Анализ изданий рок-поэзии на примере антологии «Поэты русского рока»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Что такое русский рок? Это часть молодёжной субкультуры или одно из ярких направлений современного искусства? Рок умер или жив? Всем этим вопросам не меньше 25 лет. За это время русский рок прошёл путь от подполья и гонений до массового признания и всенародной любви. Традиции русского рока всегда основывались на сильных текстах, внимание к слову всегда было его отличительной чертой. Поэтому многих рокеров так часто именуют поэтами. Конечно, не далеко не каждый текст рок-песни может восприниматься только на бумаге – без поддержки экстратекстуальных факторов - музыки и авторского исполнения1. Но не смотря ни на что русский рок стал неотъемлемой чертой современной поэзии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Об истории издания рок-литературы 4
Глава 2. Оформление изданий рок-поэзии 8
Глава 3. Работа редактора 11
Глава 4. Реклама и распространение 17
Заключение 18
Литература 19

Файлы: 1 файл

Поэты_1_send.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)


Северо-Западный институт печати

Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

по технологии редакционно-издательского процесса

 

 

 

Анализ изданий  рок-поэзии

на примере  антологии «Поэты русского рока»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение 3

Глава 1. Об истории издания рок-литературы 4

Глава 2. Оформление изданий рок-поэзии 8

Глава 3. Работа редактора 11

Глава 4. Реклама и распространение 17

Заключение 18

Литература 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Что такое русский  рок? Это часть молодёжной субкультуры или одно из ярких направлений современного искусства? Рок умер или жив? Всем этим вопросам не меньше 25 лет. За это время русский рок прошёл путь от подполья и гонений до массового признания и всенародной любви. Традиции русского рока всегда основывались на сильных текстах, внимание к слову всегда было его отличительной чертой. Поэтому многих рокеров так часто именуют поэтами. Конечно, не далеко не каждый текст рок-песни может восприниматься только на бумаге – без поддержки экстратекстуальных факторов - музыки и авторского исполнения1. Но не смотря ни на что русский рок стал неотъемлемой чертой современной поэзии.

Эта работа посвящена изданию сборников рок-поэзии – в первую очередь, коллективным. Основная цель – анализ антологии «Поэты русского рока», выпускаемой издательством «Азбука-классика» в 2004 – 2005 годах с точки зрения издательской и редакторской подготовки. Для того чтобы проследить эволюцию изданий рок-поэзии, здесь рассмотрены также и сборники начала 90-х годов, выпущенные в советское время и в первые годы постсоветского периода. 

Антология «Поэты русского рока» – самый масштабный проект, связанный с рок-словом, поэтому очень важно разобраться в том, насколько хорошо она подготовлена, объективно ли отражает   «расстановку сил» в рок-мире, какая была проделана текстологическая работа, нужно понять, какие цели у этого издания, на какую аудиторию оно рассчитано, соответствует ли выполнение поставленным задачам.   

Цель работы – определить основные типы изданий  рок-поэзии, проанализировать антологию  «Поэты русского рока» с точки  зрения редакционно-издательской подготовки: оформление, работа редактора над  составом, работа с текстом, распространение издания. 

В первой главе  рассматривается история издания  литературы, посвящённой русскому року, в последующих – анализируется  редакционно-издательская подготовка антологии: оформление, структура, составление, работа с текстом. В последней  главе речь идёт о работе с уже вышедшей книгой: сбыт, реклама, распространение.

Анализ антологии  «Поэты русского рока» в основном ведётся на примере одного тома: Поэты русского рока : Ю.Шевчук, А.Башлачёв, А.Чернецкий, С.Рыженко, А.Машнин. –  СПб.: Азбука-классика, 2004. - 491 с.

 

 

Глава 1. ОБ ИСТОРИИ ИЗДАНИЯ РОК-ЛИРАТУРЫ

 

 

В этой главе кратко рассматривается историю издания литературы, посвящённой русскому року и в частности рок поэзии, определены основные типы изданий.

1.1. 80-е годы. В 80-е годы официальная пресса с немалой опаской вела отстранённые разговоры о том, что такое рок, хорошо это или плохо, а сама рок-культура жила в это время своей жизнью, выпускала самиздатовские журналы2. Движение ещё только формировалось, необходимо было обсуждение, анализ, информация и поле для общения.

Первые официальные  издания, посвящённые русской рок-музыке, стали появляться в конце 80-х годов, в период Перестройки и гласности, ведь до этого времени рок-музыка находилась в полуподпольном и полулегальном  положении, несмотря на большую популярность среди молодёжи. Это был взгляд со стороны (или его имитация): постепенное знакомство с роком от неприятия к пониманию. (Как, например, в книге Л. Голубевой «Песня в общении молодёжи»3.) Были также исследования, пытавшиеся обратить внимание на проблемы рок-движения: например, брошюра из серии «В помощь комсомольскому активисту» «Рок-культура глазами социологов»4.

