А.К.Дойл. Шерлок Холмс: феномен популярности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Артур Конан Дойл был всесторонне развитым, здоровым, ярким и живым человеком. Всю свою писательскую карьеру он хотел покончить с зазнавшимся образом, убить Шерлока Холмса и ни когда не возвращаться к написанию мелких детективов. Судьба распорядилась по-иному. Сложный жизненный путь, постоянная нехватка денег, проблемы в семье, заставляли его все снова и снова возвращаться к своему герою. Пьесы, спектакли, оперетты, исторические детективы, писатель пробовал множество жанров, но ни что публика так не любила, не читала, как истории о сыщике – консультанте. Постепенно писатель смирился, незаметно для себя он стал частью образа Шерлока, или Шерлок стал частью его.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ
1.1. Особенности биографии автора. Предпосылки написания детективного сериала……………………………………………………………………………….4
1.2. Артур Конан Дойл: прототип героя Шерлока Холмса………………………9
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПОПУЛЯРНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ.
2.1. Психологические и литературоведческие объяснения популярности героя Шерлока Холмса…………………………………………………………………..12
2.2. Развитие образа Шерлока Холмса в современных экранизациях. Неустаревающий образ. …………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

содержание. А.К.Дойл. Курсовая. Юшанкова..docx

— 59.38 Кб (Скачать файл)

Еще одним  человеком, благодаря которому сформировался  образ Шерлока Холмса, стал Оливер Уэндэлл Холмс (старший).[См.: 1, с56] Закончив Гарвард, молодой врач вел успешную медицинскую практику, впервые ввел термин «анестезия», старался уменьшить количество родовых и послеродовых смертей. Оливер Холмс был и писателем, известным в узких кругах, домашним, или, как выражались в то время, каминным. Именно от него, как считают исследователи, детектив-консультант унаследовал характер. Особенное чувство юмора, любовь к насмешкам и издевкам над окружающими, манера говорить и способ выражать мысли – вот то, что завершило образ Шерлока Холмса, придав ему невероятный шарм, обаятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение феномена популярности произведений Артура Конан Дойла

2.1. Психологические и литературоведческие  объяснения популярности героя  Шерлока Холмса

При жизни  Артура Конан Дойла повести о Шерлоке Холмсе занимали второе место по продажам, уступая лишь Библии. Произведения переведены на все языки мира, включая эскимосский. Сначала вымышленный человек – Шерлок Холмс, живущий по вымышленному адресу – ул.  Бейкер-стрит 221В, со временем превратился в реального сыщика, с существующим и поныне адресом. На знаменитую улицу, превращенную в Дом-музей им. Шерлока Холмса, до сих пор приходят письма. Детектив-консультант стал человеком, реальным, но имеющим одну основную особенность…бессмертным. Еще при жизни самого автора общественность требовала продолжения детективных историй, просила даже сама королева Англии. Сумасшествие - как говорил Конан Дойл, началось еще тогда, и, к всеобщему удивлению, продолжается до сих пор. [См.: 7]

Несмотря  не то, что первым из произведений классического  детектива стало «Убийство на улице Морг» Эдгара По, вышедшее чуть позже «Этюд в багровых тонах» стало началом эпохи классического детектива.

Чем же так  привлекательна личность Холмса? Образ  настоящего джентльмена – стал настоящим  культом для викторианской Англии. Сочетание ума, сногсшибательного  чувства юмора, способности к  иронии, чувства справедливости – с одной стороны, эгоизма, граничащего с эгоцентризмом, ограниченности в знаниях в определенных сферах, доходящие до абсурда, вредные привычки – с другой стороны, вот те качества, из за которых влюбляешься в Шерлока.

