А.К.Дойл. Шерлок Холмс: феномен популярности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Артур Конан Дойл был всесторонне развитым, здоровым, ярким и живым человеком. Всю свою писательскую карьеру он хотел покончить с зазнавшимся образом, убить Шерлока Холмса и ни когда не возвращаться к написанию мелких детективов. Судьба распорядилась по-иному. Сложный жизненный путь, постоянная нехватка денег, проблемы в семье, заставляли его все снова и снова возвращаться к своему герою. Пьесы, спектакли, оперетты, исторические детективы, писатель пробовал множество жанров, но ни что публика так не любила, не читала, как истории о сыщике – консультанте. Постепенно писатель смирился, незаметно для себя он стал частью образа Шерлока, или Шерлок стал частью его.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ
1.1. Особенности биографии автора. Предпосылки написания детективного сериала……………………………………………………………………………….4
1.2. Артур Конан Дойл: прототип героя Шерлока Холмса………………………9
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПОПУЛЯРНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ.
2.1. Психологические и литературоведческие объяснения популярности героя Шерлока Холмса…………………………………………………………………..12
2.2. Развитие образа Шерлока Холмса в современных экранизациях. Неустаревающий образ. …………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

содержание. А.К.Дойл. Курсовая. Юшанкова..docx

— 59.38 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ

1.1. Особенности биографии автора. Предпосылки написания детективного  сериала……………………………………………………………………………….4

1.2. Артур Конан Дойл: прототип героя Шерлока Холмса………………………9

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПОПУЛЯРНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ.

2.1. Психологические и литературоведческие  объяснения популярности героя  Шерлока Холмса…………………………………………………………………..12

2.2.  Развитие образа Шерлока  Холмса в современных экранизациях. Неустаревающий образ. …………………………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сэр Артур  Конан Дойл – создатель классического детектива, детектива в таком виде, как мы привыкли его воспринимать. Развитие этого жанра, популярность, которую он обрел в XX веке, обеспечил образ детектива - консультанта Шерлока Холмса.

Многогранный, прописанный до мельчайших деталей, живой, яркий образ  сыщика, можно  назвать лучшим творением Дойла, настолько реальным, что это пугало и самого автора. Известная каждому улица Бейкер – стрит со скромненьким домом, квартиру в котором снимал Шерлок, стала местом поклонения и паломничества. Установленная мемориальная доска около подъезда Холмса гласит: «Здесь жил и работал великий детектив Шерлок Холмс». Квартира превратилась в мемориальный музей, куда до сих пор приходят письма с восхищениями и просьбами к Шерлоку Холмсу.

Образ Шерлока  Холмса – пример редкого литературного  явления – «материализации». Первый рассказ, преставший суду зрителя –  «Этюд в багровых тонах», создавался Дойлом, лишь чтоб подзаработать денег, как развлечение. Тогда молодой писатель и не подозревал, что станет рабом на всю свою жизнь, заложником только что придуманного образа гения сыска.

Артур Конан Дойл был всесторонне развитым, здоровым, ярким и живым человеком. Всю свою писательскую карьеру он хотел покончить с зазнавшимся образом, убить Шерлока Холмса и ни когда не возвращаться к написанию мелких детективов. Судьба распорядилась по-иному. Сложный жизненный путь, постоянная нехватка денег, проблемы в семье, заставляли его все снова и снова возвращаться к своему герою. Пьесы, спектакли, оперетты, исторические детективы, писатель пробовал множество жанров, но ни что публика так не любила, не читала, как истории о сыщике – консультанте. Постепенно писатель смирился, незаметно для себя он стал частью образа Шерлока, или Шерлок стал частью его. При этом Дойла раздражало высокомерие Холмса. К середине своей жизни автор заканчивает медицинскую практику и отправляется по Англии расследовать, подобно своему герою, преступления, ставящие полицию в тупик.

