Вклад Аристотеля в развитие психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:08, доклад

Описание работы

Аристотель Страгирит (384-322 гг. до н.э). в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение . Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата»

Содержание работы

Введение
1.Учение Аристотеля о душе.
1.1.Структура человеческой души.
1.2.Душа и тело. Виды души.
1.3.Разумная часть души человека.
2.Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.
3.Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
4.Представление о движении.
5. Фундаментальные проблемы психологии.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 507.01 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Московский государственный  индустриальный университет

(ФГБОУ ВПО МГИУ)

 

 

Кафедра философии  и истории

 

 

Доклад

 

По дисциплине: «Педагогика и психология»

На тему: «Вклад Аристотеля в развитие психологии»

 

 

 

 

 

 

Группа

4261

Студент

Никишина Н.И.

Преподаватель

Козьяков Р.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

Содержание

Введение

1.Учение Аристотеля о душе.

1.1.Структура человеческой души.

1.2.Душа и тело. Виды  души.

1.3.Разумная часть души человека.

2.Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.

3.Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.

4.Представление о движении.

5. Фундаментальные проблемы психологии.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Аристотель Страгирит (384-322 гг. до н.э). в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение . Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, - пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…»

 Изучая практически  все проблемы развития природы  и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения  и поныне. Его можно назвать  основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где  ему принадлежит первая целостная  теория психических явлений.. Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах  (описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение  проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров). Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души – фундаментальный трактат «О Душе».

Учение Аристотеля  о  душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного  эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе.

В рамках данной работы  предусматривается  рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния , оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психике. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет кратко рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.

1. Учение Аристотеля  о душе.

Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки  о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды  на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

Аристотель отвергает  и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность).     

По Аристотелю, душа связана  с одной стороны с материей, с другой–с Богом, т.о., психология занимает средние положение между физикой  и теологией.

«Рассмотрение души в некоторых  случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи». Однако, только душа связана с материей, поэтому физика исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней самой.

Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все  вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность»,  состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет  это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия. Душа есть суть  бытия и форма такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» .

1.3. Душа и тело. Виды души.

Аристотелем впервые в  истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что  душа гневается, равносильно тому, так  если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» . Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним.

Все живые тела–орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель разделяет несколько видов души. Поскольку душа–сущность жизни, то она присуща всем живым существам. Где есть жизнь,–есть и душа. А «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и растения наделены жизнью и одушевлены.

1.Растительная душа – первая и самая общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание. Однако, растения не способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально.

2.Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго типа души – души животной.

3.Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.

Это учение о «лестнице  душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития–высшие способности  возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие  уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития  Человека же Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.

Таким образом Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания.  Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

1.2. Разумная часть  души человека

Такие функции души как  ум, мышление, рассуждение, способность  к умозрению, по мнению Аристотеля, составляют исключительно  род  души человека и «только эти способности  могут существовать отдельно, как  вечное–отдельно от преходящего». Аристотель замечает, правда, что еще не ясно, могут ли они быть независимы от тела, но не находит оснований считать ум и соединенным с телом, поскольку иначе он имел бы определенный орган и обладал какими-то качествами (например, мог бы быть теплым или холодным). Аристотель отрицает существование телесного органа для мышления. Оно, по его мнению, автономно и, в отличии от души бессмертно. То есть разумная часть души не умирает вместе с телом, а существует вечно. Бог, по Аристотелю, – наивысшая из форм,  «мысль мыслей», – есть чистый разум.

Разумную души Аристотель делит на две части, каждая из которых  имеет свою интеллектуальную добродетель  и по-своему относиться к этическим  добродетелям.  

1.Рассудочная часть разумной души имеет дело с человеком, его жизнью и деятельностью. Это практический разум, практическая истина, относящаяся к людским делам, т е. к частному, поэтому она тесно связана с опытом. Применять общие знания к частному приходиться именно этой части души, как и осуществлять выбор. Её добродетель–практичность. Аристотель определяет ее как «разумно приобретенное свойство души, осуществляющее людское благо». Практичен, по его мнению, тот, кто способен оценивать обстоятельства и рассчитывать средства для достижения целей и действия, ведущие к благополучию. Для практичности необходимы такие добродетели, как опыт (потому молодые люди не могут  быть практичными) и умеренность, поскольку, по Аристотелю, практический ум утрачивается при избытке наслаждения или страдания. С практичностью Аристотель связывает добрый совет, рассудительность, проницательность и изобретательность. Рассудительность он считает не лучшей стороной практичности, поскольку, в отличие от последней, которая приказывает, рассудительность только критикует. Изобретательность же, состоящая в добывании подходящих средств для некой цели, похвальна, но только если похвальна сама цель, в противном случае она опасна. Поэтому изобретательность должна служить практичности, так же как практичность служит добродетели. Правда, Аристотель подчеркивает, что практичность лишь низший вид человеческой деятельности, поскольку «лишена покоя, стремиться всегда к известной цели и желательна не ради ее самой», она присуща низшей части разумной души.

