Технология социальной профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.
Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..6
1. Сущность и содержание социальной профилактики…………………….5
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики……………….........7
1.2 Виды социально-профилактических мер и их эффективность………...17
2. Технология социальной профилактики…………………………..…....24
2.1 Принципы используемые в технологии социальной профилактики…….27
2.2 Технологии социальной профилактики…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...40
Список используемых источников…………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

           Как представляется, подобные тенденции формируют соответствующие целевые установки и ценностные ориентации военнослужащих по призыву: 90% осеннего призыва 1995 г. не хотели служить в армии; 64% регулярно употребляли спиртные напитки, 2% — наркотики; 2% — совершали суицидальные попытки; 60% молодых воинов хотели бы хорошо заработать в армии и придать воинской деятельности «предпринимательский» характер.   Для сравнения целесообразно привести следующий выявленный факт: лишь 15% опрошенных сержантов и солдат экспериментальных частей и подразделений выразили готовность защищать свое государство и народ, честно выполнять воинский долг. Как показывает практика, все чаще в армии стали призываться молодые люди с установкой на уклонение от военной службы, для работы с которыми прежняя формула дальнейшего углубления и совершенствования воспитательного процесса не является эффективной. Поэтому концепция современного армейского воспитания должна предусматривать профилактику, перевоспитание и поиск новых превентивных форм и методов работы офицерского состава.

           Изучение содержания, организации и методики профилактической работы офицеров показало незнание армейскими воспитателями процесса предупреждения и преодоления различных уклонений от военной службы; низкую педагогическую и психологическую культуру; недостаточную подготовленность к профилактической деятельности; отсутствие уверенности и оптимизма в исправлении уклоняющихся от службы воспитанников; слабый уровень информированности и обученности основам превентивной педагогики и др. Основными причинами данных негативных тенденций явились как недостаточная научная разработанность теории и практики предупреждения и преодоления уклонений от военной службы, так и невостребованность воспитателями научных и практических разработок данной проблемы, низкая специальная подготовка офицеров к профилактической деятельности в частях и др.

           Необходимость углубления теоретической разработки и практического решения вопросов предупреждения и преодоления уклонений от службы военнослужащих в частях и подразделениях, вызывается возросшими трудностями, а иногда и растерянностью офицеров и сержантов, призванных осуществлять профилактическую и перевоспитательную деятельность с трудными воспитанниками.

         Историко-педагогический анализ проблемы предупреждения уклонений от военной службы помог выявить и изучить теорию и практику процесса педагогической профилактики данного вида отклоняющегося поведения военнослужащих в разные исторические периоды, что позволило проследить генезис данной научной и практической проблемы, определить её основные позитивные и негативные тенденции.

       Как уже отмечалось, проблемы предупреждения уклонений от военной службы допризывной и армейской молодёжи имеют глубокие исторические корни, так как комплекс порождающих их причин довольно многообразен. Для понимания сущности и специфики процесса педагогической профилактики уклонений от военной службы, как показала практика и опытно-экспериментальная работа, важное значение имеет знание причинно-факторных групп. К ним целесообразно отнести:

  • социально-демографические причины: возраст допризывной и армейской молодёжи, повышение их криминогенной направленности и активности; место и роль молодёжи в системе общественного труда, производства и социальной структуры общества; образовательный и профессиональный уровень; процесс урбанизации; перемещение молодёжи в крупные города и др.;
  • социокультурные причины: душевой доход, жилищные условия, культурные ценности, проведение свободного времени, социальная активность и др.;
  • социально-педагогические причины: недостатки  воспита- ния в семье, школе, ПТУ, техникумах и др.;
  • негативные влияния бесцельного времяпрепровождения, участие в группах криминальной направленности; влияние различных проявлений саморазрушений личности и самонаправленной жёстокости; отсутствие военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи; отрицательное влияние многих средств массовой информации и др.; г) психологические причины: возрастные сложности развития и формирования личности, отрицательные проявления индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, различные отступления от уставной организации службы и деятельности, низкий уровень воспитательных мероприятий, недостатки в организации культурно-досуговой и спортивной работы и др.