То, что  сейчас именуется “феноменом Шерлока  Холмса”, было изучено еще в начале двадцатого века. Безусловной классикой в этом направлении являются исследования Р. Нокса - “Исследование литературы, посвященной Шерлоку Холмсу” (1911), Х.У. Белла - “Шерлок Холмс и доктор Уотсон, летопись их приключений” (1931), Х. Брекенли - “Шерлок Холмс: факт и вымысел” (1932) и др. Шерлок Холмс с одинаковым успехом появлялся и в критических, и в драматических, и в мистических, и в биографических произведениях. До сих пор остаются популярными книги Винсента Старретта (“Личная жизнь Шерлока Холмса”, 1934), Дороти Л. Сэйерс (“Учебные годы Холмса”, 1934), С. К. Робертса (“Биография Уотсона”, 1934) и Уильяма С. Баринг-Гоулда (“Лучший и мудрейший человек из всех, что я когда-либо знал”, 1967). [См.:5, с 157] Это первые из тех авторов, которых заинтересовал феномен популярности Шерлока. Появился особый жанр – Холмсианская литература, посвященная и воспевающая детектива-консультанта.

Среди книг, относящихся к данной категории, существуют как юмористические статьи, академические труды, так и психологические обзоры. Сам экс-президент Соединенных Штатов Рузвельт оставил здесь свой след (Франклин Делано Рузвельт, “Бейкер-стрит фолио: пять записок а Шерлоке Холмсе от Франклина Делано Рузвельта”, 1945). Отметился в ней и Рекс Стаут (“Уотсон был женщиной” - речь на обеде почитателей героев Бейкер-стрит). [См.: 6]

     Благодаря стараниям Майкла Харрисона, Кристофера Морли и других исследователей, сейчас известны мельчайшие детали жизни Великого Детектива. Годфри Смит (“Последнее приключение Шерлока Холмса”, 1980) позаботился о сопоставлении и анализе деталей жизни Великого Детектива после его ухода на покой. Вершиной систематизированного холмсоведения стала “Энциклопедия Шерлокиана…” Джека Трейси (“Энциклопедия Шерлокиана, Универсальный словарь сведений, установленных о Шерлоке Холмсе и его биографе, докторе Джоне Г. Уотсоне”). С момента своего появления на свет “Энциклопедия Шерлокиана…” была и остается лучшим справочным холмсианским изданием, опорой и гордостью всех поклонников мистера Шерлока Холмса.[См.:9]

Даже  после смерти Артура Конан Дойла появляются рассказы о Холмсе, он тонкой нитью присутствует во всех детективах, проступая, где то более явно, как лично встречаясь с Фандориным, в книгах Бориса Акунина, или чуть заметно, как в ранних произведениях Рузвельта. Холмсоведение выделяется как особая наука, и в начала девяностых в Пензе открывается первый российский клуб. Благодаря клубу, российские фанаты узнали большее количество историй и романов о полюбившимся герое, некоторые из них были написаны сыном писателя. Отдельными линиями в отдельных произведениях последователями раскрывается жизнь доктора Ватсона, и не менее загадочного персонажа Майкрофта Холмса. Усилиями последователей Дойла Шерлок Холмс побывает в космосе, создаст машину времени, опубликует свой секретный архив, а напоследок займется пчелами, окончив свою жизнь в возрасте 96 лет в полном одиночестве.

Но на самом деле Шерлок Холмс жив, и  умирать не собирается. Благодаря фильма, сериалам и умам поклонников он всегда будет, где то в воздухе… в своей квартирке на Бейкер-стрит, где, по словам посетителей до сих пор, периодически, пахнет дымом из трубки. Для сотен тысяч людей, по всему миру, Шерлок Холмс стал кумиром, идеалом, стилем жизни, главным увлечением.

Причиной  успеха детективов Дойла стал сам  образ героя, созданный автором  столь гениально не осознанно. Даже сам Дойл не смог повторить и создать что-то подобное – герой бригадира Жерара не увлек читателя, хоть и имел некую популярность.