2. Выше практичности– мудрость как добродетель разумной части разумной души. Эта часть души, в отличие от предыдущей, созерцает неизменные принципы бытия, где нет выбора, а существует лишь знание или незнание. В теоретическом мышлении благо и зло выступают как истина и заблуждение. Деятельность же разумной части разумной души Аристотель видит в науке, поскольку ее предмет–общее, то есть вечное. К практической деятельности эта часть души не способна: там требуется практическое мышление и стремления, присущие аффективной части души, но разумная часть души способна руководить практической (нравственно-политической) деятельностью.

Мудрость, «знание и понимание  наиболее важного в природе»,  является, по мнению Аристотеля, той  добродетелью,  которая в сочетании  с деятельностью приносит высшее блаженство. Такой деятельностью  философ видит созерцание. «Деятельность  Божества,  будучи самой блаженной, есть созерцательная деятельность, а следовательно, и из людских деятельностей наиболее блаженна та, которая родственнее всего божественной».

Аристотель и  его учитель  Платон – два  взгляда на природу  души.

 Аристотель, как известно,  20 лет провел в «Академии» Платона  как слушатель, преподаватель  и равноправный член содружества  философов платоников, и только  после смерти Платона в 335г.  организовал свое учебное заведение  в Ликее (Афины). Однако, несмотря на мощное влияние такого учителя как Платон,  он был достаточно  независим в своих собственных философских изысканиях.  И хотя учение Аристотеля базируется на некоем сплаве достижений Платона и наиболее сильных сторон учения Демокрита, оно содержит ряд представлений, прямо противоречащих основным идеям Платона, в часности  представлениям о душе.

Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся  души, или идеи, вещей, те совершенные  образцы, которые становятся прообразами  реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого нет в  реальной жизни, но отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является, как бы вариацией понятия "человек".   Поскольку понятие неизменно, то и идея, или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разум ной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями:

Черный конь – вожделеющая  душа – не слушает приказов и  нуждается в постоянной узде, так  как он стремится перевернуть  колесницу, сбросить ее в пропасть.

Белый конь – страстная  душа, хотя и старается идти своей  дорогой, но не всегда слушается возницу  и нуждается в постоянном присмотре.

И, наконец, разумную часть  души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем.

В описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части  души: разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как  вожделеющая и страстная – плохими, более низкими.

Аристотель же далек от подобного дуализма. Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость  умеренности и разумного соотнесения  чувств с окружающим. Большое значение он отводил аффектам, которые возникают  независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэтому он подчеркивал роль искусства. Особенно искусства драматического, которое, вызывая соответствующие эмоции у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

Также, по Платону,  как  душа постоянная и человек не может  ее изменить, то и содержание тех  знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совершаемые  человеком, являются по сути не открытия ми чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием "интуиция", ведущим для творческого мышления).

Аристотель же утверждает, что  душа смертна, и по мнению Петровского, тезис Аристотеля о неразделимости души и тела сразу делает бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения  Платона о прошлом и будущем души. 

Также Аристотель не согласен  с Платоном, полагающим высшее благо в общем (в идее). Такое благо недостижимо для человека, считает Аристотель, следует же искать достижимое. Платон относит благо исключительно к категории бытия: по его мнению, это бог и разум. Но, возражает ему Аристотель, благо может быть и в других категориях: качества - добродетель, количества - мера, времени - удобный случай, пространства - приятное местопребывание и т.д. Поэтому благо Аристотелем понимается не как нечто общее, подходящее под одну идею, а нечто различное. Высшее же благо, счастье, эвдемония, по его мнению, состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы (души), то есть сообразная с добродетелью деятельность, из которой приносящая наивысшее блаженство - мышление и познание. Блаженство же, по Аристотелю,–то, что само по себе делает жизнь желанной, самоудовлетворенной, счастливой.

Информация о работе Вклад Аристотеля в развитие психологии