Анализ изданий рок-поэзии на примере антологии «Поэты русского рока»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Что такое русский рок? Это часть молодёжной субкультуры или одно из ярких направлений современного искусства? Рок умер или жив? Всем этим вопросам не меньше 25 лет. За это время русский рок прошёл путь от подполья и гонений до массового признания и всенародной любви. Традиции русского рока всегда основывались на сильных текстах, внимание к слову всегда было его отличительной чертой. Поэтому многих рокеров так часто именуют поэтами. Конечно, не далеко не каждый текст рок-песни может восприниматься только на бумаге – без поддержки экстратекстуальных факторов - музыки и авторского исполнения1. Но не смотря ни на что русский рок стал неотъемлемой чертой современной поэзии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Об истории издания рок-литературы 4
Глава 2. Оформление изданий рок-поэзии 8
Глава 3. Работа редактора 11
Глава 4. Реклама и распространение 17
Заключение 18
Литература 19

Файлы: 1 файл

Поэты_1_send.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Массовые  издания. Большая часть книг рок-поэтов относится ко второму типу – это издания в переплёте с фотографиями и рисунками (часто цветными) тиражом 5000-10000 экз. Слово «массовые», конечно, условно. Такие книги могут войти в коллекцию поклонника группы (а также стать хорошим подарком в рок-среде), но их может позволить себе купить и любой человек, в какой-то степени интересующийся современной поэзией или рок-музыкой. Очень распространены  издания, в объединяющие в одну книгу историю группы, биографию лидера, фотографии и тексты песен.

Книги в «мягкой обложке». Нередко издаются недорогие сборники в картонных или бумажных обложках объёмом 50-100 страниц – возможно, с чёрно-белыми иллюстрациями. Именно к такому типу относится единственный поэтический сборник Ю.Шевчука («ДДТ») «Защитники Трои»28 и книга К.Арбенина («Зимовье зверей») «Комнатные побеги»29.

 

Все описанные  выше издания – это персональные сборники конца 90-х – начала 2000-х годов. В начале 90-х ситуация была иная. В это время, когда рок-слово только-только получило право быть опубликованным, составители ещё не собрали материалы в достаточном объёме, да издательская система, вероятно, не была готова выпускать книги, посвящённые рок-музыке. Для этого направления нужны были новые издательства, которые сформировались к 1991 году.  Поэтому все сборники 1990 года были небольшими по объёму, в обложках, а не в переплёте, часто с низким качеством полиграфии. Их цель была – познакомить читателей с явлением поэзии русского рока, заявить о нём. Составители в сжатых объёмах старались показать разнообразие этого направления, поэтому могли напечатать лишь несколько стихотворений каждого автора.

Конечно, рядом с этими небольшими сборниками «Поэты русского рока» – 12 томов в переплёте, каждый около 400 страниц – выглядит как триумф русского рок-слова. По целям это «массовое издание».

Книги оформлены в едином стиле: на переплёте чёрного цвета букет полевых растений (для каждой книги – свой), название «Поэты русского рока» и имена авторов золотыми буквами. На задней сторонке – небольшая аннотация (дублирующая аннотацию на обороте титульного листа) и эмблема одного из спонсоров издания. На корешке – название антологии, уменьшенное изображение букета полевых цветов и логотип издательства. У книг антологии нет ни индивидуальных названий, ни номеров. Возможно, отсутствие нумерации подчеркивает, что каждая книга самостоятельна, интересна сама по себе, а не только как часть 12-томника. Но такая «безымянность» создаёт трудности. Во-первых, из нескольких книг антологии стоящих на полке, невозможно быстро выбрать нужную – на корешке нет никаких сведений, а во-вторых, отсутствие названий мешает читателям увидеть объединяющую идею каждой отдельной книги.

Внутреннее  оформление:  на авантитуле – имена авторов, на фронтисписе букет полевых трав в чёрно-белых тонах. На шмуцтитулах – чёрно-белая фотография и имя автора. Используются колонтитулы: на чётной странице название антологии, на нечётной – имя автора. Нет никаких графических объектов, украшений. Книги оформлены очень скромно – внимание полностью уделяется тексту.

Если считать  главными целями художественного оформления книги «обеспечение надёжности, простоты и удобства конструкции книги /…/, а также наилучших, оптимальных условий её восприятия при чтении…»30, то оформление антологии соответствует целям. Однако мне кажется, оформление обложки недостаточно ярко и привлекательно. Сравнить рок-поэзию с полевыми травами, сорняками – очень тонкая, глубокая идея. Но мягкие тона фотографий делают обложку невыразительной. Также предположу, что иллюстративный материал (графические объекты оформления, фотографии) мог бы оживить книги, улучшить их восприятие читателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. РАБОТА РЕДАКТОРА

 

Перед редактором и составителями «Поэтов русского рока» стояла непростая задача: гармонично, максимально полно и достоверно показать слово русского рока, так, чтобы на книги антологии был спрос. Масштабы проекта ко многому обязывают составителей: «в будущем по ним будут изучать наше время» - сказал один из авторов проекта31.

