Вклад Аристотеля в развитие психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:08, доклад

Описание работы

Аристотель Страгирит (384-322 гг. до н.э). в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение . Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата»

Содержание работы

Введение
1.Учение Аристотеля о душе.
1.1.Структура человеческой души.
1.2.Душа и тело. Виды души.
1.3.Разумная часть души человека.
2.Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.
3.Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
4.Представление о движении.
5. Фундаментальные проблемы психологии.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 507.01 Кб (Скачать файл)

Аристотель, как самостоятельный  философ, преодолел многие  воззрения  своего учителя, открыв новую эпоху  в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела (Демокрит) и бестелесные идеи (Платон), но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.

Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.

Учение Аристотеля о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов  вплоть до 17 века являлось основой для  тех, кто изучал проблемы души, и  было ассимилировано последующими научными исследованиями психики.

Многие достижении современной психологии (понятия, методология) уходят корнями в аристотелевские представления о душе и психике.

По Аристотелю идейное  богатство мира скрыто  в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом, опирающемся на опыт, общении  с ними. По своему предмету психология (в физической ее части) совпадает  с биологией (хотя в отличие от нее изучает не материальные, а  целевые, движущие причины живого). Таким образом, здесь возможно наблюдение, описание и анализ конкретных жизненных  проявлений и у животных и у  человека, что составляет опытный  объективный метод изучения. Однако вместе с тем Аристотель замечает,  что добиться чего-то достоверного в изучении души (особенно нематериальной ее части) очень сложно, на многие вопросы  ответить почти невозможно. Исследовать природу можно путем наблюдения и опытов, которые приводят к обобщению знания. Поэтому психологическое учение Аристотеля строится на обобщении биологических фактов. Петровский пишет, что это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации, развития и причинности.

Также и учение о «лестнице  душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития – высшие способности  возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие  уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития.

 Аристотель, следуя данному  принципу развития, стремился найти   звенья, ведущие от одной ступени  к другой. Им была описана особая  область психических образов,  которые возникают без прямого  воздействия вещей на органы  чувств – фантазии, (более известные  нам  как представления памяти  и воображения), которые подчинены  механизму ассоциации, как составляющей  памяти. Также Аристотель рассматривал  и прочие познавательные процессы  - ощущение, от которого ведут  начало познавательные способности  и мышление, которое характеризуется  составлением суждений. В учении  о чувствах, Аристотель описывает  чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты,  составной частью учения об аффекта является  идея катарзиса – очищения аффектов (термин Аристотель заимствовал из медицины Гиппократа, у которого катарзис – выпускание из организма вредных соков). Также Аристотель придавал большое значение  проблеме воли и создал широко известное учение о характере, в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей..

4.Представление о движении

В девятой и десятой  главах третей книги трактата «О душе»  Аристотель касается проблемы движения. В начале девятой главы он задается такими вопросами как:

Чем движущее начало оказывается для души?

Является ли это начало какой-нибудь одной частью души, отделенной либо пространственно, либо мысленно, или всей душой?

Что представляет собою пространственно движущее начало у животного?

Касаясь вопроса о движении в пространстве, Аристотель рассуждает о том, что движет животное при  хождении. Очевидно, что это не растительная способность, так как движение всегда целенаправленно и сопровождается «образом или стремлением». То есть, не стремясь ни к чему, животное не приходит в движение (исключением является принуждение к действию). А иначе  растения были бы способны к движению и обладали бы органом для этого  движения. Аналогично ощущающая способность  не может производить движения в  пространстве. Но движущим началом  не может быть также логическая способность  и так называемый ум. Кроме того, движение всегда свойственно тому, кто «или стремится уйти или достигнуть». Более того, когда «ум и рассудок подсказывают избежать чего-нибудь, человек  не действует соответствующим образом, а поступает согласно желанию, подобно  невоздержанному человеку». Люди во многих обстоятельствах вопреки  предписаниям разума следуют за образами своей фантазии. Но главной детерминантой такого движения является не влечение. «Ведь владеющие собою люди, хотя могут иметь влечение к чему-нибудь, но совершают действия не под влиянием влечения, а следуют предписаниям ума. Следовательно, желание не может объяснить целеустремленное действие, по крайней мере, не полностью.

Таким образом, разумно установить две способности, являющиеся движущими  силами – это стремление и ум. Обе они обуславливают движение в пространстве, а именно деятельный ум, направленный на известную цель (от теоретического ума он отличается целенаправленностью). Всякое стремление также появляется ради чего-нибудь, следовательно, «предельная цель и  есть источник деятельности».

Таким образом, Аристотель говорит, что правильно считать движущими  силами эти две способности –  стремление и практический ум. Желаемое представляет исходную точку для  практического ума. И воображение, когда приводит в движение, также  не движет без стремления. Несомненно, «приводящий в движение предмет  стремления – един». Ведь если приводить  в движение две способности –  ум и стремление, то они будут  делать что-либо сообразно общей  цели. Теперь ясно, что ум не приводит в движение без стремления. Ведь «воля – есть стремление». Осмысленное  движение осуществляется сообразно  волевому решению. Между тем, «стремление  движет вопреки разуму, ведь желание  есть некое стремление». При этом ум всегда действует правильно, а стремление и воображение – то правильно, то неправильно. Поэтому приводит в движение всегда предмет стремления.

Итак, ясно, что приводит в движение такая способность  души, которая называется стремлением. Между тем, способность стремления, как таковая, в качестве движущего  начала, по роду едина. На первом же месте  стоит предмет стремления (который  и движет, будучи неподвижным в  силу того, что он мыслится или воображается).

Следует также отметить, что существует три компонента движения: во-первых – движущее, во-вторых –  то, чем производится движение, и в-третьих – приведенное в движение. Движется то, что стремится, и стремление представляет собой движение. Орган, которым стремление осуществляет движение, есть нечто, связанное с телом. Движущее при помощи органа есть то, у чего начало совпадает с концом. «Все движется толчком и притяжением; поэтому необходимо, чтобы как в круге, нечто пребывало неподвижным и отсюда начиналось бы движение». Поскольку животное обладает способностью стремления, постольку оно приводит само себя в движение.

Таким образом, по Аристотелю, стремление и практический ум играют обязательную роль в объяснении движения и формировании целеустремленного  поведения.

5.Фундаментальные проблемы психологии:

В рассмотренной части  концепции «О душе» Аристотель касается следующих проблем:

проблема структуры движения

проблема соотношения  души и движущего начала

роль растительной, ощущающей  и логической способностей в формировании движения

проблема желаний

проблема воображения, целесообразности движения

проблема стремления

проблема единства ума  и тела

проблема воли

Заключение

1) Аристотель, как уже  было сказано выше, считается,  в сущности, основоположником психологии  как науки о душе. В трактате  «О Душе» он систематизировал  существовавшие взгляды на природу  психического, выведя на их основе собственную теорию.

2) Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

3) Известная картина Рафаэля "Афинская школа" изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.

4) Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, причинности (детерминизма).

 

Список использованной литературы

1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1994.

2.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2000.

3. Лучинин А. С. История психологии. Ростов н/Д., 2005.

4. Марцинковская Т. Д. История психологии. М., 2002.

5. Морозов А. В. История психологии. М., 2003.

6. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.


Информация о работе Вклад Аристотеля в развитие психологии