Развитие  героя сопровождается насыщенным действием, увлекающим читателя, завоевывающим  все свободное время и пространство. Известны случаи, когда люди зачитываясь  книгой, проезжали не один круг в  метро, толь ка бы не возвращаться из выдуманного  мира в действительность. Именно образ  главного героя позволил произведению Дойла стать классикой детектива, а вовсе не серьезность и продуманность  детективных расследований. Еще  одной привлекательной чертой детектива  консультанта является изменение его  привычек и характера во времени. Из уверенного и деятельного сыщика мы спустя полвека видим пчеловода пасечника, полюбившего людей, занимающегося философией. Мы знаем из произведений, что Шерлок ест на обед, какого цвета обои в его комнате, какой он носит халат, но, не смотря на это, образ его таинственен, необъясним. Ни кто, ни когда, не узнает, что же на самом деле творилось в голове выдуманного гения. В противовес загадочному, мифичному Шерлоку Холмсу выступает его любезный друг Ватсон, которому мы искренне благодарны, за описание расследований. [См.:10]

Отнести какие-то определенные произведения о  Шерлоке Холмсе к конкретным литературным эпохам практически невозможно. Наиболее ярко черты литературных эпох выделяются в повестях о Шерлоке Холмсе - «Этюд в багровых тонах» и «Знак  четырех» несут в себе декадентские настроения, а «Собака Баскервилей» и «Долина страха» - напротив, неоромантические. Викторианство же в основном оказывало свое влияние на рассказы, публикующиеся в журнале ежемесячно - и ежемесячно же подвергающиеся цензуре, чтобы соответствовать требованиям «семейного чтения». По рассказам о Шерлоке Холмсе можно проследить, как на границе веков ужесточались рамки, в которых должна была существовать литература, как усилилось морализаторство.

Черты разных литературных эпох смешивались в  произведениях Конан Дойла, сливались в единое органичное полотно, создавая образ Шерлока Холмса - образ, интерес к которому не ослабевает спустя век после его создания, любовь к которому не имеет географических и возрастных границ.

Шерлок  Холмс - декадентский герой-одиночка, герой-эстет, любящий скрипичную музыку и синтез чего-то нового из неожиданных компонентов. Он же - неоромантическая выдающаяся личность, постоянно находящаяся в движении по воле авантюрного сюжета. И в  то же время он - викторианский джентльмен, человек, сам создавший себе имя, имеющий право вершить суд. Невозможно отнести образ Шерлока Холмса только к одной из литературных эпох, он создание рубежа веков, граничной  зоны - и он сам находится на границе  эпох, является продуктом умелого  синтеза, проведенного Конан Дойлом.

 

2.2.  Развитие образа Шерлока  Холмса в современных экранизациях. Неустаревающий образ

Произведения  о Шерлоке Холмсе вошли в Книгу  Рекордов Гинесса, как самое часто экранизированное произведение литературы. На данный момент фильмов, снятых по мотивам книг Артура Конан Дойла насчитывается более 220, число актеров, вобравших в себя черты великого сыщика более 80.

Успех фильмов  о детективе консультанте в основном зависит от исполнителей главных  ролей – Холмса и Ватсона. Они  представляют собой неизбежный дуэт, связанный между собой множеством нитей, и дополняют друг друга. [См.: 8]

Лишь  небольшое количество фильмов и  сериалов может ознаменовать новый  виток развития холмсианской эпохи, так как в них это дуэт успешен, гармоничен и естественен. А удачные актерские решения позволили режисерам снимать все новые и новые фильмы, невольно внося произведения Дойла в книгу рекордов.

Первые  экранизации относятся к эре  немого кино. Сейчас они забыты, и  существуют лишь в виде портретов – прообразов современных Холмсов. В 1936 году вышел сериал, состоящий из 14 серий, основной темой которого была дружба Холмса и Ватсона. Качественно подобранные главные актеры смогли настолько точно передать предположения об образе литературных героев, что навсегда остались в памяти жителей Соединенных Штатов Америки. Киношный Холмс – Бэзил Рэтбоун и Ватсон – Найджед Брюс, обрели популярность на многие годы, как актеры.

Следующей наиболее яркой экранизацией стала  британская, с Джереми Бреттом в главной роли. И снова создатели не смогли ограничиться одним фильмом, создав 40 серий детективного сериала, который, по мнению современников, является классическим детективом.

