содержание социальной профилактики…………………….5
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики……………….........7
1.2 Виды социально-профилактических мер и их эффективность………...17
2. Технология социальной профилактики…………………………..…....24
2.1 Принципы используемые в технологии социальной профилактики…….27
2.2 Технологии социальной профилактики…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...40
Список используемых источников…………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 4. Профилактика предусматривает решение ещё не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.

5. И, наконец, службы профилактики призваны находить оптимальные решения, как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.

     Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путём выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.

       Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений — одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию на правонарушителей и лиц, совершающих другие антиобщественные поступки. В результате создаётся основа для взаимодействия всех участников профилактической работы в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом — преступлениями.

        Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений преследует следующие основные цели:

- сокращение и в перспективе  полную ликвидацию противоправного  поведения граждан и должностных  лиц;

- ограничение и в последующем ликвидацию случаев антиобщественного поведения граждан и должностных лиц, т.е. нарушений социальных норм, что приносит вред обществу и влечёт за собой противоправные деяния или способствуют их совершению;

- преодоление негативных сторон  общественного развития, способствующих правонарушениям;

- устранение условия для правонарушений, недостатков и просчётов в деятельности органов управления, хозяйственных организаций, общественных формирований, культурно-воспитательных и медицинских учреждений;

- борьбу с пьянством и алкоголизмом: постепенное искоренение отрицательных  форм поведения в семье, на  производстве, в общественной жизни, способствующих правонарушениям;

- развитие и совершенствование  позитивных социальных процессов, противодействующих антиобщественному поведению граждан, содействующих соблюдению государственной и трудовой дисциплины;

- повышение уровня сознательности  и организованности граждан, формирование  уважения к правовым предписаниям;

- воспитание экологической дисциплины, подъём экологической культуры и знаний в этой области, формирование у каждого человека сознательного и бережного отношения к природе.

       Субъектами социальной профилактики правонарушений являются государственные и хозяйственные органы, профсоюзные, общественные организации, трудовые коллективы, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений. В профилактической работе призваны также участвовать средства массовой информации[22, с.45].

        Комплексный план социальной профилактики правонарушений целесообразно разрабатывать как составную часть (раздел или подраздел) плана экономического и социального развития региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При таком подходе не только достигается увязка и согласованность этих планов, но и облегчается решение вопросов материального и иного обеспечения предусмотренных мероприятий.

        Объектами социально-профилактического воздействия являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.

        Круг объектов социально-профилактического воздействия чрезвычайно широк. Поэтому конкретные объекты социально-профилактического воздействия определяются в процессе предварительного изучения состояния правопорядка в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе.

        Объекты социально-профилактического воздействия можно условно подразделить на четыре основные группы:

                 - негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей (материальная и социально-культурная база, уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия, техническая оснащенность производства, технологический процесс, условия труда и т.п.);

               - негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, средства массовой информации, учреждения культуры, идейно-воспитательная и культурно-массовая работа, и др.);

              -  негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей (отношения между людьми в процессе трудовой деятельности, в быту и на отдыхе, семейные отношения и т.д.);

              -  негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении.

                Воздействие на социально-профилактические объекты осуществляется тесно связанными между собой общими, специальными и индивидуальными мерами.

      Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению (улучшение условий труда, отдыха и быта трудящихся, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной и культурно-массовой работы среди различных социальных групп, особенно среди несовершеннолетних, и т.д.)

       Специальные меры предназначены исключительно для профилактики каждой разновидности правонарушений (дисциплинарных, административных, гражданских и уголовных) и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение правонарушений (проступков и преступлений).

         Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушению правопорядка (усиление охраны общественного порядка, улучшение воспитательной работы, повышение уровня социального контроля за поведением лиц, ранее совершивших правонарушения, особенно преступления, и др.)

        Социально-профилактические меры могут быть направлены:

- на повышение уровня правосознания  населения региона, работников отрасли  народного хозяйства, членов трудового  коллектива, их социальной активности  в сфере борьбы с правонарушениями;

- на предупреждение любых или  определенных видов правонарушений отдельными социальными группами;

- на становление нового социально-правового  мышления, позволяющего грамотно  решать задачи комплексного планирования  профилактики правонарушений.

          Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материальными и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При его разработке целесообразно предусмотреть:

  • выбор наиболее актуальных целей профилактической деятельности;
  • максимально полное использование возможностей системы управления экономическими и социально-культурными процессами с учетом компетенции и функций отдельных органов управления, социальной активности населения, новых условий, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества;
  • объединение и рациональное использование имеющихся в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы;
  • сбалансированное развитие всех ведущих направлений профилактической работы и охват ею всех составных частей данного региона (городской и сельской местности, отдельных населенных пунктов, районов и территориальных зон со значительным количеством антиобщественных проявлений).