Работу составителя  и редактора над антологией можно разделить на четыре этапа:

  1. Определение структуры книги.
  2. Отбор авторов.
  3. Отбор произведений.
  4. Работа с текстом.

 

3.1. Определение структуры книги. Все книги антологии имеют сходную структуру. В каждой представлено творчество шести-семи авторов (подборка каждого из них занимает 60 - 70 страниц) Стихотворной части предшествует небольшое предисловие литературоведческого характера: оно создаёт представление о творчестве поэтов, подчёркивает характерные черты их работ, помогает читателю правильно расставить акценты, разобраться, что главное в рок-поэзии - порою грубой, абсурдной или не всегда стилистически правильной. Каждая подборка стихов сопровождается краткой биографией автора. Биографии писал известный рок-журналист А.Бурлака.

Эта структура  позволяет донести творчество каждого  автора достаточно полно, пояснить некоторые  сложные моменты, не навязывая свою точку зрения, и  соответствует целям издания – донести слово  рока до широкого круга читателей.

Аннотация на обложке  декларирует: “Издание позволит проследить эволюцию отечественного рок-слова…” Если эволюция -  логично было бы построить антологию в хронологической последовательности: начать с «Россиян» и «Санкт-Петербурга», закончить «Пилотом», «Кукрыниксами» и др.  Этот принцип построения мог бы привести к тому, что некоторые тома будут не раскуплены. «А так действует концертный принцип “паровоза”»32 - к известному автору «пристёгиваются» менее популярные. 

Издатели старались скомпоновать сборники так, чтобы у авторов, представленных в каждой книге, было что-то общее – направление или «школа»: ленинградская, московская школа рока, петербургский рок-клуб, сибирский панк и т.д. Насколько обоснованно собранных под одной обложкой поэтов составители относят к единой «школе» по географическому принципу, вопрос отдельный. Сами составители говорят, что чёткой линии у издания нет: выстроить внутренний сюжет, сформулировать объединяющую идею удалось не в каждой книге. 

3.2. Отбор авторов. Вряд ли можно точно сказать, сколько сегодня в России рок-групп. И вряд ли можно посчитать, сколько их было с момента возникновения рока в стране (т.е. середины 70-х годов). Ещё труднее бывает разобраться, кого можно отнести к рок-авторам, а кого нет, однозначных критериев не существует. О жанрообразующих признаках рок-текста и рок-музыки много говорили и спорили критики, исследователи, публицисты. Авторы вступительных статей к сборникам начала 90-х годов, рассматривая рок как триединство музыки, поэзии и исполнения (или даже театра), не смогли создать чёткого определения жанра33

В 80-е – 90-е старались определить границу между роком и бардовской песней, стилизацией под рок-движение, коммерческим искусством. Например, в сборнике «Время колокольчиков»34, вышедшим в серии «Самодеятельный театр. Репертуар и методика» представлены стихи А.Вознесенского из рок-оперы «Юнона и Авось». «Рок» в данном случае – лишь жанр, форма, в которой создан спектакль. Но раз серия, в которой вышла сборник, сориентирована на театр, понятен интерес к рок-опере, и, следовательно, понятно, почему стихи далёкого от рок-движения поэта попали в книгу.

Составители «Поэтов  русского рока» оказались в более  выгодном положении, чем их «коллеги»  в начале 90-х годов, потому что за прошедшие 15 лет время многое расставило по местам (правда, поставило и новые вопросы). В одном из интервью с Алексеем Горшеневым, лидером гр. Кукрыниксы и директором этой группы Игорем Гудковым зашла речь о том, как создатели антологии определяли принадлежность к рок-жанру:

«АГ: Русский  рок - это люди, которым есть что  сказать, и получается у них это  в виде некого единства текста и музыки ...

ИГ: Очень много  слов надо сказать для того, чтобы  определить русский рок, потому что  стилистически он совершенно не вписывается  ни в какие рамки. /…/ Меньше всего слов удалось затратить все тому же Шевчуку. Он сказал, что «русский рок - это поэты конца 20-го века, взявшие в руки гитары»35.  К сожалению, это лаконичное определение не позволяет определить границы жанра.

Владимир Рекшан, рок-музыкант, писатель, составитель  сборника «Слово рока» писал, что  одному из самых ярких рок-поэтов Александру Башлачёву: «была бы более уместна среда бардов. /…/ Но его принял именно рок и именно человеком рока считал он себя»36. То есть, чтобы определить «рок / не рок», важно не столько что и как пишет поэт, сколько то, к какой среде по духу и по репутации он принадлежит, поскольку рок – это социокультурная среда37. Определить дух – задача непростая, её нельзя решить однозначно. Поэтому очень важную роль в составлении играет субъективное начало: вкус и мнение составителей – можно бесконечно долго спорить, считается ли рок-музыканом и рок-поэтом А.Лагутенко, Н.Борзов или М.Леонидов.