«Почему же образ незаурядного сыщика, и, заурядного, на первый взгляд, его помощника, стали  настолько популярными? Почему Артур Дойл, имеющий образование врача, пробовавший себя в политике, написавший сотни произведений, остается в нашей память лишь создателем великого и могущественного Шерлока Холмса? Кто стал прообразом гения сыска?» - на эти вопросы мы попытаемся ответить в данной курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Специфика формирования образа главного героя в произведениях Артура Конан Дойла

 

1.1. Особенности биографии автора. Предпосылки написания детективного сериала

В столице  Шотландии, в городе Эдинбурге, 22 мая 1859 г., родился великий писатель Артур  Игнатиус Конан Дойл. Семья его была бедной, отец – Чарльз Алтамонт Дойл, несостоявшийся художник, часто пил. Мать – Мэри Фоли, с ранних лет выйдя замуж, брала всю тяжелую работу на себя, и по воспитанию детей и по содержанию дома. Несмотря на это, она привила мальчику любовь к книгам и рассказам, обучив основам средневекового кодекса поведения, основам рыцарства. Когда Артуру исполнилось 9 лет, более состоятельные члены семьи Дойл помогли поступить ему в Стонихерст – иезуитский колледж.  Чтобы развлечь и себя и одноклассников, скрасить повседневные тяжелые будни интерната, мальчик начинает сочинять истории. Артур прилежно заканчивает Стонихерст, но так и не может отдать предпочтение ни одной из преподаваемых там наук. Судьбоносное решение, вопреки ожиданиям родственников, предлагает  мать молодого Дойла – поступать в Эдинбургский университет медицины. Он проваливает вступительные экзамены, не получая стипендии, что тяжело сказывается на благосостоянии семьи. Молодому человеку нравится учиться, он знакомится с будущими известными авторами, Джеймсом Барри, Робертом Стивенсоном. Наибольшее влияние на Артура оказывает Джозеф Белл, преподаватель университета. [См. 1, с 38]

Финансовое  положение семьи Дойл ухудшается, на Артура ложится бремя содержания семьи. Он углубляется в изучении всех возможных дисциплин, чтобы  хоть как то заработать. Окончив  университет, он снимает дом, чтобы  там работать врачом и принимать  пациентов. Но очереди к молодому и неопытному специалисту не выстраиваются, окупить даже оплату дома не удается. Во время ожидания клиентов и надежды на заработок в роли врача, Дойл начинает писать. В 1882 году в Лондонских журналах публикуются первые рассказы – «Кости» и «Блуменсдайкский овраг», первый заработок молодого автора. Дойл осознает, что создание рассказов приносит неплохой заработок, пытаясь сделать литературу основной своей профессией. До 1984 года Артур публикуется в журнале «Корнхилл», с рассказами, не имевшими особого отклика и восхищения у публики. Артур понимает, что готов к чему – то большему, что ему нужен герой, который способен завоевать публику и сделать его популярным. В сознание автора формируется некий образ сыщика – консультанта, чьи неординарные расследования вовлекут читателя в новый мир, мир дедукции. Плодом фантазии писателя становится роман «Красным по белому», в издании – «Этюд в багровых тонах». Роман нравится издателям, но по их мнению требует особого издания, он не укладывался в рамки простых журналов. Дойл рассылает рукопись во все популярные издательства, не находя отклика у спонсоров. Лишь в 1887 году небольшая фирма соглашается опубликовать произведения, заключив договор за небольшое вознаграждение, и отказавшись от всех прав на роман. «Этюд в багровых тонах» впервые был представлен на суд читателей, в Рождественском еженедельнике Битона. Читатели были в восторге. В 1889 году вышла книга, в которой Дойл основательно расписал образ Шерлока Холмса и его верного друга и помощника доктора Ватсона. Эта расширенная публикация «Этюда в багровых тонах» приносит долгожданную популярность Артуру Конан Дойлу. Молодой писатель еще не осознает, что созданный им образ станет его вторым «я», будет преследовать его всю жизнь.