1.2. Начало 90-х и закон о печати. В 1990 году появились первые поэтические сборники. «Рок-дилетант» Александр Житинский выпустил тиражом 100 тыс. экземпляров стихи погибшего в 1988 году Александра Башлачёва5, одного из самых ярких и значимых поэтов русского рока; в Ставрополе вышла книга «Блюз из подвала»6 с рассказом о рок-движении и подборкой стихов более чем 20 авторов; в серии «Самодеятельный театр» московского издательства «Искусство» вышла брошюра «Время колокольчиков» - сборник стихов рок-поэтов7.

В 1 августа 1990 года вступил в действие закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», провозгласивший свободу слова, отмену цензуры и право свободно создавать издательские организации8. Это уничтожило преграды рок-литературе, и с конца 1990 года вышло немало книг о русском роке. На волне свободы печати Вл. Рекшан выпустил за свой счёт книгу о рок-движении «Кайф полный». Писатель Александр Житинский в 1991 зарегистрировал издательство «Новый Геликон», которое существовало с 1989 года в составе другой организации. Первой книгой «Геликона» было «Путешествие рок-дилетанта». Планировалось придать издательству рок-н-ролльную направленность9.

В 1991 году «Новый Геликон» создал серию «Звёзды рок-н-ролла», первым выпуском в ней стала книга о Викторе Цое, третьим (и последним) – о Константине Кинчеве в 1993 году. Первая вышла тиражом 300 000 экз., вторая – 100 000. Это книги в переплёте, в суперобложке, с множеством цветных и чёрно-белых фотографий. Однако с рок-н-ролльным направлением «Геликону» пришлось вскоре расстаться по причинам как финансовым, так и идейным. К середине 90-х рок-музыка сблизилась с коммерческим искусством, А. Житинский пишет: «Обслуживать шоу-бизнес не хотелось, рок-дилетант не вписался в его структуры и не последовал правилам, хотя к тому времени обладал огромным опытом и знаниями в сфере отечественной рок-музыки. Это было неинтересно. Пришлось перестраиваться на ходу»10. «Новый Геликон» отказался от выпуска литературы о русском роке. Несколько подготовленных изданий так и не увидели свет (книга о Михаиле Науменко, «Альманах рок-дилетанта» и др.). 

1.3. 90-е годы. Литературу о рок-музыке выпускал, конечно, не только «Геликон». В 1991-1992 году вышло несколько сборников стихов: коллективных («Альтернатива», «Золотое десятилетие рок-поэзии», «Слово рока») и персональных (Б.Гребенщикова, А.Макаревича, В.Цоя, К.Кинчева). Появились также справочные издания о русском роке и книги воспоминаний. За эти два года вышло не менее 25 книг  о русской рок-музыке (более 10 названий в год)11.

В последующие  годы книги о роке выходили постоянно, хоть их было несколько меньше (5-7 в год). Появлялись новые персональные сборники стихов, воспоминания, биографии и автобиографии, рассказы о группах, фотоальбомы. Чаще всего выходили книги, посвящённые Виктору Цою (не менее 20 изданий), Борису Гребенщикову (не менее 10), Андрею Макаревичу (не менее 7), многие из них не раз переиздавались.

В 1994 году вышел  поэтический сборник «Русское поле экспериментов» со стихами авторов панк-рок движения: Егора Летова, Яны Дягилевой, Констанина «Кузи» Рябинова. В 1997 году вышла книга А.Башлачёва – наиболее полное собрание его песен и стихов. В него вошли все известные стихи и все сохранившиеся тексты песен, за исключением некоторых стихотворений студенческого периода и текстов песен для группы «Рок-сентябрь». В книге есть примечания, в которых приводятся даты написания и другие редакции (варианты) текстов. На основании авторских пометок, стихи разбиты на шесть обособленных циклов12. Также в книге опубликовано несколько интервью с А.Башлачёвым. Это, пожалуй, первое и единственное на сегодняшний день  научное издание рок-поэзии.

Постоянно выходят песенники, сборники текстов с аккордами, нотные издания. Книги о роке выходили в издательстве «Вагриус» (серия «Мой 20 век» и вне серий)13; в 1999 году издавать рок-поэтов стало «ЭКСМО-Пресс». Оно выпустило книги (биография, статьи + стихи), посвящённые творчеству А.Макаревича, К.Кинчева, И.Сукачёва, И.Талькова14, Виктора Цоя. Книги выходили как в серии «Поэзия русского рока», так и в других сериях (например, «Золотая серия поэзии»), но в едином оформлении. В таком же оформлении выходят книги поэтов-бардов.

Коллективные сборники выходили только в начале 90-х годов, когда важно было подвести черту под десятилетием становления рок-движения, собрать материалы для краткого, но достаточно полного обзора всего, что накопил русский рок. Ещё один коллективный сборник «Русское поле эксперимента» был создан несколько позже – в 1994 году, его цель - отразить целое направление панк-рока. С 1994 года коллективных поэтических сборников «поэзии русского рока» не выходило.

Подавляющее большинство  поэтических сборников – персональные. Самый распространённый тип издания включает в себя биографические материалы (или интервью, статьи о группе и музыканте), стихи и фотографии. Тираж обычно составляет 5-10 тыс. экз.