      При разработке региональных комплексных планов социальной профилактики правонарушений следует учитывать, что специфическими особенностями, в частности, обладают регионы: промышленные, промышленно-аграрные, быстро развивающиеся и относительно стабильные центры; сверхкрупные, крупные, средние и малые города; новостройки, портовые, курортные, сельские районы. Особенности каждого из таких регионов должны быть учтены при организации, разработке и реализации комплексных планов социальной профилактики правонарушений.

         Комплексные планы социальной профилактики правонарушений различных уровней должны быть органически взаимосвязаны. В региональном плане следует предусматривать общие и наиболее важные мероприятия, реализация которых возлагается на определенные субъекты профилактической деятельности (например, на профсоюзный орган, прокуратуру, органы внутренних дел и др.). Соответствующие органы, организации и учреждения, расположенные на данной территории, в своих планах воспроизводят адресованные им мероприятия регионального плана, в необходимых случаях детализируя их, а также включают конкретные мероприятия профилактической деятельности, вызванные спецификой соответствующих субъектов.

           В целях повышения персональной ответственности за выполнение комплексных планов социальной профилактики правонарушений целесообразно указывать конкретных исполнителей предусмотренных мероприятий.

         Так, по данным криминологов, в одном административном районе иногда действует до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних.

       Сроки, на которые разрабатываются комплексные планы социальной профилактики правонарушений, следует увязывать с периодом действия текущих и перспективных планов экономического и социального развития регионов, отраслей народного хозяйства и трудовых коллективов.

         При комплексном планировании социальной профилактики правонарушений необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип директивности, состоящий в обязательности и своевременности исполнения в полном объёме мероприятий, предусмотренных комплексным планом социальной профилактики правонарушений;
  • принцип системности, означающий как всесторонность воздействия взаимосвязанного комплекса экономических, социально-культурных, демографических и иных мер на всю систему факторов, обусловливающих правонарушения, так и согласованность деятельности субъектов профилактики в процессе разработки и реализации комплексного плана социальной профилактики правонарушений;
  • принцип конкретности, требующий включения в комплексный план социальной профилактики правонарушений определенных, чётко и ясно сформулированных мероприятий, сроков выполнения и органов, организаций и лиц, ответственных за их реализацию;
  • принцип реальности, предполагающий включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь таких мероприятий, для реализации которых имеются необходимые материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы;
  • принцип законности, обязывающий включать в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь такие мероприятия, а так же пути и средства их осуществления, которые полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

     Эффективность запланированных мер профилактики должна по возможности оцениваться с учётом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так, качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды выражаются в изменении показателей, характеризующих:

- непроизводительные потери рабочего времени, текучесть кадров;

- образовательный и культурный  уровень отдельных групп населения;

- степень активности общественности  в борьбе с правонарушениями;

- скрытые от учёта правонарушения.

      Для оценки эффективности выполнения плана профилактики правонарушений могут проводиться выборочные конкретно-социологические исследования путем изучения общественного мнения. Однако точная оценка эффективности выполнения плана по изменениям в состоянии и динамике правонарушений возможна только при углублённых обследованиях, охватывающих достаточно большой период времени.

      Результаты контрольных проверок могут быть реализованы в виде:

- управленческих решений;

- информированности заинтересованных  органов;

- отчётов перед общественностью;

- различных публикаций в средствах  массовой информации.

 

 

 

1.2  Виды социально-профилактических  мер и их эффективность

По содержанию обще-профилактические меры подразделяются на:

экономические, направленные на повышение жизненного уровня населения, улучшение условий труда и быта, обеспеченности жильем;

  • социально-культурные, содействующие удовлетворению культурных запросов, организации досуга, духовного и физического развития людей;
  • организационно-правовые, предусматривающие создание новых профилактических служб или совершенствование деятельности имеющихся комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних;
  • воспитательные, предназначенные для обеспечения нравственного, трудового, правового воспитания различных категорий граждан, развития их общественной активности[2, с.67].

      Целями общеорганизационных профилактических мероприятий являются:

        1. создание необходимых общественных формирований, определение их задач и функций;

        2. координация усилий всех субъектов социальной профилактики правонарушений;

       3. обеспечение единства действий субъектов профилактики правонарушений;

Информация о работе Технология социальной профилактики