В 1993 году выходит фильм «Призрак Лондона», с колоссальным бюджетом. Фильм провалился, дуэт главных актеров не сумел  заворожить зрителя. [См.: 10]

1947 - 1993 года стали периодом разрозненных телеверсий о приключениях Шерлока Холмса, прокат которых осуществлялся в основном  в Соединенных Штатах Америки и Англии. Ситуация изменилась с выходом на экран в 1979 году российской версии похождения двух друзей с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Многосерийный фильм был удостоен европейской премии как лучший дуэт Холмс – Ватсон. Ливановский Холмс отличается от своих западных аналогов чрезвычайной сердечностью, теплотой и душевностью. Он спокоен, рассудителен, даже чувствителен, прост в общении и при этом наделен необычайным чувством юмора. Все это в сочетании с взвешенными манерами, неповторимым голосовым тембром и выдающейся внешностью (пожалуй, единственный его минус – это недостаток роста) дает нашему Холмсу сто очков вперед.

Уотсон  Виталия Соломина также ломает многочисленные стереотипы: он молод и очень энергичен, инициативен и тактичен, чрезвычайно  импозантен и в меру эмоционален, имеет большое влияние на своего знаменитого друга и с годами сам все более преуспевает  в детективном деле.

 

При этом, углубившись в характеры основных персонажей, авторы невольно достигли нужного эффекта – оставаясь  оригинальными личностями и своеобразными  людьми, Холмс и Уотсон при этом стали восприниматься как одно целое. Холмс перестал быть экзальтированным эксцентриком, а Уотсон – прилагаемым  к нему вопросником. Сценарные и  режиссерские решения многообразны: отдельные детективные сюжеты словно ложатся поверх идущих сквозной линией взаимоотношений героев, персонажи  параллельно переживают схожие события, от серии к серии они меняются и перенимают черты друг друга  и т.п. Все это делает сериал историей подлинного товарищества и истинной мужской дружбы.

Русский Шерлок Холмс – лучший в мире. Самые ярые приверженцы дойловских рассказов о Шерлоке Холмсе могут упрекнуть сериал Масленникова в частых отступлениях от канона. В самом деле, сцены с подвыпившим Уотсоном и сэром Генри, слишком теплые чувства Холмса по отношению с Ирэн Адлер, “бессмертная” и единственная вопреки фактам жена доктора Уотсона, всевозможные переплетения сюжетов и многое другое, вызывают восхищение и умиление скорее у обычных телезрителей, нежели у подлинных холмсианцев. Но с другой стороны, эти отступления столь ничтожны в сравнении с некоторыми западными версиями и столь хорошо служат основным целям, что их вряд ли можно назвать недостатками в полном смысле слова.

Советский сериал о Шерлоке Холмсе (1978—1985) признаётся одной из лучших постановок в кино даже англичанами, а с 23 февраля 2006 года можно говорить и о государственном  уровне этого признания — на сайте  посольства Великобритании в России появилась новость с заголовком «Василий Ливанов — кавалер ордена Британской Империи».

Не менее  интересны и современные интерпретации  произведений о Шерлоке Холмсе. Наиболее удачная, по моему мнению, является версия британского канала ВВС, вышедшая в эфир в виде сериала под названием  «Sherloc». Представшая на суд англичан в августе 2009 года пилотная первая версия собрала тысячи восторженных возгласов и положительных комментариев. С 2009 года вышло 2 сезона, каждый из которых состоит из трех серий по девяносто минут.  Авторами сериала являются Марк Гэтисс и Стивен Моффат, известные работой над телесериалами «Доктор Кто» и «Джекилл», а главные роли Шерлока Холмса и доктора Джона Ватсона исполняют Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен соответственно. Съёмки проходят преимущественно в Лондоне и Кардиффе. Проект получил положительные отзывы в течение обоих сезонов и был номинирован на несколько наград. В 2011 году «Шерлок» стал обладателем телевизионной премии BAFTA в категории «Лучший драматический сериал»

Информация о работе А.К.Дойл. Шерлок Холмс: феномен популярности