Под влиянием Вальтера Скотта, Дойл увлекается историческими романами, начиная работу над «Белым отрядом». Книга не находит своего читателя, производя впечатления скучной, научной литературы. Автор получает хорошее коммерческое предложение от американского издания «Липпинкотс Мэгазин», на написание рассказов о полюбившемся публике Шерлоке Холмсе, на которое вынужден согласится. Тяжелое финансовое положение семьи вынуждает заниматься его написанием рассказов о герое, который ему не симпатичен, который навсегда останется для него чужим. В 1890 году в американских и английских журналах появляется рассказ «Знак четырех».  Молодому врачу не удается полноценно заниматься медицинской практикой, и для поддержания финансового благополучия он публикует ряд небольших рассказов о детективе - консультанте в журнале «Стренд». Благодаря этим маленьким очеркам формируется полноценный образ Холмса, который находит своих читателей. К 1891 году издано уже шесть рассказов о Шерлоке, журнал «Стренд» предлагает написать еще шесть. Артур не понимает, почему публику не интересуют его более серьезные произведения, а какой-то мелкий герой, образ которого пришел к автору мимолётно, как развлечение, завоевал публику.  К тому же этот сыщик - консультант отрывал его от написания настоящих произведений искусства, как считал автор. Чтобы отказаться от новых публикаций в «Стренде», Дойл назначает очень высокую цену, на которую, к его удивлению, издатели соглашаются. Рассказы публикуются. Популярность Артура Конан Дойля достигает высшей отметки. На улицах его называет не иначе как «мистер Шерлок», что приводит писателя в недоумение и ярость. Удивительную одноактную пьесу «Ватрлоо», написанную совместно с Робертом Барром общественность не замечает. Журнал «Стренд» снова предлагает писателю контракт на написание еще 6 рассказов. В недоумении Дойл называет огромную сумму в 1000 футов, на что журнал соглашается. Написание новой серии рассказов дается Артуру тяжело. Сохранились письма писателя матери, в которых он жалуется, что герой Шерлока Холмса не позволяет ему развиваться, как писателю, захватив все пространство вокруг. После путешествия с женой по Шотландии в 1893 году, впечатленный Райхенбахским водопадом, Артур решился навсегда покончить с детективом – консультантом. Смертью Шерлока Холмса в схватке с профессором Мориарти в водах водопада оканчивается серия рассказов о великом сыщике. Такова была задумка автора…

После публикации последнего рассказа о Шерлоке в  редакцию и на адрес писателя обрушилась волна писем и телеграмм. Публика  просила, умаляла, угрожала, требовала  воскресить героя. Число подписчиков  журнала «Стренд» сократилось вдвое. Граждане Лондона по случаю смерти великого героя оделись в траурные одеяния. Артур Конан Дойл стал причиной всеобщего безумства, глобального помешательства. Прервав медицинскую практику, он стал интенсивно заниматься созданием оперетты «Джейн Анни, или приз за хорошее поведение». Она потерпела провал, писатель начинает сомневаться в своих способностях, может ли он вообще писать для театра? Артура Конан Дойля настигает творческий кризис.

В 1893 году происходит трагедия в семье Дойл, после долгого лечения в психиатрической  клинике умирает отец Артура, Чарльз Дойл. У жены писателя Луизы обнаруживается чахотка, жить ей, по мнению врачей, остается несколько месяцев. Семья Артура Дойля вынуждена переехать сначала в Альпы (местный климат благоприятно сказывался на здоровье жены), а позже в Соединенные Штаты Америки. Писатель вынужден забросить написание серьезных исторических произведений, что бы поправить финансовое состояние семьи. В 1895 году выходит сборник историй о «Подвигах Бригадира Жерара».

Артур Конан Дойл решает построить собственное большое поместье, в котором бы разместилась все его семья. Это требует больших затрат. Писатель вновь возвращается к ненавистному герою, печатая в 1897 году пьесу о похождениях Шерлока Холмса.

В 1898 году начинается англо-бурская война, Дойл отправляется добровольцем. В силу возраста и полной комплекции его  отправляют в качестве врача в  Африку, где он руководит полевым  госпиталем. За четыре недели в Африке Артур видит обратную сторону  жизни, смерти царит повсюду. Вернувшись в Лондон, он пишет хронику о  «Великой буркской войне», объёмом в 500 страниц. Книгу ни когда не увидит широкая публика.[См.: 1, с 75]

Материальные  нужды заставляют в 1902 году написать его, наверное, самый известный из романов о сыщике Холмсе, «Собака  Баскервилей». Снова успех, снова щедрое вознаграждения.

Артур Конан Дойл углубляется в политику, позже подобно своему герою он начинает путешествовать по стране, помогая людям, попавшим в ловушку законодательного произвола. На его адрес приходят письма с просьбами, к Шерлоку Холмсу, помочь расследовать ту или иную загадку. Артур Дойл получает рыцарский титул, который публика приписывает Шерлоку. Сэр Артур колесит по всей Англии, переворачивая архивы, встречаясь с свидетелями, обличая судебные ошибки.