Этот тип  издания преобладает, вероятно, потому, что большинство поклонников рок-музыки интересуется в первую очередь творчеством конкретной группы и её лидера, а не направлением в целом. Читателей, далёких от рок-культуры тоже привлекает творчество конкретного известного им автора, а не сборник разных поэтов. 

1.4. 2000-е годы. Книги о роке пользуются спросом, появляются новые произведения, планируются переиздания. Например, одно крупное издательство собирается выпустить «Путешествие рок-дилетанта» А.Житинского.

В 2004 издательство «Азбука» выпускает антологию «Поэты русского рока» - масштабное многотомное издание стихов «всех значительных авторов русского рока от советских времён до наших дней»15.  Автор идеи, основной составитель и редактор этого масштабного проекта – продюсер Антон Соя; вместе с ним работала «инициативная группа»16 В. Грач (бывший директор гр. «Зоопарк»), И. «Панкер» Гудков (директор группы «Кукрыниксы»), и др.; идею активно поддержал Юрий Шевчук – лидер гр. «ДДТ»17.

Редколлегия о  том, как появилась идея выпустить  антологию:

Антон Соя: «Шевчук  тогда [летом 2003 года] сказал, что русский рок - это не музыка, а поэзия России конца XX века. И мы решили сделать такую антологию на манер антологии поэтов Серебряного века»18.

Игорь Гудков: «У Антона же эта мысль возникла после  общения с Шевчуком, который, как паровоз, толкнул эту идею»19. «Изначально многие очень скептически относились к этой идее /…/, но постепенно убедились, что это действительно стоящая мысль»20.

 Издание планировалось как десятитомник, но «… эта история такая глобальная, что она может на этом и не закончиться, и тогда будет уже не 10 томов, а больше, потому что периодически попадаются разные интересные вещи, про которые мы забыли /.../ сейчас сложно сказать однозначно…»21 (из интервью с «инициативной группой»).  В каждой книге антологии собраны стихи и тексты не только «звёзд» рок-сцены, но и менее известных поэтов, причём каждый том составители постарались объединить общей идеей, концепцией, темой: «Петербургская школа», «Московская школа», «Женский том», «Петербургский рок-клуб», «Сибирский панк»22.   «Каждый том сопровождается краткими биографиями авторов. Издание позволит проследить эволюцию отечественного рок-слова и будет интересно как поклонникам рок-музыки, так и любителям современной поэзии»23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЙ РОК-ПОЭЗИИ

 

Анализ редакционно-издательской подготовки изданий рок-поэзии я  начну с оформления, поскольку  одна только внешняя форма книги  может о многом сказать читателю, прежде чем он возьмёт книгу в  руки. Анализ оформления изданий поможет  выделить основные типы книг и определить их назначение. 

2.1. Критерии выбора оформления. Основными параметрами, определяющими оформление любого книжного издания можно считать формат и тип полиграфического исполнения. Принято считать, что малые форматы подходят в основном для книг, которые предполагается носить при себе (карманные издания). Традиционно в малом формате выходят в свет поэтические сборники. Большая часть книг выпускается средним форматом; особенно популярен в последнее время «ренессансный» формат – 84х108 1/32. Увеличенным форматом выходят в свет издания по искусству, справочники, энциклопедии, научные труды большого объёма. На выбор полиграфического оформления книги влияет жанр и объём текста, известность произведения и его автора, целесообразность использования иллюстраций, характер издания, его целевая аудитория.24

2.2. Книги рок-поэзии можно условно разделить на три типа:

  • Коллекционные издания (в улучшенном исполнении, в переплёте, с суперобложкой или футляром, на мелованной бумаге – обычно небольшим тиражом); Рассчитаны на узкий круг поклонников группы или музыканта.
  • Массовые издания – книги в переплёте среднего формата. Их цель - доступно и полно представить творчество того или иного известного автора.
  • Книги в «мягкой обложке». Обычно это сборники малого формата в бумажной или картонной обложке, нередко авторы издают их за свой счёт.

Для рок-культуры очень важен визуальный ряд, сценический образ группы и её лидера. Часто поклонники группы очень увлечены личностью лидера (иногда до фанатизма). Поэтому в подавляющем большинстве изданий (даже с самым низким качеством полиграфии) есть фотографии или целые блоки фотографий; часто фотографии используются для оформления обложек.

Теперь подробнее  о выделенных типах книг:

Коллекционные издания. К этому типу можно отнести издания стихов интересных, серьёзных, но не самых популярных авторов-исполнителей. Например, книга стихов Александра Башлачёва 1997 года25 (книга в картонном футляре, на белой крышке переплета в чёрном прямоугольника фамилия автора; на титульном листе – фамилия и название; на третей странице – чёрно-белая фотография; каждый цикл стихов отделён шмуцтитулом, книга напечатана на мелованной бумаге тиражом 1000 экз.). К этому же типу относится двухтомник (мемуары и стихи) Олега Гаркуши («АукцЫон»): две книги в одном футляре, каждая в картонной обложке,  с цветными иллюстрациями26. В мае 2005 года вышла тиражом 1000 экз. книга текстов группы «Зимовье зверей»27.

Информация о работе Анализ изданий рок-поэзии на примере антологии «Поэты русского рока»