       Психолого-педагогические исследования дают основания дать психолого-педагогическую характеристику предупреждению уклонений от военной службы у солдат и сержантов как единого, целостного и специфического социально-педагогического процесса, определить его место в общей военно-педагогической системе, выявить связи с её основными частями, и в первую очередь с воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием. Под педагогической профилактикой или предупреждением различных уклонений от военной службы солдат и сержантов понимается целеустремлённый процесс профилактических воздействий и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленный на устранение причин и условий уклоняющегося поведения и его видов, а также определение путей преодоления уклонений от военной службы в частях и подразделениях. Являясь относительно самостоятельным процессом, педагогическая профилактика имеет свою структуру, которая предполагает наличие его субъекта и объекта, четко поставленных целей, задач и функций, принципов, методов и форм реализации, а также условий, влияющих на его результативность.[10, с.95]

          В решении профилактических задач особое внимание уделялось диагностированию и прогнозированию уклонений от военной службы солдат и сержантов в части. Диагностирование и прогнозирование уклоняющегося поведения осуществлялись путями организационно-методической подготовки офицеров, психолого-педагогического изучения личности групп «риска» и превентивной деятельности офицеров с ними, постановки окончательного диагноза и выдвижения прогноза на уклонение от военной службы и др.

          При научном выявлении и анализе причинно-факторного комплекса уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи необходимо учитывать следующие факторы: что проблемы трудного детства, юношества и взрослости вечны; что спектр порождающих их причин и обстоятельств сложен и многообразен; что ни одна отдельно взятая причина не может привести к отрицательным изменениям в сознании и службе воина, а намерение уклониться от военной службы складывается под воздействием совокупности социально-экономических, политических, правовых, психологических и педагогических причин; что основные причины, продуцирующие формирование и развитие различных видов уклонений, проявляются у допризывной молодёжи до службы в армии, в её процессе существуют условия и обязательства, способствующие уклонению от военной службы у солдат и сержантов по призыву.

            В процессе исследования организации, содержания и методики профилактики «трудных» военнослужащих следует учитывать следующие позиции:

  1. профилактика не может быть правильно понята и организована в отрыве от общей системы воспитательных влияний на воинов; она дополняет воспитание и перевоспитание, решая специфические задачи по искоренению уклонений от военной службы;
  2. профилактику нельзя сводить к отдельным мерам, необходим системный подход к предупредительным воздействиям офицеров, сержантов и активистов;
  3. профилактическая деятельность предполагает педагогическую типизацию групп «риска» воспитанников с негативной направленностью к военной службе, воспитанников, склонных к уклонению от военной службы, и воспитанников, уклоняющихся от военной службы;
  4. профилактика результативна, если она опирается на обоснованные организационные методики.

      Как показывает практика, система социальной работы ещё не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь во многом кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы[22, с.86].

        Технологизация социальной работы, как и любой другой деятельности в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его физического и интеллектуального потенциала. Внедрение технологического подхода в практику организации социального обслуживания и социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения — это стратегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств.

        Технологизация социальной работы невозможна без технологизации системы социальных знаний, обосновывающих рациональные способы деятельности в социальной сфере и органично соединяющих теорию и практику, фундаментальность и прикладную направленность.

        Только высокая социально-технологическая культура специалиста социальной работы может служить критерием его профессионализма и готовности работать с такой тонкой материей, как человеческие отношения.

         Технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой фиксацию в устной или письменной форме проверенных жизнью способов применения широкого спектра социально-гуманитарных знаний для регулирования социальных отношений и процессов различного уровня. Благодаря этому знания и опыт регулирования человеческих отношений в форме конкретной технологии можно транслировать, передавать от поколения к поколению, в сжатые сроки вооружать кадры искусством работы с людьми.

           Подводя  итог данной главе, можем отметить, что профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Рассмотрели, что социальная профилактика опирается на ряд принципов и включает в себя несколько базовых этапов. Также ознакомились с психопрофилактической работой с детьми и подростками и с социальной работой с допризывной молодёжью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       В данной работе было поставлено несколько задач, которые были рассмотрены и обоснованы:

1) профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Узнали о профилактике, в которой нуждается практически все население, в особенности те люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни и т.д.

2) сущность социальной профилактики – это форма запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений. Выявили что, службы профилактики призваны находить оптимальные решения, как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.

3) рассмотрели, что методы социальной профилактики включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. Узнали, что работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы для профилактики. Необходимо понимать, что реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др.       Наиболее распространенным является метод профилактической беседы.

4) социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов. Были выявлены основные исходные положения принципов социальной профилактики и существует ряд принципов социальной профилактики, а именно объективность, причинность, комплексный подход, научная обоснованность и подтверждаемость.

          Правильный подбор профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьёзных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Список ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Афанасьев В.Г. «Человек в управлении обществом». – М., 2007. – 336 с.

Информация о работе Технология социальной профилактики