Анализировать состав «Поэтов русского рока» ещё рано – не все книги появились на прилавках. По уже вышедшим книгам можно сделать вывод, что антология представляет самых значимых (как знаменитых на всю страну, так и «широко известных в узких кругах») авторов за всю историю русского рока – многих, но далеко не всех: до сих пор не понятно, согласится ли К.Кинчев дать свои стихи для сборника, войдут ли в антологию стихи Г.Ордановского (гр. «Россияне», А.Литвинова («Вени Д’ркина»), И.Кормильцва (автора текстов гр. «Наутилус Помпилиус») и др. 

3.3. Отбор произведений. Антология, как правило, включает лучшие, наиболее характерные для того или иного литературного направления произведения. Отбираются наиболее значительные имена, лучшие и характерные произведения. Важная характеристика качества отбора – представительность состава авторов или произведений38. Действительно для антологии важно выбрать самые значимые, яркие и известные произведения. Трудно представить себе Шевчука-поэта без «Чёрного пса Петербурга» или «Что такое осень», а Башлачёва без «Времени Колокольчиков».

Рок эпохи 80-х, на мой взгляд, очень удачно показывает сборник «Альтернатива»39: по 6-7  наиболее интересных стихотворений 33-х авторов (как самых известных, так и тех, чьи имена сегодня забыты) – это достаточно объективная и полная картина.  Другие сборники того же периода (за исключением «Слова рока» Вл. Рекшана, который представляет только одно направление), не столь объективны.

Стихи для публикации в антологию «Поэты русского рока» предоставили сами авторы, отбирал произведения, вероятно, редактор и составитель А.Соя. Были выбраны в основном произведения, ставшие песнями. Из интервью с Юрием Шевчуком:

«Корр.: Юра, практически целый том посвящен твоему творчеству. Ты сам отбирал стихи?

Шевчук: Ну, не знаю, "мой" - "не мой"... Стихи в него отбирал Антон Соя. Я, может быть, что-то добавил, что-то убрал, отредактировал что-то немножко. В этой книге ведь представлены, в основном не стихи, а песни - и Антон свою подборку предложил, а я как бы согласился»40.

Однако  как  раз в подборке Ю.Шевчука есть и стихи, не ставшие песнями, например, «Скатерть самобранка», «Луна зевает на тропарь…», «Волга», «Изгои» и  др. Это  возможно, потому что Шевчуку посвящено более трети одного тома. Эта подборка – самое полное издание его стихов.

В антологии  представлены разные периоды творчества: от 80-х годов до начала 2000-х. (Подборка Юрия Шевчука, например, хронологически разделена на несколько циклов: «Время начало», «Ленинградское время», «Питер», «В новом веке»). Стихи А.Башлачёва расположены не по хронологии, а по порядку следования в 6 циклах, которые он наметил ещё при жизни41. Из разных периодов творчества выбраны и стихи других авторов; они не всегда расположены в хронологическом порядке, часто даже не указаны даты написания. Объёмы издания позволяют опубликовать довольно большие подборки – это не поверхностный обзор, какой был в сборниках начала 90-х годов, а достаточно полное отражение творчества автора. 

Естественно наиболее полно представить в книге  творчество самых интересных и значимых авторов. Поэтому несколько странно, что в одном из томов антологии напечатано всего 10 стихотворений Александра Башлачёва (по мнению большинства рок-музыкантов – одного из лучших, интереснейших поэтов конца ХХ века). И в этом же томе – большая подборка Сергея Рыженко - интересного поэта, известного музыканта, который всё же по значимости, известности и поэтическому мастерству существенно уступает Башлачёву. Если бы существовал доступный любому читателю сборник стихов Башлачёва, логику издателей можно было бы понять, но сегодня есть только две книги Александра: небольшой сборник 1990 года и «полное собрание» тиражом 1000 экз. в 1997 году – обе книги непросто найти в книжных магазинах.

3.4. Работа с текстом. Составители сборников начала 90-х годов использовали разные источники текстов. З. Стасов, составитель сборника «Время колокольчиков», пишет: «Рок – музыка преимущественно коллективного творчества, в котором формообразующим средством является импровизация. Отсюда и основной способ её фиксации – звукозапись»42. Он строит свой сборник на основе вышедших записей, указывает, из какого альбома взяты те или иные песни, а за источники текстов берёт расшифровку аудиозаписей: «Большинство текстов песен, представляющих собой расшифровку магнитофонных записей, публикуются впервые, поэтому возможны какие-то расхождения с оригиналами, за что составитель приносит извинения»43. Метод расшифровки неизбежно приводит к ошибкам и неточностям. Например, в песне А.Башлачёва «Некому берёзу заломати» есть строчки: «Всемером ютимся на стуле, /Всем миром на нары-полати...» На слух слова «всемером» и «всем миром» отличить в этой песне невозможно, поэтому возникла ошибка (одна из многих в этом сборнике). Другая ошибка этой книги - неправильно указанное авторство: песня «Город» приписана Б.Гребенщикову, который исполнил её в фильме «Асса», на самом деле автор текста – А.Хвостенко. 

Информация о работе Анализ изданий рок-поэзии на примере антологии «Поэты русского рока»