После смерти в 1906 году первой жены писателя Луизы  Артур знакомится с Гудинни, великим мистификатором Англии. В это же время он начинает увлекаться спиритизмом, пуская все свое состояние на изучение этого явления, и издавая очерки по этому явлению. Гудинни становится его другом, углубившись в новое увлечение писателя. Но позже он опубликует статью, в которой высмеивает спиритизм, и все изучения с ним связанные. Поддерживает Сэра Артура лишь вторая жена – Джеан Лекки. Дойл перестаёт писать, полностью увлёкшись новой верой. [См.:1, с 90]

К 1929 году он объездил все страны Европы, пропагандируя  и изучая спиритизм. Увлеченный лженаукой  он сильной заболел стенокардией, и к 1930 году оказался прикованным  к кровати. 7 июля 1930 года сэр Артур  Конан Дойл отправился в свое последнее путешествие, встав с кровати в попытке прогуляться по парку. Его нашли мёртвым родные, в руке он держал смятый подснежник. Его последними словами были «За всю мою жизнь у меня было много приключений. Но самое удивительное ждет меня сейчас»… На могиле писателя высечены слова, завещанные им лично: "Меня не поминайте с укоризной, Если увлек рассказом хоть немного.… И мужа, насмотревшегося жизни, и мальчика, пред кем еще дорога..."

1.2. Артур Конан Дойл: прототип героя Шерлока Холмса

Образ гения  сыска Шерлока Холмса, при одном  упоминании об этом герое, складывается в нашем воображении настолько  ярко и подробно, как будто мы знакомы с ним лично. Но кто  же стал прототипом, основой для  детектива – консультанта? Противоречивый образ главного героя вобрал в  себя несколько источников, людей  не похожих друг на друга.

На первом месте стоит сам автор. Он наделил  Шерлока главной чертой своего характера  – бескорыстием и жаждой к справедливости. Увлечение боксом, химией – черта и героя и автора. Как бы ни складывались отношения между автором и персонажем, Артур Конан Дойл любил своего Шерлока Холмса, «самого проницательного и энергичного из всех европейских сыщиков», по словам писателя. Более того, Холмс был его увлечением, не менее серьезным, чем история и спорт. Писатель обнаружил в себе детектива неожиданно,  когда по просьбе несправедливо осужденных, умолявших в своих письмах защитить и спасти их, занялся их фактически закрытыми, но еще не раскрытыми делами. Конан Дойл до самозабвения сосредотачивался на них, по несколько дней даже не выходил из кабинета. Как и его герой, он любил работать в полном одиночестве, облачившись в халат и устраивая страшнейший беспорядок: словно сталагмиты росли вокруг него груды бумаг, рукописей, документов. Известно несколько сенсационных дел, пересмотр которых писатель добился. Не один месяц потратил он, чтобы доказать, например, невиновность молодого юриста Идальджи, отсидевшего более трех лет по обвинению в убийстве. Защитил писатель и ирландского патриота, обвиненного в государственной измене. Как видим, в образе Шерлока Холмса Конан Дойл воплотил много личного.

Однако  автор и его персонаж и многим отличаются друг от друга. Холмс прекрасно  разбирался в скульптуре, живописи, музыке, играл на скрипке, но литературой почти не увлекался, хотя это не мешала при случае цитировать Гете. Совсем не интересовался Холмс спортом, хотя был тренирован, владел прекрасным встречным ударом в челюсть. Не похожи автор и персонаж и внешне: Конан Дойл скорее напоминал добродушного сквайра, слегка погрузневшего с годами, а Холмс отличался необычайной худобой, у него был острый, пронизывающий взгляд и орлиный профиль. [См.:2, с120] Именно так выглядел любимый преподаватель писателя по университету Джозеф Белл, который и послужил прообразом Шерлока Холмса. Гуманитарий, увлекавшийся физикой и химий, изучением и действием ядов, работал в Эдинбурге хирургом. Это был открытый, образованный человек, уважаемый горожанами. Оказывая медицинские услуги даже необеспеченным людям, Джозеф Бел часто мог определить диагноз, не выслушивая комментарий пациента. Артур Дойл, помогавший знаменитому хирургу, во время прохождения медицинской практики, был удивлен способностью угадывать профессию, привычки, положение в обществе, лишь по одному взгляду на пациента. Джозеф Белл считал, что не только мозг должен участвовать в процессе умозаключений, но и обоняние, осязание, слух. Метод, который применял доктор Белл, получил название метод дедукции, ряд умозаключений от частного к общему. Похож и внешний образ персонажа Конан Дойл и врача Джозефа Бела. Сохранили фото и описания хирурга – высокий, худощавый, жилистый, с острыми и резкими чертами лица, быстрой, дёргающейся походкой, человек. Даже дурная привычка общая – курение трубки. Врач из Эдинбурга и молодой писатель стали друзьями, и к 50-летию Джозефа Белла выходит первый из рассказов о великом сыщике.

Информация о работе А.К.Дойл. Шерлок Холмс: феномен популярности